на главную страницу

30 Октября 2007 года

Страна и мир

Вторник

Обаяние таланта

Светлой памяти Н.В. Огаркова

Генерал-полковник в отставке Михаил ТЕРЕЩЕНКО, бывший начальник штаба - первый заместитель главнокомандующего войсками Западного стратегического направления.




     ЛИЧНОСТЬ Героя Советского Союза Маршала Советского Союза Николая Васильевича Огаркова как видного военачальника и государственного деятеля вряд ли можно достаточно полно раскрыть в рамках одной статьи. Многие генералы и офицеры, в их числе и автор этой статьи, имевшие тесный контакт с ним по службе, буквально восхищались его эрудицией, трудолюбием и целеустремленностью, тактом и интеллигентностью, доброжелательностью и чуткостью к людям. К этому можно добавить, что аккуратность, подтянутость, требовательность к себе при выполнении всех воинских правил и указаний старших начальников составляли принципы морального кодекса, являлись нормой поведения и взаимоотношений с подчиненными на протяжении всей его службы в Вооруженных Силах. Огаркова любили в войсках и относились к нему с искренним уважением.
     Таким Николай Васильевич запомнился мне с первой нашей встречи - на одном из оперативно-тактических учений с войсками Белорусского военного округа в сентябре 1962 года. Последующая моя работа на должностях начальника штаба Прибалтийского и Белорусского военных округов, главного военного советника в вооруженных силах Сирии, а также начальником штаба - первым заместителем главнокомандующего войсками Западного стратегического направления не только полностью подтвердила мои первые впечатления, но и дополнила их. Не вдаваясь в подробности биографии, остановлюсь лишь на важнейших этапах его жизненного пути, на формах и методах работы, что в наибольшей степени раскрывает широту кругозора маршала, его новаторство, высокие организаторские способности, масштаб таланта.
     После Великой Отечественной войны, которую Николай Огарков прошел от звонка до звонка, он десять лет отдал оперативной работе (с 12 февраля 1947 года по 1 декабря 1957 года) в штабе главного командования войск Дальнего Востока, где был начальником оперативного отдела. Затем четыре года трудился в штабе Приморского военного округа на должностях начальника оперативного отдела, заместителя, а затем и начальника оперативного управления штаба округа. И везде действовал инициативно и уверенно, проявляя незаурядные способности офицера-оператора. Резкий поворот - от инженера полкового - дивизионного звена до оператора высших штабов - стал переломным этапом в его дальнейшей судьбе. После окончания Военной академии Генерального штаба в 1959 году его ждал еще один поворот в служебной карьере: в течение двух лет Николай Васильевич командовал мотострелковой дивизией в ГСВГ. Все это позволило Огаркову стать признанным профессионалом военного дела.
     ЛУЧШИЕ качества Огаркова как военачальника особенно ярко проявились на должности начальника штаба Белорусского военного округа, где он в течение четырех лет, с декабря 1961 по декабрь 1965 года, напряженно и творчески трудился. Будучи творчески мыслящим руководителем, видя радикальные перемены в военном строительстве и развитии военного искусства, учитывая опыт минувшей войны, он сразу же, без раскачки, принялся за решение приоритетных задач, стоявших перед войсками округа: повышение боевой готовности соединений и частей, уровня оперативной подготовки командиров и штабов, совершенствование стиля и методов их работы. Наряду с этим выдвигал смелые на то время идеи по реорганизации системы боевого управления войсками.
     Его предложения по изменению оргштатной структуры органов управления и их функций были нацелены на резкое повышение оперативности управления войсками во всех звеньях, поднятие роли общевойсковых штабов как организующих органов, что позволило бы командирам и командующим больше сосредоточиться на непосредственном руководстве соединениями и частями. Штабом ставилась цель - освободить командиров от частностей, повседневных «мелочей». Все предложения были всесторонне исследованы на ряде учений, признаны целесообразными, но по ряду причин многие из них не были приняты в то время и лишь после 1977 года легли в основу реформирования армии и флота.
     Другим направлением новаторской деятельности начальника штаба округа генерал-лейтенанта Николая Огаркова было совершенствование системы оперативной и боевой подготовки войск, командующих, командиров и штабов. Главное в боевой подготовке, подчеркивал он и добивался на практике, - умелая организация занятий, их всестороннее материально-техническое обеспечение, передовая методика проведения и, конечно, интенсификация учебного процесса в целом, максимально продуктивное использование каждого отведенного на отработку приемов и нормативов часа.
     На практике Огарков последовательно и твердо внедрял всем известный принцип: «учить войска тому, что необходимо на войне», а именно: старший командир учит младшего. Подготовку командиров и штабов он требовал осуществлять на совместных учениях с войсками или с обозначением их, с розыгрышем боевых действий в реальном времени «час за час». Планирование операций или боевых действий по его предложению проводилось по графику с определением объема и последовательности исполнения. В то время все это стало твердым правилом в работе командующих, командиров и штабов всех звеньев, что, безусловно, позитивно отразилось на подготовке войск и сил Белорусского военного округа, а также было внедрено в Советских Вооруженных Силах в целом. Можно полагать, что многие из этих идей и методов не потеряли актуальности и для нынешней Российской армии.
     В 1960-е годы талант будущего маршала, новатора-реформатора не остался незамеченным. Вскоре он стал командующим войсками Приволжского военного округа (1965-1968 гг.), а с апреля 1968 года - первым заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Этот период его службы в Генштабе был наполнен большой, напряженной и эффективной работой.
     РАБОТА в войсках на крупных штабных и командных должностях, неординарный ум, оперативно-стратегическое мышление и интуиция, чувство перспективы, способность к глубокому анализу обстановки и готовность идти на оправданный риск при решении задач в экстремальных условиях позволили Николаю Васильевичу Огаркову 8 января 1977 года занять пост начальника Генерального штаба Вооруженных Сил - первого заместителя министра обороны СССР. 14 января того же года он стал Маршалом Советского Союза. За семь лет работы в должности начальника Генштаба он, как это бывало и раньше, продемонстрировал способность и искусство сплачивать большие коллективы генералов и офицеров, твердо направлять их работу. Обладая высокой работоспособностью, предельно требовательный к себе маршал умел подбирать и учить людей, ценил их, всегда поддерживал разумную инициативу. В каждом, кто был сильным организатором и умел профессионально трудиться, он видел опору. Сегодня можно определенно сказать, что тогда, в конце 1970-х годов, вокруг Николая Васильевича Огаркова сплотилась целая когорта талантливых военных руководителей. Это были высокопрофессиональные специалисты, знатоки военного дела, обладающие опытом Великой Отечественной войны, способные умело вести порученное им дело.
     На высоком посту у маршала крепла мысль о необходимости реформирования армии и флота. С первых же дней он возвращается к своим прежним (конца 1960-х годов) идеям кардинального переустройства системы боевого управления войсками. В комплексе все его идеи были масштабны, затрагивали структуры в объеме всех видов вооруженных сил и родов войск, что в 1970-1980-е гг. составило основу плана реформирования армии и флота. Поведать читателю о всех тонкостях процесса исполнения новаторского замысла маршала, безусловно, невозможно. Поэтому остановимся лишь на некоторых - наиболее важных проблемах, не утративших своего значения и сегодня.
     Н.В. Огарков в соответствующей директиве по-новому и более четко очертил круг задач и функциональных обязанностей Генерального штаба как основного органа оперативно-стратегического управления вооруженными силами, главкоматов видов Вооруженных Сил, командования военных округов и флотов. Он делал упор на повышение их статуса и ответственности за состояние боевой готовности войск и сил. Его замысел сводился к воплощению на практике простого, но очень важного принципа: каждый занимается только своим делом - это, во-первых.
     Во-вторых, в тех условиях чрезвычайно важно было иметь твердое, гарантированно надежное управление силами и средствами ПВО и ВВС. Маршал решительно и твердо проводит в жизнь мероприятия, направленные на то, чтобы противовоздушная оборона строилась по территориальному принципу, с возложением ответственности за ее организацию в границах военного округа - на соответствующего командующего войсками округа. Первоначально отрабатывалась система управления авиацией и средствами ПВО с Объединенного командного пункта (ОКП ВВС и ПВО), в последующем предполагалось объединить главные командования ВВС и ПВО страны в один орган управления, то есть иметь смешанный вид вооруженных сил и одно ответственное лицо за безопасность воздушного пространства. Ныне создано именно такое командование, и, как известно, оно успешно решает весь комплекс задач.
     В-третьих, предусматривалось в мирное время создать главные командования на Западном, Юго-Западном, Южном и Дальневосточном стратегических направлениях. Тогда считалось, что создание главных командований на ряде стратегических направлений, разумеется с учетом опыта Великой Отечественной войны, станет новым важным шагом в развитии системы управления Вооруженными Силами Советского Союза, приблизит руководство непосредственно к войскам, что облегчит управленческую деятельность высших военных органов - Министерства обороны и Генерального штаба. Помимо названных доводов, такое решение обусловливалось геостратегическим положением Советского Союза и громадными размерами его территории. К тому же военно-политическая обстановка в мире на то время требовала незамедлительного улучшения руководства войсками, и многое в этом плане было сделано.
     ОБСТАНОВКА побудила высшее руководство страны поставить во главе создаваемых главных командований на стратегических направлениях самых авторитетных, опытных, известных, твердых и решительных военачальников, наделив их высокими полномочиями. В первом ряду стоял начальник Генерального штаба Вооруженных Сил - первый заместитель министра обороны СССР Маршал Советского Союза Николай Васильевич Огарков. 5 сентября 1984 года он с этой должности был переведен главнокомандующим войсками Западного стратегического направления и 25 сентября приступил к исполнению его обязанностей.
     Став главнокомандующим войсками Западного стратегического направления, Николай Васильевич трудился с присущей ему добросовестностью и полной самоотдачей. Немало труда и знаний вложил в формирование управления и штаба главнокомандования, в организацию их практической деятельности, сосредоточивая усилия на резком повышении боевой готовности и подготовке войск и сил флота с учетом условий театра военных действий и сложившейся военно-политической обстановки в Европе.
     За четыре года работы главкомата направления зримо возрос уровень боевой готовности, полевой, воздушной и морской выучки вверенных ему войск и сил. В кратчайшие сроки был создан сплоченный и работоспособный аппарат по управлению войсками и силами на ТВД. Основным методом его работы, да и офицеров главкомата была непосредственная деятельность в войсках, на флоте и в штабах. Много раз нам, помощникам главкома, приходилось видеть неутомимую работу Николая Васильевича по руководству войсками на различных учениях, инспекторских и итоговых проверках объединений, соединений и частей, оперативных сборах руководящего состава. Он всегда работал много, неутомимо и организованно. Мы отмечали его расположенность к людям, умение глубоко вникать в существо вопроса, предвидеть возможное развитие событий, обстановки, учитывать состояние войск и командных кадров.
     Такая практика и стиль работы маршала хорошо воспринимались в частях и соединениях. Это дало возможность решить в то время одну из главных задач - приблизить руководство непосредственно к войскам, отработать вопросы взаимодействия с руководством и войсками союзных армий, а также создать систему управления коалиционными группировками войск на ТВД как на мирное, так и военное время.
     Важно подчеркнуть, что в настоящее время в ходе поступательного и планомерного строительства Российских Вооруженных Сил на практике используется тот бесценный опыт, в том числе по созданию главных командований на стратегических направлениях и модернизации всей системы управления армией и флотом.
     Маршал Советского Союза Николай Васильевич Огарков вошел в историю как патриот, полководец - реформатор, человек кристальной чистоты и честности, наделенный острым чувством долга и высокой ответственности, восхищавший окружающих феноменальной памятью, удивительной работоспособностью, интеллигентностью, коммуникабельностью, доброжелательностью к подчиненным и неподдельным, искренним уважением к своим соратникам. Забота о безопасности Отечества была смыслом его жизни.
     Яркая, впечатляющая судьба маршала Огаркова - вдохновляющий пример для потомков.

     На снимке: На командно-штабном учении в Северной группе войск. Слева направо: Маршал Советского Союза Н.В. ОГАРКОВ, главнокомандующий войсками Западного направления; генерал-полковник А.В. КОВТУНОВ, командующий СГВ; генерал-майор В.Н. МАГАНОВ, начальник управления штаба; генерал-полковник М.Н. ТЕРЕЩЕНКО, начальник штаба войск Западного направления. 1984 год.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex