на главную страницу

24 Октября 2007 года

Культура

Среда

Наследие Василия Верещагина

В октябре исполняется 165 лет со дня рождения крупнейшего художника-баталиста России Василия Васильевича Верещагина

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



     Он родился в Череповце в семье помещика. Рисованием увлекся во время учебы в Петербургском морском кадетском корпусе. В 1858 году Верещагин стал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели, и сам он мечтал стать художником.
     В 1860 году, блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал в отставку. Поступил в Академию художеств. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Начались трудные годы жизни. Верещагин упорно занимался живописью, однако академическая система обучения с ее нормативностью и традиционностью тяготила художника. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин - «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом». В 1863 году он оставил академию и уехал на Кавказ, чтобы «на свободе и просторе на интересных предметах учиться». Его первыми самостоятельными работами были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.
     Живя на берегу Шексны в селе Любец, Верещагин мог видеть тяжелый труд бурлаков. Он задумал создать большую картину, в которой хотел показать безысходную долю бедного люда, которого с избытком хватало в царской России. Верещагин выполнил эскиз картины, написал несколько этюдов, но заканчивать работу не стал.
     В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. «Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал...» - объяснял свое решение художник. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. В 1869-1870 годах Верещагин вновь предпринимает поездку в Туркестан: детально знакомится с этой своеобразной страной, изучает нравы и обычаи феодального Востока и в результате создает большую серию картин о Средней Азии. Художник свободно владеет кистью, и звучные, насыщенные краски передают знойное южное небо, весеннюю зеленую степь, прохладу горных вершин, покрытых снегом, сложнейшую орнаментацию древних построек Самарканда...
     Центральное место в этой серии занимают батальные полотна, именно они имели большой успех и в России, и за рубежом, определив основное направление творчества Верещагина. Уже в самых ранних полотнах художник выступил с протестом против захватнических войн, с обличением тех, по чьей вине гибли люди. Антимилитаристский характер произведений - результат глубоких раздумий и жизненных наблюдений Верещагина, который внес в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. «Солдаты Верещагина, - писал В.В. Стасов, - это все тот же народ, только... носящий мундир и ружье».
     В картине «У крепостной стены. Пусть войдут» (1871) в напряжении ожидают боя русские солдаты. Суровы их лица, в позах твердая решимость. В картине «Вошли» - то же место в крепости, но после боя. Ряд батальных полотен объединен в серию, где художник развивает мысль о жестокости феодальных владык, дикости порядков, о героизме и мужестве русских солдат: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872) и «Апофеоз войны» (1871-1872). «Я не знаю, есть ли в настоящее время художник ему равный не только у нас, но и за границей...» - писал о Верещагине И.Н. Крамской.
     В 1874 году Верещагин совершил поездку в Индию, длившуюся до 1876 года. Здесь он работает с азартом и одержимостью, не боясь опасностей и риска. В результате была создана новая большая серия этюдов и картин, явившаяся своеобразной художественной энциклопедией жизни и быта народов Индии. Мастерство художника в передаче величественной архитектуры, голубого южного неба, солнечного освещения, воздуха, проявившееся в туркестанской серии, еще более окрепло в его индийских произведениях. К числу лучших произведений индийской серии относятся: «Буддийский храм в Дарджилинге» (1874-1875), «Ледник по дороге из Кашмира в Ладак» (1875), «Жители Западного Тибета» (1875), «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-1876).
     Еще в начале путешествия у Верещагина возникает замысел создать ряд картин, обобщающих его впечатления от Индии, размышления о прошлом и настоящем этой страны. Замысел окончательно оформляется уже в Париже в 1876 году: художник задумывает две серии картин, или, как он их называет, две «поэмы»: «малая», или «коротенькая», поэма должна была включать сцены современной жизни, национальные типы, пейзажи Индии. «Большая» серия, или «Историческая поэма», задумана как цикл из двух-трех десятков монументальных картин, где будет представлена вся история покорения Индии англичанами. Этот грандиозный замысел остался неосуществленным. Работе помешала русско-турецкая война.
     По собственной просьбе Верещагин был причислен к штабу русских войск и в апреле 1877 года выезжает из Парижа в действующую армию, где находится до окончания военных действий. В самом начале войны он был тяжело ранен. Не дождавшись выздоровления, направляется в Плевну, где оказывается участником ее третьего штурма. В зимние месяцы вместе с отрядом М.Д. Скобелева совершает переход через Балканы и участвует в решающем бою на Шипке у деревни Шейново. В конце войны Верещагин представлен к награждению Золотой шпагой, однако от награды решительно отказался. Все это время художник не перестает работать: делает зарисовки и наброски в альбомах, пишет маленькие этюды к будущим полотнам, в которых точно и неотступно фиксирует зимние Балканы, переходы войск через горные перевалы, места сражений, военные укрепления, солдатские лагеря, братские могилы, фигуры убитых, трупы замерзших. В общем, все те страшные и обыденные подробности войны, которые с этих пор стоят перед его глазами и неумолимо требуют своего воплощения. «Лишь бы только не струсить в откровенности», - заклинает себя художник.
     Балканская серия создавалась в Париже в 1878-1879 годах. В нее входит около тридцати картин. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Под Плевной», «Атака» (не закончена), «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет».
     Картины балканской серии отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. Балканская серия - кульминация творчества Верещагина. Показанная вместе с индийской серией впервые в Лондоне и Париже в 1879 году, а затем демонстрировавшаяся на протяжении 1881-1891 годов в Петербурге, Москве, во многих городах Европы и Америки, она вновь вызвала огромный интерес к художнику во всем мире.
     После Петербургской выставки 1883 года в течение двух лет Верещагин не выступает перед публикой. Нервное напряжение, каким сопровождалась работа над балканской серией и ее показ, отозвалось душевной опустошенностью. «Не думайте, что все пройденное было лишь как с гуся вода: все, все оставило следы, - пишет он в 1882 году Стасову. - Силенки в 40 лет сильно опустились, цель жизни утерялась». Верещагин снова ищет творческого обновления в путешествиях: осенью 1882 года совершает второе путешествие в Индию, а в конце 1883 года едет в Сирию и Палестину.
     В Палестине метод работы Верещагина остается тот же, что в Туркестане и Индии: он всерьез погружается в изучение исторических источников, пишет этюды, собирает этнографическую утварь, задумывает серию картин. Здесь написано около пятидесяти этюдов, главным образом, виды природы, памятники библейской истории, которые Верещагин не поэтизирует, не стилизует, но стремится зафиксировать с абсолютной достоверностью в их нынешнем состоянии. Он пишет Святую землю исключительно с реальной исторической точки зрения. В этом ключе решены несколько картин из Священной истории, входящих в палестинскую серию: «Святое семейство», «Воскресение», «Пророчество» и другие.
     Впервые показанные на выставке в Вене в 1885 году евангельские картины произвели небывалый скандал. Показ палестинской серии в России был запрещен.
     С середины 1880-х годов Верещагин остро чувствует потребность работать на родине, чаще приезжает в Россию. Особенное значение для него имеет поездка в 1888 году в Москву, Ярославль, Ростов, Кострому. Он глубоко увлечен миром национальной старины, погружен в изучение древнерусского зодчества, приступает к собиранию русских древностей и в течение короткого времени создает коллекцию, выдающуюся по художественности и историческому интересу.
     В 1891 году Верещагин поселяется в Москве, строит на окраине города в Нижних Котлах по собственному проекту дом-мастерскую. В начале 1890-х годов он посещает родные места - едет в Вологду и ее окрестности, летом 1894 года предпринимает с семьей путешествие на барже по Северной Двине, на Белое море, Соловки. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей».
     Это оригинальное создание Верещагина, существующее как бы в двух изводах: живописном и литературном. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне. Верещагин относится к своим персонажам-простолюдинам, встреченным на дорогах России, со своей обычной сдержанностью, уважительно, но без народнического жаления. Живописные этюды - это уже не типажные изображения, но портреты, за которыми проступают индивидуальные судьбы. Среди них выделяются своей экспрессией и яркой психологической характеристикой «Отставной дворецкий» и «Старуха нищенка 96 лет».
     Русская серия насчитывает около сотни этюдов, но не включает ни одной картины. Объяснение, по-видимому, в том, что Верещагин параллельно работает над большой серией полотен, посвященных войне 1812 года. Начатая еще в Париже, серия эта до конца дней остается главным делом художника. Парижское происхождение, очевидно, во многом объясняет ее первоначальный замысел: она была задумана как серия картин, посвященных Наполеону и его русскому походу. Впоследствии в России замысел серии претерпевает существенные изменения: из наполеоновской сюиты она начинает обращаться в национальную историческую эпопею. Серия остается незавершенной. В своем нынешнем виде она включает в себя двадцать картин (не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций). Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием «Наполеон I в России», представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью «Великой армии» в снегах России.
     В последние годы жизни Верещагин не прекращает путешествий. В конце 80-х - начале 90-х годов он дважды был в Америке: в 1901 году художник совершает далекую поездку на Филиппины, в 1902 году - на Кубу. Естественно, его влекут события испано-американской войны, он не мог и в этом случае уклониться от темы, так сильно владевшей им всю жизнь. Он пишет много этюдов, задумывает новые серии картин, из которых создана «Госпитальная серия» (1901), в которую входят картины: «В госпитале», «Письмо к матери», «Письмо прервано», «Письмо осталось неоконченным» (3 картины из серии хранятся в Николаевском художественном музее им. В.В. Верещагина), в которых вновь с присущей ему страстностью осуждает войну.
     Путешествие в Японию в 1903 году оказалось предпоследним в его жизни. Художника влекут в эту страну памятники классической японской культуры, национальные типы, его ошеломляет своеобразие костюмов и обычаев. В этюдах «Синтоистский храм в Никко», «Вход в храм Никко» выражены удивление и восторг необычайным обликом японской архитектуры.
     Сообщение о начале русско-японской войны потрясло художника. И вновь, будучи уже немолодым, устремляется он на фронт, в самую гущу боевых действий. Русско-японская война застала Верещагина за работой над начатыми картинами; он все оставил и, по выражению Репина, «полетел» на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях. «Одни, - писал Верещагин, - распространяют идеи мира своим увлекательным могучим словом, другие выставляют в защиту его разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок».
     31 марта (13 апреля) 1904 года Верещагин погиб вместе с вице-адмиралом Макаровым, находясь на флагманском броненосце «Петропавловск», который подорвался на японской мине на рейде Порт-Артура.
     Всю жизнь Верещагин чувствовал себя «мобилизованным и призванным» говорить своим искусством правду и только правду. Он первым выразил в изобразительном искусстве мысль о том, что война не может и не должна быть средством разрешения международных споров. Актуально звучит голос Верещагина и в наши дни.
     На снимках: Двери Тимура (Тамерлана).; Смертельно раненный.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex