на главную страницу

30 Октября 2007 года

Армия и общество

Вторник

Соленые мили «Ладного»

Капитан 1 ранга Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда» .
Фото автора.




     На Черноморском флоте сегодня совсем немного сторожевых кораблей. Если говорить о проекте 1135, то их всего два - «Пытливый» и «Ладный». В советские времена «тягловые лошадки» флота, как их справедливо называли на флотс, составляли основу целой бригады. После раздела ЧФ России значительно сократился, и цена каждого СКР сегодня, можно сказать, на вес золота. Вот почему, когда СКР «Пытливый», один из самых плавающих кораблей ЧФ, отправили на заслуженный ремонт, СКР «Ладный» занял в боевом строю флота его место. Причем сделал это (в силу необходимости) в сжатые сроки.
     Более года «Ладный» проходил ремонт в Туапсинском судоремонтном заводе. А потом доковался в 30-м доке. Понятно, что за это время экипаж в значительной мере утратил морские навыки. Чтобы «привести его в меридиан», требовались время и немалые усилия.
     К чести экипажа с трудной задачей он справился успешно. Назначенный с должности командира «Пытливого» капитан 2 ранга Александр Шварц с полугодовым командирским опытом сумел в короткий срок отладить общекорабельную организацию, сплотить экипаж, подготовить его к выполнению важной и ответственной задачи государственной важности. Речь шла о дальнем двухмесячном средиземноморском походе, участии в патрулировании центральной и восточной частей Средиземного моря в рамках операции «Активные усилия».
     Сын флотского офицера, командира учебного отряда подводников капитана 1 ранга Тибора Яновича Шварца, выбрал профессию «защищать Родину» не случайно. Пример отца, его высокий авторитет на Черноморском флоте стали ориентиром для молодого офицера, стимулом для добросовестной службы.
     Глядя на своего неутомимого командира, «по-стахановски» трудились и подчиненные: старший помощник капитан 3 ранга Олег Князев, заместитель командира по воспитательной работе капитан 3 ранга Андрей Селиверстов, командир электромеханической боевой части капитан 3 ранга Антон Митюшкин, другие офицеры.
     Хорошо помню, как в проводах СКР «Ладный» на боевую службу приняли участие тогда еще главком ВМФ адмирал флота Владимир Масорин, его заместитель адмирал Александр Татаринов и принявший у него дела и обязанности, а также должностной флаг командующего Черноморским флотом вице-адмирал Александр Клецков. Сразу после торжественной церемонии вступления в должность, которая проходила на флагмане ЧФ ГРКР «Москва», все три названных выше адмирала перешли на СКР «Ладный», где с их участием прошел торжественный митинг. На нем, можно сказать, с программной речью о международной деятельности Военно-морского флота и ЧФ, в частности, выступил главком ВМФ. Выступление было далеко не случайным, ибо предстоящий почти двухмесячный поход «Ладного» по просторам Средиземноморья занимал особое место в планах ЧФ и ВМФ, сегодняшних отношениях России с НАТО. В силу своей программы и насыщенности он был призван способствовать росту международного авторитета России. Конечно, в том случае, если эта программа будет полностью и успешно выполнена. Тут все зависело от старшего похода и выучки, подготовленности экипажа.
     Старшим похода назначили командира бригады противолодочных кораблей капитана 1 ранга Олега Криворога. Весьма важная деталь. Раньше в заграничные походы (а «Ладному» предстояло зайти в порты четырех(!) государств - Турции, Италии, Сирии и Греции) старшим на борту был как минимум контр-адмирал. Нередко их было несколько, в том числе и с генеральским погонами. У натовцев это нередко вызывало недоумение и отчасти говорило о девальвации наших должностей и званий. В ВМС США (да и не только) звание капитана 1 ранга весьма высокое в плавсоставе, и полномочий, опыта и авторитета «капраза» вполне хватало, чтобы возглавлять заграничное плавание даже отряда кораблей. Похоже, и в нашем флоте решили отказаться от «адмиральских десантов» на корабли заграничных походов. Во всяком случае «Ладный», несмотря на свою ответственную государственную миссию, обошелся без адмиральских звезд. Бесспорно, здесь сыграли свою роль знания, прочные морские навыки и опыт подобных мероприятий, которыми обладает комбриг.
     Выпускник Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С. Нахимова лейтенант О. Криворог попал комбатом на БПК ЧФ «Сдержанный». С должности помощника командира ракетного крейсера «Адмирал Головко» был направлен на офицерские классы. После них получил назначение старшим помощником командира БПК «Очаков». А это корабль 1 ранга. После двух лет старпомства - Военно-морская академия имени Н.Г. Кузнецова. Лишь после ее успешного окончания Олег Криворог стал на ходовой мостик СКР «Пытливый». Три с половиной года непрерывного плавания дали офицеру прекрасную командирскую закалку, богатый опыт управления кораблем, участия в международных учениях.
     Об одном из эпизодов «Блэксифоровской активации» (учение кораблей причерноморских стран) рассказывали многие СМИ. Это произошло, когда объединенная эскадра боевых кораблей выходила из военно-морской базы Турции - Гюльджук. Один из матросов на корвете ВМС Украины «Винница» получил серьезную травму. Возможности по оказанию медицинской помощи на маленьком корабле (по советской классификации это МПК) были весьма ограничены. Ни один из командиров кораблей эскадры не решился взять на борт травмированного матроса. Такую ответственность взял на себя командир российского СКР Олег Криворог. Он в кратчайший срок доставил украинского матроса в Севастополь. А главное, на борту сторожевика травмированному сумели оказать необходимую медицинскую помощь. Пример весьма характерный для Олега Криворога - офицер не боится принимать ответственных решений в серьезных ситуациях. Командирская самостоятельность - очень ценное качество, и оно не единожды пригодилось командиру «Пытливого». В том числе и в известном «индийском» походе, когда большой отряд кораблей Черноморского и Тихоокеанского флотов действовал в Индийском океане под флагом замкомандующего ЧФ вице-адмирала Евгения Орлова. Участие в совместных российско-индийских военно-морских учениях «Индра-2003» стало серьезным экзаменом на зрелость. О том, как его выдержал командир «Пытливого», говорят факты. По итогам трехмесячного «индийского» похода Олег Криворог был награжден орденом «За военные заслуги». А в декабре 2003 года его назначили начальником штаба бригады противолодочных кораблей. В ту пору Олег Криворог был самым «наплаванным» командиром корабля на ЧФ. Все это вкупе с большим опытом международных учений было учтено при определении старшего на поход «Ладного». И расчет, как показали итоги боевой службы, оказался верным.
     Во-первых, Олег Криворог, как никто другой, обладал огромным командирским опытом управления СКР данного проекта и знал корабль как пять своих пальцев. Во-вторых, он имел большой опыт участия в международных учениях и многократно бывал в иностранных портах, взаимодействуя с городскими властями и командованием военно-морских баз, российскими дипломатами. Опыт международных контактов в таких вопросах трудно переоценить. Ну и, в-третьих, он имел все властные полномочия по оптимальному формированию экипажа «Ладного». Комбриг прекрасно знал офицеров, мичманов, контрактников «Пытливого» и сумел усилить экипаж «Ладного» за счет опытных моряков корабля. Получился прекрасный симбиоз опыта и молодости.
     Скажем, помощник командира корабля по снабжению лейтенант Александр Разводов - выпускник института 2007 года, прибыл на «Ладный» всего за два дня до выхода на боевую службу. А вопросы снабжения в заграничном походе (выдача валюты, пополнение продуктов, выпечка хлеба, стирка и смена постельного и нательного белья) ох как важны. Так что лейтенант с первой недели офицерской службы начал проходить прекрасную школу. И в этом немалая заслуга опытных мичманов. Кстати, их с «Пытливого» позаимствовали аж 12 человек. Боцман, например, старший мичман Олег Агафонов признан лучшим боцманом соединения надводных кораблей. А от боцмана, как известно, во многом зависит внешний вид корабля, его ухоженность, качество швартовок в море.
     Первым был этот дальний поход в качестве командира электронавигационной группы штурманской боевой части и для лейтенанта Ивана Окорокова - выпускника Санкт-Петербургского военно-морского института. Весной этого года прибыл на «Ладный» и командир электротехнической группы БЧ-5 старший лейтенант Артем Штовфун.
     А что говорить о моряках срочной службы? Большинство из них впервые совершали дальний морской поход. Важно то, что рядом с ними находились опытные, знающие специалисты, готовые научить, подсказать, прийти на помощь. Такие, например, как старшина команды электриков крылатых ракет ПЛО старший мичман Игорь Ангелов или старшина турбомоторной команды старший мичман Иван Курильчик, техник гидроакустического комплекса старший мичман Александр Малик, командир отделения машинистов главный корабельный старшина контрактной службы Алексей Абрамов... Этот список можно продолжить.
     Успех похода, как я уже сказал, во многом был обусловлен компетентностью старшего на борту. Скажу более: по сути дела, комбриг Олег Криворог был старшим отряда кораблей, куда, кроме «Ладного», входили средний морской танкер «Иман», обеспечивавший СКР топливом, водой, продуктами, и спасательный буксир СБ-36. Эти вспомогательные суда в той или иной мере «были завязаны» на комбрига Криворога. А еще Олегу Леонидовичу приходилось в Средиземноморье взаимодействовать с гидрографическим судном «Экватор» и плавмастерской ПМ-138. Так что точек соприкосновения было более чем достаточно.
     И все же основные усилия командир бригады сосредоточил на выполнении непосредственно поставленных задач: это участие в натовской операции «Активные усилия» и совместных учениях с ВМС Италии «PASSEX», а также деловые заходы в порты Акзас-Караагач (Турция), Тартус (Сирия), Суда (Греция) и неофициальный визит в порт Таранто (Италия), где расположена главная база ВМС Италии.
     Поход был супернасыщенным, особенно если учесть, что корабль за 33 ходовых суток прошел из общих 57 почти 11.000 миль, гордо пронеся Андреевский флаг по просторам Средиземноморья.
     На «Ладном» я был трижды. Во время его проводов, торжественной встречи и доклада итогов боевой службы командующему ЧФ вице-адмиралу Александру Клецкову и в третий раз, когда кораблю уже утвердили высокую оценку за этот дальний поход. Довелось пообщаться со многими офицерами и мичманами. Так вот, все они были в военной форме с погонами. За исключением командира БЧ-5 капитана 3 ранга Антона Митюшкина. Он - бог «царства дизелей, компрессоров и трубопроводов», в рабочей синей робе вел переговоры с представителями промышленности, и оторвать его от неотложных дел оказалось непросто. На «Ладный» Митюшкин перешел с «Пытливого» в декабре 2006 года с должности командира электротехнической группы. Как и все подчиненные ему три офицера, окончил Военно-морской инженерный институт в г. Пушкине. И с солидным багажом знаний окунулся в активное корабельное бытие «Пытливого». СКР в ту пору был одним из самых ходовых кораблей Черноморского флота. Обычные выходы в полигоны Черного моря перемежались с боевыми службами в Средиземном море. Именно в этой напряженной и нескончаемой корабельной «карусели», когда и отпуск-то полностью отгулять не удавалось, проходило профессиональное становление офицера. Да, было трудно. И редкие встречи с семьей становились настоящим долгожданным праздником. Но вместе с тем лучших условий для профессионального роста нельзя и придумать. Добросовестный труд офицера отметили должностью командира БЧ-5 «Ладного». Фронт работ стал для Антона еще шире. Моряки знают, что такое вывести корабль из ремонта и поставить в первую линию. Каких это стоит трудов и усилий. Особенно для БЧ-5, где самое обширное заведование. Такая задача подчиненным капитана 3 ранга Митюшкина оказалась по плечу.
     Сказать, что им трудно было в походе, - не сказать ничего. Материальная часть, как и люди, работала с огромной нагрузкой. Особенно когда корабль был на ходу. Люди выдержали все испытания. Даже тогда, когда не выдерживал металл. В одном из электродвигателей, например, разрушился подшипник. Его в кратчайший срок заменили на новый, и это никоим образом не отразилось на качестве и своевременности решаемых задач. Когда понадобилось, специалисты смогли в короткое время полностью перебрать электрокомпрессор, частично меняли детали на одном из дизель-генераторов.
     Техника ломалась во все времена. Даже самая совершенная и надежная - космическая. От этого никуда не уйдешь. Важно другое - уметь устранить неполадку. И так, чтобы это не повлияло на качество решаемых задач. Вот с этим дружная команда Антона Митюшкина справилась успешно. Как и с семью заправками в море, когда «Ладный» с танкера «Иман» принимал топливо, воду, масло. В числе отличившихся командир БЧ-5 назвал старшину турбомоторной команды старшего мичмана Ивана Курильчика, командира отделения машинистов главного корабельного старшину контрактной службы Алексея Абрамова, молодого, старательного моториста «первопоходника» Алексея Кирку.
     Командование кораблей ВМС иностранных государств, с коими «Ладному» пришлось поработать в море во время совместных учений, а также вышестоящие начальники отметили высокую морскую выучку черноморского экипажа и, со слов комбрига Олега Криворога, даже более качественную подготовку в решении задач, чем была у «Пытливого». А это фрегат УРО ВМС Турции «Газиантеп», эскадренный миноносец «Луиджи Дюран де ла Пенне» и фрегат УРО «Авьери» ВМС Италии, фрегат УРО ВМС Испании «Канариас» и другие.
     «Ладный» сумел достойно пронести Андреевский флаг по широтам Средиземноморья и иностранным портам и в значительной мере способствовал росту международного авторитета России. Ее морского авторитета. Весом вклад его экипажа и в операцию «Активные усилия». За 22 дня операции СКР «Ладный» провел опрос более 150 торговых судов. Вместе с тем участие в операции и учениях с иностранными кораблями высветило и ряд моментов, нуждающихся в совершенствовании. Для оптимизации участия наших кораблей в операции «Активные усилия» при проведении досмотров желательно иметь портативный металлоискатель, газоанализатор, необходимо заменить радиостанцию «Боцман» на более мощную, а в состав досмотровой группы целесообразно включать врача. Для удобства в работе необходим выносной индикатор к навигационной РЛС в боевой информационный центр...
     Словом, экипаж «Ладного» приобрел богатый опыт, который в дальнейшем будет использован. И День надводника «ладнинцы» встречают на подъеме. Как, впрочем, и вся дивизия надводных кораблей, которой командует контр-адмирал Олег Гарамов.

     На снимке: Командир корабля капитан 2 ранга Александр Шварц.
СКР «Ладный» в море.
Комбриг капитан 1 ранга Олег Криворог.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex