Старожилы полка с особой гордостью отзывались о своих Героях - полковнике Владимире Алимове, майоре Андрее Совгиренко и капитане Александре Иванове, удостоенных высокого звания Героя Российской Федерации за разные события одного дня, двое из которых - майор Совгиренко, капитан Иванов - посмертно. В то же время каждый из моих «экскурсоводов» неизменно добавлял еще одного офицера полка - командира 1-й эскадрильи подполковника Геннадия Васильевича Ковалева. Притом на стендах не было ни его фото, ни какой-либо информации о нем и его подвиге. На вопрос, кто же этот человек, все как один отвечали: «Это наша живая легенда!» Но если он - легенда, то почему его история не описана?
Наше знакомство состоялось в штабе полка в предполетный день. Это был летчик с убеленной сединами головой и по-отцовски добрым взглядом. Как оказалось позже, седина вполне соответствовала его возрасту. Вот только это никак не вязалось с юношеским задором в рассказах.
«До сих пор летаю, и диагнозы лучше, чем у других в 30-35 лет, - предупредил вопрос Геннадий Васильевич. - В таком возрасте почти никто уже летать не хочет».
Почти всю свою сознательную жизнь летчика подполковник Ковалев пилотировал вертолет Ми-8. Когда ему было за сорок, командир 1-й эскадрильи переучился на Ми-24 и уже на протяжении нескольких лет на нем летает. «У каждого из этих вертолетов свои пилотажные характеристики, свои прелести. Ми-24 - более маневренный в пилотаже вертолет, более устойчивый аэродинамически. Опять-таки это стрельба, полигон... А вот с Ми-8 многое связывает», - замечает в разговоре подполковник.
Именно с Ми-8 начинался боевой опыт летчика Ковалева: сначала Афганистан (1986- 1987 гг.), затем неоднократно Чечня начиная с 1996 года. В одну из таких командировок и произошло событие, после которого майор Ковалев был представлен к награде - Звезде Героя Российской Федерации. По этому поводу сам летчик скромно замечает: «Ну да, там был случай один».
Прошла информация: в Аргунском ущелье на территории, контролируемой боевиками, сбит командир полка. На поиск была поднята группа спасения и эвакуации из двух вертолетов Ми-24, пилотируемых майором Владимиром Алимовым и Геннадием Ковалевым, к ним присоединился Ми-8 майора Христофорова со спецназом на борту. «В 1999 году там еще линия фронта существовала, вот мы ее отодвигали и... «попали», - теперь с улыбкой вспоминает Геннадий Васильевич. Уже на подлете группа оказалась под сильным огнем с земли со стороны боевиков. Ми-8 был замыкающим - и его при пролете сбили. Чудом никто не пострадал: при посадке вертолета на лес он буквально развалился в воздухе.
«Мы развернулись. Майор Алимов подсел туда, а я с воздуха прикрывал все экипажи, которые находились на земле», - объясняет подполковник Ковалев. На земле завязался бой. При посадке у Алимова повредили радиостанцию, поэтому связи никакой не было - работали практически вслепую. По вспышкам, по тому, как спецназ занял круговую оборону, майор Ковалев определил, в какую сторону ведут бой с земли. Работали по «зеленке»: сначала Ковалев расстрелял два блока неуправляемых ракет (40 штук), потом оставалось только стрелковое оружие. Но прекращать заходы было нельзя, иначе люди на земле были бы обречены.
«Через 5-10 минут после начала боя боевики решили, что вертолет подбит, поэтому и не взлетает. И все внимание сосредоточили на мне - уж больно много хлопот я им доставлял», - шутит подполковник Ковалев.
Почти 21 минуту продолжалась перестрелка. На земле бой был тяжелый: приходилось отрезать боевиков и их подкрепление от вертолета. Все это время сильное огневое воздействие не прекращалось. После того как экипаж и спецназ со сбитого вертолета перебежали на борт Алимова, нужно было уходить. Перегруз на Ми-24 майора Алимова был на 15 человек. Еле поднялись в воздух, вертолет повалил все деревья на взлете. Ни одного человека не потеряли, было только несколько раненых.
Уже на выходе из ущелья оба пулемета на борту от перегрева заклинило. По ущелью приходилось идти на предельно малой высоте. «Когда вылетали с Аргуна, из подствольника в кабину попали. Граната рикошетом ушла, блистер только разбила, но не взорвалась... Тогда бы нам точно не повезло», - с улыбкой комментирует командир эскадрильи. После уже, когда осматривали вертолеты, на Ми-24 Алимова обнаружили 50 пробоин. А по машине майора Ковалева как будто швейной машинкой прошлись - 108 дыр насчитали. Сложно сказать, кому жарче приходилось. За мужество и героизм, проявленные при спасении и эвакуации личного состава, только майор Владимир Алимов был удостоен звания Героя Российской Федерации.
Затем снова была Чечня в 2003 и 2004 годах, до этого - командировки в Анголу, Косово...
Сегодня командир 1-й эскадрильи подполковник Геннадий Ковалев готовит молодое пополнение вяземского полка, с увлечением рассказывает о своих лейтенантах. «Быстро ставим в строй, чтобы сразу они приступили к полетам. Для многих выпускников Вязьма - это элитный полк», - говорит командир эскадрильи. С 2006 года лейтенанты Яковлев, Макаров, Маврин, находящиеся в подчинении подполковника Геннадия Ковалева, уже полностью подготовлены к ведению боевых действий в составе экипажей и выполняют задачи. А выпускник 2005 года старший лейтенант Шаронов в должности командира вертолета уже самостоятельно летает в командировки. Судя по тому, как по-отечески добро о них отзывается Геннадий Васильевич, они для него и есть звезды. И этой наградой он действительно гордится.
На снимке: Командир 1-й эскадрильи ОВП подполковник Геннадий КОВАЛЕВ (в центре) с подчиненным личным составом.