на главную страницу

30 Октября 2007 года

Армия и общество

Вторник

Впереди – новые походы

Капитан 1 ранга Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



      30 октября – День моряка-надводника


     Немало славных страниц в историю нашего Отечества вписано моряками-надводниками. Так, например, первыми в истории человечества, кто подошел к берегам загадочной земли южного полушария, были корабли русской высокоширотной экспедиции – шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием капитана Ф.Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М.П. Лазарева. Произошло это в далеком 1820 году. Российские моряки обошли вокруг Антарктического материка, несколько раз приблизившись к его берегам, и таким образом в общих чертах определили его очертания.
     Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева продолжалась 751 сутки. Из них в южном полушарии корабли находились 535 дней, причем 122 дня – южнее шестидесятой параллели и 100 дней – во льдах. За все время плавания экспедиционные корабли прошли в общей сложности почти 50 тысяч миль, что более чем в два раза превышает длину экватора. Русская антарктическая экспедиция была замечательна еще и тем, что она собрала ценнейшие сведения о природе южного полушария и совершила ряд географических открытий в других районах Мирового океана. За время плавания было открыто 29 островов, из них два – у берегов Антарктиды. Астрономические определения географических координат, в которых находились экспедиционные суда во время плавания, а следовательно, и карты, составленные экспедицией, отличались исключительной точностью.
     Вблизи ледяного континента были предприняты уникальные научные наблюдения, обогатившие науку важными сведениями о природе полярной области. Так, наблюдения за волнением, распределением морских льдов и айсбергов, а также за течениями позволили составить представление о тех районах Южного океана, о которых раньше ничего не было известно. По данным магнитных наблюдений, весьма тщательно выполнявшихся в экспедиции, Беллинсгаузен вычислил координаты магнитного полюса в южном полушарии на 1819–1821 гг. Это первые сведения о положении Южного магнитного полюса, которые были основаны на наблюдениях, выполненных непосредственно в Антарктике.
     Первая русская антарктическая экспедиция, открыв ледяные берега Антарктиды со стороны Африки и скалистые горы Земли Александра I в юго-восточной части Тихоокеанского сектора Южного океана, положила начало открытию остальных частей Антарктического континента. Кроме того, кругосветное плавание русских кораблей вблизи берегов Южнополярного материка среди дрейфующих льдов и айсбергов развеяло легенду о недоступности антарктических вод в высоких широтах.
     24 июня 1821 года «Восток» и «Мирный» вернулись в Кронштадт. Цель первой в истории кругосветной антарктической экспедиции была полностью достигнута. Наблюдений и исследований проведено столько, что Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену потребовалось несколько лет для обработки записей в вахтенных журналах и других собранных материалов.
     На счету наших моряков-надводников немало и других открытий, побед. Так, за выдающиеся боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны многие из них стали Героями Советского Союза, были награждены орденами, медалями. В боевую летопись советского ВМФ навечно занесены имена линейных кораблей «Октябрьская революция» и «Севастополь», крейсеров «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Киров» и «Максим Горький», эскадренных миноносцев «Гремящий», «Сообразительный» и «Незаможник».
     Традиции своих предшественников стараются достойно продолжать и нынешние моряки-надводники. Об этом свидетельствуют высокие результаты боевой учебы. За последнее время на качественно новый уровень поднялась международная деятельность Военно-морского флота, активизировалось сотрудничество с флотами зарубежных государств. Корабли ВМФ приняли участие в ряде международных учений. Представители командований ВМС зарубежных стран неоднократно отмечали высокий профессионализм и отличную морскую выучку командиров и экипажей наших кораблей.
     В ходе международных военно-морских учений флот стал более активно участвовать в отработке совместно с иностранными ВМС широкого спектра новых для себя задач, в первую очередь антитеррористической, миротворческой и гуманитарной направленности. Ежегодными стали учения «Балтопс», «Северный орел», «Блэксифор», «ФРУКУС» и другие.
     В вопросах обеспечения международной безопасности в Мировом океане найдены точки соприкосновения с ВМС США, Великобритании, Франции, Японии, Индии, Турции, Норвегии, Италии. Это объясняется тем, что в мире существует понимание того, что только совместными усилиями различных государств возможно противостоять угрозам на море.
     Российский ВМФ стал полноправным участником антитеррористической операции НАТО в Средиземном море «Активные усилия», совместной с ВМС Турции аналогичной операции в Черном море «Черноморская гармония». В рамках развития международного военного сотрудничества корабли и суда ВМФ в ходе решения задач дальних походов выполнили за последние годы более 40 официальных и деловых заходов в порты 22 иностранных государств, в том числе: Германии, Великобритании, США, Бельгии, Сирии, Туниса, Испании, Японии, Франции. Эти наиболее показательные примеры свидетельствуют о том, что с Российским Военно-морским флотом считаются в мире и оценивают его высоко, что, несомненно, положительно сказывается на престиже России.
     С оптимизмом можно смотреть и в завтрашний день надводного флота. Активно продолжается работа по строительству для ВМФ России надводных кораблей класса «фрегат». 1 февраля 2006 года был заложен головной фрегат «Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков». Начато серийное строительство кораблей типа «корвет», головной корабль этого проекта «Стерегущий» будет сдан Военно-морскому флоту в самое ближайшее время.
     Этот корабль, построенный на предприятии ОАО «Северная верфь», был разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» и воплотил в себе достижения современной кораблестроительной науки. В системе корабля применены новейшие, разработанные на российских предприятиях, интегрированные информационные системы.
     Многоцелевой корабль морской зоны предназначен для борьбы с надводными кораблями, подводными лодками, обеспечения ПВО, а также для артиллерийской поддержки высадки и действий морского десанта.
     Водоизмещение корвета, спущенного на воду в мае прошлого года, около 2.000 т, общая длина - 105 метров, максимальная скорость - 27 узлов. Дальность автономного плавания (на скорости 14 узлов) - 4.000 морских миль.
     Создание корабля дало мощный толчок к возрождению российской промышленности в части развития высоких технологий. В проект внедрен 21 патент и выдано 14 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ. Были использованы новейшие решения по уменьшению физических полей корабля. В частности, удалось значительно снизить радиолокационную заметность корабля за счет применения в качестве материала надстройки трудногорючих стеклопластиков со свойствами радиопоглощения, а также за счет архитектурной компоновки корпуса и надстройки.
     В Российском флоте это будет не первый корабль с именем «Стерегущий». Так, в 1901 году на Адмиралтейской верфи Санкт-Петербурга товариществом Невского судостроительного и механического заводов был построен миноносец с таким названием. В 1902 году по железной дороге корабль был перевезен на главную базу Русского флота на Дальнем Востоке в Порт-Артур и в 1903-м вступил в строй 1-й Тихоокеанской эскадры. В феврале 1904 года миноносец «Стерегущий» вступил в неравный бой с японскими кораблями. Почти весь экипаж погиб во время боя. Двое моряков открыли кингстоны и героически погибли вместе с кораблем.
     В Александровском парке близ Каменноостровского проспекта в Санкт-Петербурге в мае 1911 года был открыт памятник экипажу миноносца. В почетном карауле стоял кочегар 1 статьи Алексей Осинин - один из нескольких выживших при тех событиях матросов. На церемонии присутствовал император Николай II, председатель Совета министров П.А. Столыпин, высшие чины армии и флота.
     А в годы Великой Отечественной войны морские рубежи нашей страны защищал другой «Стерегущий». Боевые действия тот эскадренный миноносец, построенный в тридцатых годах, встретил в составе 1-го дивизиона эсминцев, входившего в отряд легких сил Краснознаменного Балтийского флота. Известно, что корабль первым на Балтике отправил на дно фашистскую подводную лодку.
     Сильный флот всегда был гарантом безопасности нашего государства. Так будет и впредь. Будут у нашего флота новые хорошие корабли. Военных моряков ждут новые учения и дальние походы. Впереди у них - новые океанские мили.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex