на главную страницу

25 Октября 2007 года

Профессионал

Четверг

Мирового уровня сержант

Олег СИНАЕВ.
Фото автора.



Одной из важнейших задач, решение которой обеспечивают российские Сухопутные войска, является установление и поддержание мира на территориях за пределами Российской Федерации. Военнослужащие Сухопутных войск РФ являются гарантом стабильности и безопасности во многих конфликтных регионах планеты. Об одном из ярких представителей российских миротворцев мы рассказываем нашим читателям.


     ...Когда главнокомандующий сухопутными силами США в Европе и командующий 7-й армией США генерал Б. Белл на выпуске из сержантской академии в Графенвере (Бавария, ФРГ) вывел из строя четырех «отличников боевой и политической», военнослужащие в строю и приглашенные гости как-то примолкли. Среди самых-самых стоял двухметровый военный в необычной для натовских ребят форме. На шевроне с национальным триколором на левой руке парня красовалось: «Вооруженные Силы. Россия».
     Это было в 2005 году. Старшему сержанту Александру Бакаеву (на снимке), военнослужащему отдельной мотострелковой бригады, дислоцированной в Республике Адыгея, только-только исполнилось 28 лет.
     - Моя профессия – военный, – заместитель командира противотанкового взвода старший сержант Бакаев мысли формулирует предельно четко и ясно. – Я – внук, сын, брат военнослужащих, и мой сынишка тоже военным будет.
     Позиция? А каким еще мог вырасти сын в семье Кима Федоровича Бакаева, про которого сослуживцы всегда говорили: «Настоящий полковник»? Да, он сейчас в отставке, но в армейском багаже полковника Кима Бакаева и Афганистан, и миротворчество в Южной Осетии, и представительство в далеком государстве Перу.
     У него сыновья – один в одного... В смысле в него, в отца. Старший в Генеральном штабе Вооруженных Сил России служит, средний в Армении на российской военной базе Родину защищает, младший в Абхазии мир блюдет. Про последнего – старшего сержанта Александра Бакаева и разговор.
     Саня Бакаев надеть погоны мечтал с детства. Занимался спортом. Это потом, несколько позже, он стал чемпионом Средней Азии по рукопашному бою, становясь до этого первым в военном училище, округе. Хрустальная перчатка – приз – до сих пор дома на почетном месте стоит.
     В школе парень старался учиться хорошо. В тематических олимпиадах не участвовал, но по предметам планку держал. Двойки-тройки исправлял на месте. Четверку за оценку признавал, но стремился пятерку заработать.
     Среди сверстников признанным заводилой и лидером был. Все необходимые качества для будущей успешной военной службы парень с младых ногтей оттачивал и усваивал. Естественно, в Омское высшее общевойсковое командное училище им. М.В. Фрунзе с лету поступил. А кто ж такого абитуриента не примет? Тем более члены мандатной комиссии уже знали: парень – прирожденный военный.
     ...Сейчас некоторые сверстники и однокашники по военному вузу (он узнавал) уже батальонами командуют. А он вот командира взвода замещает.
     - Конечно, я мечтал стать офицером. – Александр Бакаев разводит руками. – Обстоятельства помешали. 14 апреля 1998 года, за два месяца до выпуска, меня из военного училища отчислили. Сам виноват – молод был, глуп.
     Без малого три месяца Александр, сняв курсантские погоны, послужил в батальоне обеспечения учебного процесса, стал младшим сержантом, «дембельнулся» и заключил контракт с Министерством обороны. Он же по призванию военный.
     В российской группировке войск в Киргизии смышленого младшего сержанта приметили. Нетрудно понять тамошних командиров – пришел готовый офицер. Правда, без лейтенантских погон, но устав знает, решение принять может, с бойцами – полный контакт.
     Выходил он из Киргизии уже сержантом. Естественно, ему предлагали остаться в родной воинской части, когда ее передислоцировали в Россию, но он почему-то подумывал о «гражданке». В 2001-м уволился. Но детская мечта быть военным в сердце засела прочно.
     В Адыгее, где и сейчас живет его семья, дислоцируется отдельная мотострелковая Краснознаменная Краснодарская, орденов Кутузова и Красной Звезды Кубанская казачья бригада. Вы считаете, он мог пройти мимо? Так и стал миротворцем.
     - Я часто думаю о превратностях судьбы и несправедливости жизни, – старший сержант с горечью говорит о наболевшем. – В армию порой насильно призывают неграмотных, неподготовленных офицеров-двухгодичников, которые зачастую от солдат только формой и отличаются.
     Недели, а то и месяцы проходят, чтобы из «пиджака» сделать приличного командира. Да что там говорить, кадровые офицеры свои вузы заканчивают... и быстрее рапорты на увольнение садятся писать. Я мечтал стать офицером, готовился к этому, а быть им... не могу.
     Из училища его выгнали не за уголовщину какую, а за банальную драку. Вступился за честь мундира, да силы не рассчитал. Обидчики из числа сотрудников правоохранительных органов подлечились и поныне покой граждан охраняют, а на нем – пятно. Он с этим уже почти смирился, хотя обида, конечно, где-то там, в душе, таится.
     - До пенсии семь лет осталось, дотяну, – говорит, – я и в своем статусе многое сделать смогу.
     Командиры уверены – Бакаев сможет. У него и видение армейских проблем соответствующее.
     - Вот все говорят, сержант, мол, младший командир, – рассуждает Александр, – а так ли это? В армии сейчас сержант – это просто хороший парень. Не пьет солдат, по «самоволкам» не бегает – на тебе «лычки», будешь командиром отделения. А он сможет в боевой ситуации разобраться и приказ отдать? А дисциплинарными правами сержанты пользуются? Устав-то они читали еще во время своего курса молодого бойца.
     - Чтобы сержант стал настоящим командиром, его надо учить, – развивает мысль замкомвзвода. – Пусть это будет называться школа, училище или даже академия. И не бордюры он должен там белить и газоны косить, а заниматься всеми видами боевой подготовки. Стрелять, бегать, тактику учить. И педагогике внимание уделять, и психологии.
     Самый близкий к солдату командир – сержант. Старинное правило «Делай, как я!» ему как никому другому использовать придется. А как покажешь и научишь, если сам не знаешь и не умеешь?
     Сам Александр Бакаев этому командирскому принципу следует неукоснительно. Во взводе все знают: нет вопроса, в котором не разбирался бы их замкомвзвода. Будь то техническая проблема, личная или даже общественно-политическая. Да-да, и в глобальных, геополитических вопросах сержант тоже должен разбираться. Тем более там, где Бакаев служит, – в составе Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта.
     - А еще ментальность руководства менять надо, – чувствуется, вопросы военной реформы Бакаева всерьез волнуют. – Отношение к сержанту сейчас, как к солдату с «лычками». Как к хорошему парню, помните? Это неправильно.
     В Германии, где Александр Вооруженные Силы России представлял, он с парнем из Казани познакомился. Тот, правда, в другой армии служит, в американской, – родители его когда-то пацаном в Штаты увезли.
     Молодой человек воевал в Ираке. Приехал в Европу поучиться. Первый вопрос:
     - Женат?
     - Да.
     Посадили в машину, привезли к домику: две комнаты, кухня, прихожая, два санузла, душ, прачечная. Согласны? Да. Дали денег, типа подъемных, – телевизор там купить, цветочки-занавесочки. Что-то около пяти тысяч долларов. Потом им «боевые» заплатили. До цента. Он на часть этих денег решил авто себе купить.
     Взял машину, довольно навороченную – около пятидесяти тысяч американских долларов заплатил. «А что, – говорит, – буду уезжать, государство обязано ее у меня купить по остаточной стоимости».
     - Разве это не забота о младшем командире? – задает себе вопрос наш старший сержант. – Я, к примеру, даже суточные не в полном объеме получаю. Как и мои солдаты. Что мне подчиненным говорить?
     Он пытается решать вопросы, но вес, увы, не тот. Хотя в совещаниях, которые командир батальона регулярно проводит, он наравне с офицерами участвует.
     - Мыслящий командир, – так охарактеризовал старшего сержанта Бакаева заместитель начальника отдела огневой подготовки и вождения управления боевой подготовки СКВО полковник Николай Евдокимов.
     И хоть Николай Валентинович уже ждет приказ на увольнение из Вооруженных Сил, ярких личностей примечает. Он, кстати, и занимался отбором кандидатов на Всеармейский конкурс сержантов, откуда победителем Бакаев поехал в Германию.
     - Мы тогда их мощно проверяли, – вспоминает Николай Валентинович. – Они стреляли, водили БМП, сдавали тактику, физическую подготовку. Александр выделялся даже среди равных. Хорошие физические и командирские данные, нестандартное мышление. Северо-Кавказский военный округ в итоге представляли Бакаев и младший сержант Носков из отдельной мотострелковой бригады, дислоцированной в Ставропольском крае. Бакаев стал победителем и во Всеармейском состязании.
     - Да просто нравится мне это. Я же говорю, военный – мое призвание, – не раз в беседе повторял Бакаев.
     Он и в Графенвере стал чемпионом, потому что нравилось ему там всем заниматься.
     - Нас в пять утра поднимали, и в полночь звучала команда: «Отбой». Занятия до девяти вечера. Учения, зачеты, экзамены. Прелесть. С винтовками М-16 не расставались. Сорок пять суток хорошей армейской подготовки! – глаза старшего сержанта сверкают. – Закончилось все семидневным полевым выходом с полной выкладкой, в автономке. Это, я вам скажу, школа!
     ...Сыну Данилке тогда еще года не было. Об успехах папы он мог догадываться только по блеску большой медали, которую отцу в далекой Германии вручили. Теперь, когда сын подрос, он сверстникам с гордостью заявляет: «Мой папа – военный», подтверждая жизненное кредо Александра Бакаева. Устами младенца... вы ж знаете.
     ...Кстати, родных, российских наград старший сержант Бакаев не имеет. Наверное, не заслужил. Да и когда с триумфом на Родину вернулся, никто из командиров в знак благодарности даже руки не пожал...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex