на главную страницу

26 Октября 2007 года

Армия и общество

Пятница

ПАМЯТИ ПАВШИХ

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



     Так уж получилось, что, когда мне было поручено освещение работы Российско-Венгерской смешанной межправительственной комиссии по воинским захоронениям, память отнесла меня к событиям Великой Отечественной. В 1942 году я, пятнадцатилетний мальчишка, волей случая оказался в Воронежской области. Пытался вместе с другими жителями эвакуироваться, но на Дону нас настигли немецкие танки. Я был свидетелем жестоких боев у излуки Дона, в которых активное участие принимали венгерские войска, и пришлось воочию видеть погибших воинов и с нашей, и с немецкой стороны. А потом, через два с половиной года, я уже сам участвовал в войне, сначала на румынской, а потом на венгерской территории. Есть и «медаль за город Будапешт». И снова видел тех, кто не дожил до конца войны, оставшись навеки лежать в чужой земле. И как потом узнал, с той и другой стороны погибли десятки тысяч...
     В советское время на братских могилах и одиноких холмиках ставились памятники, увенчанные красными звездами, погибшим на полях сражений воинам. Но могилы чужеземных солдат оставались без внимания. Где они и как выглядят, практически никто не знал. Это были враги, фашисты, захватчики, такой, мол, их удел. И была в этом своя правда. Недаром звучали до сих пор памятные стихи: «Враги сожгли родную хату», «Таню-невесту с собой увели» и призывные лозунговые слова: «Не забудем, не простим!»
     Но шло время. В 1970–1980-е годы мне довелось побывать в странах Восточной Европы, где когда-то за их освобождение от фашистов полегли тысячи и тысячи наших солдат. Там были и просто надгробия с теми же красными звездочками, и целые комплексы, памятники, многие из которых стали произведениями искусства: «Воин-освободитель» в Трептов-парке (Германия), «Алеша» в Пловдиве (Болгария) и в той же Венгрии, в Будапеште, на горе Гелерт - знаменитый монумент Освобождения с высеченными на мраморе фамилиями советских солдат и офицеров.
     И вот через годы, когда отшумевшая на половине планеты война ушла в прошлое и настало время собирать камни, это в полной мере коснулось и памяти павших. Ведь сказано же: войну не следует считать законченной, пока не будет захоронен последний убитый солдат...
     А теперь вернемся к началу корреспонденции. Российско-Венгерская смешанная межправительственная комиссия, созданная в 1995 году, 16-17 октября заседала в восьмой раз, на этот раз в Москве, под патронажем Тыла Вооруженных Сил, а точнее, входящего в его состав Военно-мемориального центра, руководимого генерал-майором Александром Кирилиным (он же был и главой нашей делегации). Венгерскую делегацию возглавлял председатель Венгерской части смешанной комиссии генерал-лейтенант доктор Йожеф Холло.
     Комиссия подвела 10-летние итоги работы по уходу за захоронениями воинов бывших враждующих сторон. Они впечатляют.
     На пылающей 65 лет назад воронежской земле (ведь и Воронеж, по существу, был разрушен, как Сталинград) и в других местах за это десятилетие обследовано более 450 венгерских кладбищ и около 600 захоронений, эксгумировано около 28 тысяч останков воинов, которые перезахоронены на двух центральных кладбищах в деревнях Рудкино и Болдыревка Воронежской области, а также обустроено 376 кладбищ с установкой памятных знаков, юридически оформлены в бессрочное безвозмездное пользование нашей Ассоциации «Военные мемориалы» более 200 участков с захоронениями. На все это венгерской стороной было израсходовано более 9 миллионов долларов.
     На заседании комиссии венгерская сторона высоко оценила работу Уполномоченной организации России, позволившей выявить судьбы и увековечить память тысяч венгерских военнослужащих, погибших на территории России.
     Со своей стороны венгерская делегация проинформировала на заседании о кропотливой мемориальной деятельности в отношении погибших в Венгрии более 112 тысяч советских военнослужащих. В 3.152 населенных пунктах, где имеются их захоронения и памятники, местные органы и муниципалитеты внимательно следят за их состоянием и обеспечивают уход за этими военно-мемориальными объектами. Перезахоронения останков происходят в торжественной обстановке.
     В данном случае финансирование этих работ идет за счет российской стороны. Поскольку на сегодняшний день средства эти уже использованы, то на оставшиеся планируемые работы в период 2008–2012 годов деньги в сумме 500 тысяч долларов будут выделены Венгерской Республикой.
     Наша делегация проинформировала венгерских коллег о принятии указа Президента Российской Федерации о создании представительств Минобороны России по военно-мемориальной работе за рубежом. Обе стороны также договорились, что, помимо движения ветеранов Великой Отечественной войны по увековечению памяти погибших воинов, следует развивать аналогичное сотрудничество молодежных организаций России и Венгрии и считать эту деятельность весьма важной для военно-патриотического воспитания молодых поколений.
     Генерал-майор Кирилин в заключение заметил, что на территории Венгрии в отличие от некоторых других европейских стран практически нет случаев недоброжелательного отношения к местам захоронения советских солдат, и выразил населению Венгрии за это благодарность.
     На снимке: Мемориал в городе Печ. Венгрия.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex