на главную страницу

27 Октября 2007 года

Армия и общество

Суббота

Новое дыхание винтокрылых эскадрилий

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».
Фото автора и Игоря РУМЯНЦЕВА.



Накануне профессионального праздника армейской авиации в Главном штабе ВВС состоялся брифинг начальника управления армейской авиации Военно-воздушных сил России генерал-майора Виктора ИВАНОВА, который рассказал о сегодняшней ситуации в этом роде авиации и о его перспективах развития.


     Летный и технический состав армейской авиации с оптимизмом смотрит в будущее. И, надо сказать, совсем небезосновательно. Так, генерал-майор Виктор Иванов сообщил, что в скором времени обновится учебная база вертолетчиков в единственном вузе (Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков), который готовит специалистов для армейской авиации. Учебным вертолетом армейской авиации в ближайшее время станет вертолет «Ансат».
     «Года через два-три новая машина «Ансат», которая производится на Казанском вертолетном заводе, станет основным учебным вертолетом армейской авиации. Эта машина заменит нынешний Ми-2У», - сказал генерал-майор Виктор Иванов. Он подчеркнул, что «Ансат» - это современный легкий вертолет, оборудованный всем необходимым для обучения молодых летчиков.
     В то же время начальник управления армейской авиации отметил, что учебный вертолет Ми-2У в настоящее время фактически выработал свой ресурс. «Этот вертолет производился в Польше в 1970-е годы, и сейчас у нас большие проблемы с поставкой запчастей к нему», - посетовал генерал-майор Виктор Иванов.
     


     Наша справка
     

     Ми-28Н («Ночной охотник») - это боевой вертолет, способный работать в круглосуточном режиме, в сложных погодных условиях. Экипаж - два человека, максимальная скорость - 300 км/ч. На вооружении имеются 30-миллиметровая пушка 2А42, четыре узла подвески для вооружения, две пусковые установки неуправляемых ракет, две пусковые установки 130-мм управляемых ракет класса «воздух-воздух», а также различное контейнерное вооружение.
     

     


     Говоря о подготовке специалистов для армейской авиации, он подчеркнул, что средний налет выпускников Сызранского училища в настоящее время достиг уровня более 100 часов. «Около 108 часов составляет средний налет выпускника СВВАУЛ, еще несколько лет назад этот показатель едва достигал 28 часов», - подчеркнул генерал-майор Иванов.
     Говоря о количестве подготовленных молодых летчиков, он сообщил, что в среднем училище выпускает 200 специалистов в год. «В этом году мы набрали 250 курсантов», - уточнил генерал.
     Одной из главных тем, затронутых генерал-майором Ивановым на брифинге, было перевооружение армейской авиации ВВС на всепогодные ночные вертолеты Ми-28Н. Оно будет проводиться планово в соответствии с госпрограммой вооружений (ГПВ), рассчитанной до 2015 года, заявил начальник управления армейской авиации ВВС.
     «При этом мы уже начали получать на заводе «Роствертол» (Ростов-на-Дону) эти вертолеты, которые станут основной боевой машиной для нашего рода авиации», - сказал генерал-майор Виктор Иванов.
     Перспективы обнадеживают, но каково нынешнее состояние техники армейской авиации? Как отметил генерал-майор Иванов, в настоящее время боеготовность вертолетного парка составляет около 45%. «Исправность нашей авиационной техники доходит до 42-45%, а в Северо-Кавказском военном округе она достигает 65%», - отметил генерал-майор Иванов.
     Также он сообщил, что в настоящее время средний налет на одного летчика армейской авиации увеличился до 50 часов в год.
     Отвечая на вопрос корреспондента «Красной звезды» о миротворческих задачах, выполняемых российской авиационной группой в Судане, начальник управления армейской авиации ВВС сообщил, что налет РАГ, которая действует в составе сил ООН, составляет более 150 часов в месяц. «В Судане наша авиационная группа, которая имеет четыре вертолета Ми-8, работает в очень интенсивном режиме. Их ежемесячный налет составляет 160 часов», - уточнил генерал-майор Иванов.
     В частности, он отметил, что российские летчики «оказывают всяческую помощь мирному населению в перевозке гуманитарных грузов и людей, выполняют воздушную разведку и много других всевозможных работ». «Полтора года работы в Судане показали острую необходимость присутствия российской группы в этой африканской стране», - подчеркнул генерал-майор Иванов. Кстати, по его словам, экипажи Ми-8 выполняют задачи с полностью снятым вооружением.
     Очередная, четвертая по счету, ротация российской авиагруппы в Судане пройдет в конце января 2008 года. «Новую вертолетную группу возглавит летчик-снайпер полковник Фаяс Ахмедшин», - уточнил генерал.
     Кроме того, генерал-майор Иванов напомнил о миротворческих задачах, которые ранее решали российские вертолетчики в Сьерра-Леоне. Командовал, кстати, одной из последних авиагрупп в африканской республике два года назад нынешний начальник управления армейской авиации ВВС. Он кратко рассказал о накопленном миротворческом опыте в Сьерра-Леоне, который сегодня успешно применяется в Судане. «Главная задача - выполнение полетов для патрулирования границ Сьерра-Леоне и для сопровождения колонн. При проведении воздушной разведки мы работали вместе с наблюдателями ООН - брали их к себе на борт. Кроме того, принимали участие в выводе военнослужащих миссии ООН из этой страны - за год их численность сократилась с 17.000 до 3.500. Оказание воздушной поддержки было необходимо для укрепления морального духа наземных сил. Что касается боевого применения вертолетов, то оно не потребовалось. Ведь мы выступали там в качестве фактора сдерживания, чтобы показать: у миссии ООН есть все силы и средства для оказания помощи местным властям по наведению порядка в стране. Российская авиационная группа располагала там, как и в Судане сейчас, четырьмя вертолетами. Однако их назначение было иным. Тогда мы были вооружены боевыми вертолетами Ми-24 со всем необходимым боезапасом, оговоренным в меморандуме ООН».
     Из истории. Днем создания армейской авиации принято считать 28 октября 1948 года, когда в подмосковном Серпухове была сформирована первая авиационная эскадрилья, оснащенная вертолетами. Она положила начало армейской авиации как отдельному роду войск. Вертолетная авиация первое время именовалась вспомогательной - в ее задачи входили перевозка грузов, корректировка огня, разведка, связь. Затем, в ходе технической эволюции, вертолеты превратились в грозное оружие. Широкое оснащение новейшими средствами борьбы, возрастание объема и сложности решаемых задач потребовали глобальной модернизации организационной структуры армейской авиации. От вертолетных подразделений, решающих вспомогательные задачи, наступил переход к созданию отдельных полков и эскадрилий. А в начале 70-х годов ХХ столетия с принятием на вооружение Ми-24, чьей основной ролью была поддержка Сухопутных войск на поле боя, вспомогательная авиация стала армейской.
     В частях армейской авиации накоплен значительный опыт организаторской деятельности командиров как в условиях мирного времени, так и при боевых действиях. Обобщение, анализ и внедрение этого опыта в войсковую практику имеют большое значение для дальнейшего повышения боевой мощи вертолетных частей и Военно-воздушных сил в целом.
     За более чем полувековую историю армейской авиации экипажи ее крылатых машин побывали во всех «горячих точках» России и далеко за ее пределами. В 1980-е годы они мужественно сражались в знойном небе Афганистана, показывая примеры героизма и высокого летного мастерства. В начале 1990-х под огнем с земли вертолетчики эвакуировали семьи российских военнослужащих в Таджикистане. Сегодня они показывают высокие образцы мужества и героизма, выполняя боевые задания на Северном Кавказе. В годы Великой Отечественной войны было такое понятие - «массовый героизм». И ныне в частях армейской авиации в «горячих точках» он проявляется практически ежедневно.
     В мирной обстановке армейская авиация обеспечивает мероприятия боевой подготовки Сухопутных войск. Практически ни одно из учений различного масштаба не проводится без авиационного обеспечения, без участия боевых и транспортных вертолетов.
     За последние десятилетия армейская авиация несколько раз переходила из Военно-воздушных сил в Сухопутные войска и обратно. В 1990 году она стала самостоятельным родом войск, а к январю 2003 года была передана в ведение Военно-воздушных сил.
     Сейчас армейская авиация находится на этапе реформирования. Значительно сокращена ее численность, претерпела изменения организационно-штатная структура частей, управлений авиации округов и армий, уточнены задачи, выполняемые ими. Разработана концепция развития рода войск на ближайшую и более отдаленную перспективу. Принимаются на вооружение, осваиваются личным составом новые авиационные комплексы пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, ведутся разработки перспективной техники.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex