на главную страницу

25 Октября 2007 года

Профессионал

Четверг

Профи из Рыбачьего

Тарас РУДЫК, «Красная звезда».



     
Ты куда меня привез?


     Такси, резво развернувшись, подняло облако серой пыли и укатило в обратном направлении, а они стояли с дорожными сумками у ног, и не спешили на контрольно-пропускной пункт мотострелкового полка. Впрочем, торопиться им было некуда. Только по железной дороге они проехали более четырех тысяч километров.
     Галя держала на руках двухлетнего Димку и рассеянно осматривалась по сторонам. Она видела высокие двухметровые плиты, которыми была огорожена территория военной части. По ту сторону бетонного забора - одинаковые дома, белые, как снег в ее родном Саяногорске. Она подумала, что это солдатские казармы. Из растительности заметила небольшие тополя и такие же карликовые колючие деревца акации.
     Девушка вздохнула и перевела взгляд на горизонт - лицо ее помрачнело. Вдали была степь. Бескрайняя забайкальская степь с возвышающимися местами песчаными сопками. Кое-где у подножий этих желтых холмов зеленели жалкие клочки еще не выжженной солнцем травы.
     Галя покосилась на мужа и прошептала:
     - Ты куда меня привез?!
     - Галочка, это военный гарнизон, - тихо пояснил Саша.
     - Ты же говорил, что мы приедем в город Борзю? - прищурилась молодая жена.
     - Так мы же и ехали через него...
     - Когда? - встрепенулась брюнетка.
     - Сейчас, с железнодорожной станции, - еще тише промолвил Саня.
     Девушка в удивлении захлопала ресницами, а потом взвилась: - Что-о-о-о? У нас деревня лучше выглядит, чем этот твой город Борзя!.. Ну и глухомань! - качала головой Галина.
     Это было ее первое впечатление от знакомства с отдаленным забайкальским гарнизоном, куда она приехала вместе со своим мужем. Говорят, первое впечатление ошибочно.
     К тому времени старшина Александр Заика уже отбарабанил срочную в Воздушно-десантных войсках, три года послужил контрактником, повоевал в Чечне, выполнял миротворческие задачи в Югославии по линии ООН.
     Как видите, этот 27-летний энергичный молодой человек многое успел сделать и с таким послужным списком, как у него, и безупречными характеристиками он мог бы выбрать себе место службы и поближе к местам, более цивилизованным, а не ехать, как сказала Галина, в глухомань. Этого профи-бойца с медалью «За отвагу» принял бы на контрактную службу любой военком и командир. Хоть в Москве, хоть в Самаре или в Новосибирске.
     Почему же Александр отправился в Забайкалье, да еще в самую-самую что ни на есть отдаленку? Да потому, что здесь гражданину, поступившему на контрактную службу, сразу вручают ключи от служебной квартиры, а денежное довольствие военнослужащих тут на порядок выше, чем в том же Новосибирске, а о Самаре вообще говорить не буду. Согласитесь, для молодой семьи это крайне важно на первых порах - жить вместе, иметь квартиру.
     Второй плюс Забайкалья для военных - в льготном исчислении здесь год службы засчитывается за полтора. Приобрести путевку в морской санаторий тут тоже проще. Бесплатное медицинское обслуживание - хорошее.
     Но есть еще одна весьма основательная причина, почему Александр Заика приехал в Борзю со своей молоденькой супругой и двухлетним сыном. Этот старшина по призванию, по духу и крови - воин. Он решил, что какое-то время нужно послужить России и здесь. Для повзрослевших до совершеннолетия московских детей «пепси-колы» и кабацких тусовок эти слова могут показаться неправдоподобными. Дескать, кто-то сильно преувеличивает - или этот старшина, или я - корреспондент. Но таких контрактников, как Заика, здесь немало. Эти парни не умеют зычно скандировать о патриотизме, но хорошо знают, что они очень близко к юго-восточным границам Отечества, и стоят на защите его рубежей. Кто-то ведь должен это делать и в степи, и в дремучих лесах на ракетных точках, и в ледяной Арктике... С любовью к матушке-России.
     
* * *

     Теперь о Галине. Ее первые грустные впечатления при знакомстве со здешними однообразными пейзажами вполне объяснимы. Малая родина этой обаятельной девушки - республика Хакасия, красивый городок Саяногорск. В его окрестностях природа величественная и буйная. Тайга там, сосны-исполины стрелами вонзаются в небесную синь. В реках зеркальная вода, а от чистого воздуха у иного горожанина от обилия озона с непривычки голова кружится. Там великолепные горные курорты, куда иногда приезжает покататься на лыжах даже Президент России Владимир Владимирович Путин. Во многом благодаря наплыву туристов в этот край люди имеют возможность заработать, а значит, построить себе приличные дома. Вот почему Галя заметила, что у них деревня выглядит получше, чем этот забайкальский городок.
     Только, знаете ли, многим из тех людей, кто живет в Борзе, Саяногорск с его курортными прелестями тоже не нужен. Эти аборигены любят свою Борзю с ее загородными пейзажами и суровыми зимами. У дикого забайкальского края свои прелести. Я беседовал на эту тему с одним майором-финансистом. Он сказал, что не поменяет Борзю на любой другой гарнизон. И таких военнослужащих здесь много.
     - А что здесь хорошего? - спросил я у офицера. - Только, если можно, поконкретнее.
     - Вы даже не представляете, какая здесь рыбалка и охота! - воскликнул он. - Зверя и рыбы - немеряно. Недавно я ездил с друзьями на отдых, на озеро. Вечерком посидели у костра под звездным небом, немного выпили водочки и легли спать. Я утром первым проснулся и пошел вдоль берега со спиннингом. Просто иду и забрасываю, иду, забрасываю и вытаскиваю. Каких-то полчасика - и пятнадцать щук по локоть... Диких коз стрелять не нужно, они сами в ноги бросаются. Носятся здесь, как телята на ферме.
     - А что тут еще примечательного, кроме охоты и рыбалки? - допытывался я.
     - Здесь красиво и далеко до грешной и порочной цивилизации. В 36 лет я могу уволиться из армии, и мне будут выплачивать пенсию. Захочу - уеду за Урал, да хоть куда. Но увольняться не собираюсь. И уезжать отсюда не хочу. Иногда мне просто смешно слушать московские «страшилки» о Забайкалье. Это чудесный край... А вы разве не заметили?
     - Конечно, здесь по-своему красиво, - кивнул я.
     
Купать Димку?
     Кипяти воду в ведре!

     Скоро исполнится год, как старшина Заика приехал сюда со своей семьей. Он быстро адаптировался к здешнему климату, а к трудностям службы ему не привыкать. Семья получила двухкомнатную служебную квартиру, вот только горячей воды в ней нет, впрочем, как и во многих других квартирах.
     - В домах нет отопления, и жители городка пользуются обогревателями, - рассказывает Галя. - Разумеется, это влетает нам в копеечку, так как идет большой расход электроэнергии. Чтобы искупать Димку, я нагреваю кипятильником ведро воды. Есть у нас еще пятилитровый термос, который мы всегда наполняем горячей водой.
     - А почему в квартирах нет отопления? - поинтересовался я у Галины.
     - Строители, как кроты, перерыли весь городок траншеями, все ремонтируют теплотрассу, а зима на носу.
     - Тяжело быть женой контрактника?
     - Мне бы хотелось почаще видеть своего мужа дома, - вздыхает Галина. - Утром он уходит на службу, а возвращается поздно - к десяти-одиннадцати вечера. Иногда даже воскресенья у него бывают рабочими! Ну что это за служба такая?.. Не война же.
     - Александр Александрович, что скажете? - смотрю на старшину.
     - У нас нет четкого графика - во столько-то пришел на службу, во столько-то ушел, - поясняет контрактник. - Да, в 19 часов построение, кто-то уходит домой, но многие остаются еще на два-три часа, в основном замкомвзводы и командиры отделений. Приходится решать ряд служебных вопросов, например подготовиться к завтрашним занятиям, оформить оценочные ведомости, проверить состояние стрелкового оружия...
     Видите, вроде все по мелочам, но если подумать, то все это необходимо. Может, со временем этот полк будет жить по строгому распорядку дня, и после семи вечера все контрактники, кто не в наряде, смогут идти домой, к своим семьям, детям, которых нужно воспитывать. Это же не срочники!
     - Ну-у, а по поводу рабочих воскресений, - пожал плечами Александр. - Да, бывает. Но я же работаю не в сверкающем глянцем офисе, а служу в армии. И у нас здесь много непланового, серого, пыльного, шершавого... Что поделаешь? Такую профессию себе выбрал.
     
«Наш командир полка шел под пулями впереди солдат...»

     Старшина Заика - заместитель командира мотострелкового взвода. Он один из лучших замкомвзводов этого полка постоянной готовности, так его рекомендовал сам командир части подполковник Андрей Бурляков. Несмотря на молодость, у Александра солидный боевой опыт.
     Саша родился в Киргизии, в городе Фрунзе. Закончил 11 классов средней школы города Рыбачье, сегодня это город Балыкчи Иссык-кульской области. До этого времени его воспитанием занимались бабушка и дедушка, но после школы юноша переехал к родителям в Саяногорск, где впоследствии и познакомился со своей будущей супругой. Не дожидаясь призыва в армию, 18- летний парень пошел работать помощником автослесаря на одну из городских станций техобслуживания грузовых автомобилей, вскоре стал автослесарем.
     В 1998 году его призвали на службу в Вооруженные Силы, а он такой горячий, все рвался в Воздушно-десантные войска. Бывало, увидит в городе отпускника-десантника - глаза у Саньки блестят, дрожь по телу. В военкомате Саяногорска просьбу настырного призывника удовлетворили и отправили в г. Наро-Фоминск.
     В армии быстро время летит, особенно в ВДВ, где от солдата постоянно идет пар. Есть такое выражение - служба на пару. И тогда месяц пролетает, как день, а год, как месяц. Стрельбы, вождение военной техники, кроссы, прыжки с парашютом, рукопашный бой, учения и многое другое - всего этого в 119-м гвардейском парашютно-десантном полку хватало. Учитывая опыт работы Александра на «гражданке» в качестве автослесаря, его назначили на должность механика-водителя боевой машины десанта. Саша всерьез пропитался этим здоровым духом десантуры и после срочной поступил на контрактную службу. Потом в России вновь полыхнул Кавказ.
     - В августе 1999 года наша полковая тактическая группа была в Дагестане, - вспоминает старшина Заика. - В то время там уже хозяйничали банды ваххабитов. Мы сразу начали воевать против них.
     - Медалью «За отвагу» вас наградили за какой-то отдельный бой? - поинтересовался я у Александра.
     - У меня этих боев было много, вернее, у нас, десантников, - ответил мой собеседник и достал военный билет.
     На одной из его страничек есть запись, свидетельствующая, что с 18.08.1999 г. по 19.02. 2000 г. Александр Заика был в составе объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона и при этом 178 дней участвовал в боевых действиях. Вначале он был механиком-водителем БМД, потом командиром отделения. Говорит, объехал всю Чечню. Ну, как объехал? С боями.
     - Когда вернулся с войны, не мог успокоиться, - вспоминает Саша. - Подрывался на фугасах на своей БМД, стрелял, и в меня стреляли... все это, слава Богу, - в снах. Мать боялась будить меня... Не один я такой... Трудно забыть все. Там мы постоянно ходили с автоматами, ложишься спать, а он, твой безотказный друг «калаш», под рукой или у изголовья...
     Старшина Заика говорит, самое страшное для него там было, когда пули свистят над головой, а потом ты на них не обращаешь внимания и идешь по команде... Были потери - и эта боль в его душе, наверное, на всю оставшуюся жизнь.
     - Эти погибшие ребята у меня перед глазами, - говорит Александр. - В Чечне я увидел, что такое настоящие командиры. Погиб мой ротный гвардии капитан Орлов Олег. Наш командир полка Полянский Валентин Валентинович шел под пулями впереди солдат, я это видел, и мне этого не забыть. Полянский - Герой России. Вот это офицеры! Цвет государства!
     
Как завоевать авторитет?

     В российские миротворческие силы в Югославию отбирали лучших солдат и сержантов. После войны в Чечне старшина Заика ровно год выполнял там задачи в составе 1-й отдельной воздушно-десантной бригады - с 26.07. 2000 г. по 26.07.2001 г. За это и был награжден медалью ООН «За содружество».
     - Возможно, кто-то думает, что «голубые каски» - это почти как туристы, - улыбается Александр. - Ответственность очень большая. Ведь на тебя, российского солдата-миротворца, смотрит весь мир, и ты должен быть на высоте. Работы там хватало. Где стрельба, где подрывы техники. Мы ездили, разбирались. Кое-где приходилось стеной стоять, чтобы кровь человеческая не пролилась. Я думаю, наши солдаты показали себя там очень хорошо, как истинные миротворцы.
     - Александр, вы заместитель командира взвода, - обращаюсь я к российскому военному профи, в подчинении которого 19 человек. - Какие трудности у вас в работе с подчиненными?
     - Командир отделения, замковзвода всегда должен быть чуть выше своих подчиненных, и прежде всего в боевой подготовке. Всегда знать больше и демонстрировать это на полях ратной учебы или в парке боевых машин. То есть чтобы подчиненные всегда могли чему-то у тебя поучиться. Тогда и будет авторитет у сержанта. А вообще, я считаю, что на эти должности военкоматы должны подбирать людей, потому что не у каждого в жилах командирская кровь.
     Старшина Заика рассказал, скольких трудов стоило всем офицерам и наиболее подготовленным командирам отделений роты переучить многих контрактников на пехотные специальности. Ведь не все из них служили срочную в мотострелковых войсках, и, прежде чем назначить этих людей на должности, их три месяца готовили по специальностям в одном из учебных центров СибВО. Но и после этой «учебки» нужно еще очень много заниматься боевой подготовкой, чтобы стать профессионалом. Таким, как заместитель командира взвода сержант Денис Малицкий, механик-водитель БМП-2 рядовой Дмитрий Симанин, наводчик-оператор БМП-2 рядовой Антон Саая, гранатометчики РПГ-7 сержант Олег Вторушин и младший сержант Денис Кохаров, наводчик пулемета Калашникова рядовой Алексей Зайцев...
     - Все же, как вы строите взаимоотношения с подчиненными? - продолжал допытываться я у Александра. - Ведь среди них есть и постарше вас.
     - Да, эти люди зрелые, и не нужно перед их носами размахивать Общевоинскими уставами или, закатив глаза, орать на них, - ответил старшина Заика. - Необходимо вдумчиво работать с контрактниками, требовать строго, но и вместе с тем помогать решать все их вопросы, и прежде всего социально-бытовые. Командир всегда должен помнить, что, кроме службы, у этого взрослого солдата есть семья, и в первую очередь чтобы накормить эту семью, обеспечить ее жильем, контрактник и пошел служить... Хотя бывает всякое. Солдат получил денежное довольствие, загулял и не вышел на службу. Звонишь ему - телефон не отвечает. Разыскиваешь разгильдяя, начинаешь разбираться.
     
* * *

     Да, жизнь и служба в забайкальской степи - не сахар. Кто-то не выдерживает здесь и уезжает. Но в последние годы таких все меньше и меньше. Потому что работает Федеральная целевая программа по переводу этого мотострелкового полка на контрактный принцип комплектования. В Борзинском военном гарнизоне много строят и ремонтируют старые дома, когда-то брошенные после сокращения некоторых частей. Государством выделены солидные денежные средства на строительство здесь культурно-развлекательного центра и спортивного комплекса. Словом, в недалеком будущем и забайкальская «степь» станет более цивилизованной. Вот только побыстрее бы это произошло! Чтобы не греть ведро воды кипятильником, а сразу искупать Димку в теплой ванне.
     ...Галина Заика работает помощником повара в солдатской столовой, хочет стать прапорщиком. Александр собирается поступать в институт. В Борзе есть филиалы читинских вузов.
     ...Побольше бы в нашей армии таких контрактников, как боевой старшина Александр Заика, в жилах которого течет командирская кровь.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex