на главную страницу

31 Октября 2007 года

Армия и общество

Среда

«Моторостроитель»: как избежать банкротства?

Сергей ПОСПЕЛОВ.



Сегодня можно сказать, что у оборонно-промышленных предприятий России после изнурительного более чем десятилетнего выживания без заказов, государственной поддержки, практически в правовом вакууме, открылось второе дыхание. Настали другие времена: оборонная промышленность из падчерицы потихоньку превращается в любимое дитя государства. Впрочем, субъекты ОПК получают не только преференции, с них теперь и спрос другой. В условиях реформирования отрасли государство требует от руководства заводов и НИИ эффективной работы, безусловного выполнения оборонного заказа, отказа от той организации производства, которая сложилась в экономическом хаосе 90-х годов прошлого века. Не везде эти трансформации проходят гладко и без сбоев. Непростая, даже тревожная ситуация сложилась на старейшем самарском предприятии ОАО «Моторостроитель», которое недавно отметило свой 95-летний юбилей.

     
Праздник со слезами

     «Моторостроитель» - предприятие не рядовое, и в этом можно убедиться, ознакомившись с перечнем производимой им продукции. Так, здесь ремонтируют авиационные двигатели НК-12МП для самолетов Ту-142, Ту-95МС, НК-25 для самолета Ту-22М3, НК-32 для Ту-160. Важнейшая задача завода - серийное производство ракетных двигателей РД-180 и их модификаций для ракет-носителей «Союз», «Союз-2» и РН «Молния» (на снимке).
     Что касается гражданской продукции, то «Моторостроитель» выпускает приводы НК-12СТ, НК-14СТ, НК-36СТ и НК-38СТ для газоперекачивающих станций, блочно-модульные электростанции на базе двигателей НК-14Э, НК-37Э, лодочные моторы «Вихрь30».
     Словом, предприятие играет важную роль в деле обеспечения боеготовности наших стратегических ракетоносцев, при помощи выпускаемых им ракетных двигателей запланирован вывод на орбиту, например, спутников глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, осуществляются пилотируемая программа России, международные космические проекты.
     В общем объеме его производства доля государственного заказа занимает 47 процентов. Численность работников «Моторостроителя» - около 10 тысяч человек.
     Но 95-летний юбилей старейшего самарского предприятия отмечался в не совсем праздничной атмосфере. И причина тому есть: долги завода превысили четыре миллиарда рублей, а прибыль снизилась до восьми миллионов. При сохранении таких тенденций «развития» «Моторостроителю» грозит неминуемое банкротство.
     
Ситуация удручает

     Ситуация на предприятии, по мнению акционеров, характеризуется неудовлетворительным финансовым положением. Неконтролируемо растет величина обязательств ОАО. По состоянию на июль 2007 года кредиторская задолженность составляет около 4,7 млрд. рублей при объеме годовой выручки 3,0 млрд. рублей (2006 г.). По итогам прошлого года рост кредиторской задолженности, источником которого являются кредиты банков и облигационные займы, превзошел рост выручки в 1,7 раза.
     Предприятие не формирует собственных оборотных средств, вся операционная деятельность осуществляется только за счет привлекаемых кредитов. Кроме того, большая часть имеющихся активов заложена, что ограничивает распоряжение этим имуществом.
     По состоянию на июль 2007 года структура долгов «Моторостроителя» такова: банковские кредиты - 1,1 млрд. руб., займы - 1,8 млрд. руб., кредиторская задолженность - 0,95 млрд. руб., задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами - 0,9 млрд.
     Несмотря на предоставленную Правительством РФ возможность, задолженность не реструктуризована.
     Существуют серьезные проблемы с непрозрачностью финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
     На предприятии не создана система краткосрочного и среднесрочного финансового планирования, так называемая система бюджетирования, без которой невозможно прогнозировать финансовое положение предприятия и принимать оперативные меры для улучшения ситуации. Инвестиционные решения принимаются без должной финансово-экономической проработки, на основании примитивных расчетов и «интуиции» отдельных людей.
     Менеджмент компании, пользуясь ее стратегическим статусом, в течение длительного периода не уплачивает налоговые платежи, в связи с чем появилась существенная налоговая задолженность, о которой говорилось выше, в 0,9 млрд. руб.
     Производство стабильно, но требует значительной модернизации, денег на которую в сложившейся ситуации нет и не будет.
     
Куда уходит прибыль?

     Как же стало возможным такое развитие событий, ведь заказами предприятие в общем-то не обделено?
     Кризис завода, считают акционеры, во многом вызван деятельностью его директора Игоря Шитарева, который на этом посту работает уже 20 лет. С его именем связано много положительных страниц в истории завода. Однако нынешнюю ситуацию, которая начала складываться с начала 2000-х годов из-за широкого использования посреднических схем, зачислить в его актив трудно.
     О скорой отставке генерального директора стали говорить, когда он в прошлом году продал свой пакет акций «Моторостроителя». Решение странное, тем более что до этого он пытался нарастить свой пакет акций. Но Игорь Шитарев сохранил свой пост и тогда, и после очередного собрания акционеров летом 2007 года, что, впрочем, связывают с нежеланием основных акционеров омрачать праздник увольнением руководителя.
     Конечно, Игорь Шитарев человек заслуженный, но от руководителя оборонного предприятия, будь то ФГУП или ОАО, государство и акционеры вправе требовать эффективного руководства и рентабельной работы завода.
     Судите сами: «Моторостроитель» декларирует ежегодно миллиардные обороты, а на годовом собрании акционеров распределяет дивиденды из прибыли, равной всего 8 млн. рублей.
     Дело в том, что часть прибыли предприятия уходит посредникам, через которых продается продукция завода. А главное, финансовые средства изымаются из оборота предприятия и находятся у посредников. Это две структуры - ЗАО «ДЭМ» и «Центральная компания ФПГ «Двигатели НК». Естественно, все это делается с согласия генерального директора «Моторостроителя», причем последнюю организацию И. Шитарев возглавляет.
     Так, решением руководства «Моторостроителя» коммерческие взаимоотношения общества с иностранными партнерами по поставке гражданской продукции, прежде всего газоперекачивающих агрегатов, переданы ЗАО «ДЭМ». Продажа этих агрегатов также оформляется через компанию «Центральная компания ФПГ «Двигатели НК».
     Такие схемы, когда вокруг успешных предприятий буквально роем вились всевозможные посредники, пышным цветом расцвели во время экономического кризиса, поразившего отечественную «оборонку» в конце прошлого века.
     Именно поэтому довольно скромная прибыль у «Моторостроителя» появляется только в конце года, когда заказчики полностью расплачиваются за поставленные силовые установки, газотурбинные агрегаты и пр. Дело доходит до того, что в течение года успешному на словах предприятию не хватает оборотных средств.
     
Спасибо «ЦСКБ-Прогресс»

     Так случилось и в этом году, причем в преддверии юбилея. Но на помощь «Моторостроителю» пришел партнер. Руководитель ГУП «ЦСКБ-Прогресс» Александр Кирилин объявил о том, что его предприятие досрочно оплатило все свои заказы на текущий 2007 год ОАО «Моторостроитель». Хотя обычно деньги перечисляются за уже выполненные работы. Но А. Кирилин назвал свои действия подарком к юбилею смежника.
     Впрочем, «ЦСКБ-Прогресс» выручил в первую очередь себя. Для него обострение проблем у одного из основных поставщиков означало бы невозможность выполнения собственных обязательств перед государством. А обязательства эти весьма серьезны, отечественная пилотируемая программа становится с каждым годом все насыщеннее, ГЛОНАСС должен быть развернут в штатном режиме уже в следующем году, первый старт по международной программе запусков ракет-носителей семейства «Союз» с космодрома Куру во Французской Гвиане также намечен на 2008 год.
     Естественно, невыполнение этих важных проектов вызовет серьезный скандал и кадровые перестановки.
     Озабоченность государства положением на заводе продемонстрировал и недавний визит в Самару председателя правительства. Виктор Зубков пообещал, что «Газпром» продолжит сотрудничество с предприятием и в следующем году. Однако это меры, которые предоставляют заводу, дефолт которого ожидался до конца четвертого квартала 2007-го, лишь передышку на следующий год, в течение которого необходимо устранить причины, поставившие предприятие на грань банкротства нынешней осенью.
     
Зачем нам концерн?

     Как известно, в целях реформирования оборонно-промышленного комплекса в России уже созданы и создаются крупные вертикально интегрированные структуры - холдинги. Они объединят в единые технологические и производственные цепочки все НИИ и заводы, выпускающие стратегическую продукцию.
     В планах Правительства РФ создать государственную корпорацию «Двигатели НК», в которую помимо «Моторостроителя» войдут СНТК им. Кузнецова, Самарское конструкторское бюро машиностроения, ОАО «Казанское моторостроительное ПО», АО «Авиамотор» (Казань) и ОАО «Металлист».
     Но генеральный директор «Моторостроителя» скептически относится к вхождению своего предприятия в холдинг. Так, в интервью газете «Коммерсантъ» он заявил: «Ни в какую корпорацию «Двигатели НК» мы не собираемся входить. Я уже неоднократно заявлял, что нам там делать нечего. Если говорить о составе этой корпорации, то в нее должны войти СНТК им. Кузнецова как главенствующая организация, наш СКБМ, мы и казанский завод. Но состояние СКБМ - это полная разруха, работы нет, по СНТК ситуация тоже печальная, и всем понятно, что такая организация возглавить корпорацию не может. А нам она просто не нужна. Поэтому мое личное отношение ко всему этому - нас не надо трогать, и мы будем замечательно работать».
     Естественно, что такая позиция генерального директора не устраивает государство как главного акционера и заказчика продукции завода. Создание концернов - не прихоть, а требование времени. По этому пути во всем мире идут производители автомобилей, судостроители, авиастроители, двигателестроители. Иначе о конкуренции и о выходе на мировые рынки можно забыть.
     
Выход из тупика

     Как видно, груз накопившихся проблем на «Моторостроителе» не только тормозит его экономическую деятельность, но и чреват банкротством стратегического предприятия. Решать эти проблемы нужно оперативно. Понятно и то, что с нынешним руководством предприятия выйти из кризиса будет невозможно.
     Государство на сей раз намерено провести на заводе кадровые перестановки. Эксперты называют следующие возможные кандидатуры на должность генерального директора. Это первый заместитель генерального директора ОАО «СНТК им. Кузнецова» Валерий Николаев, нынешний председатель совета директоров ОАО «Моторостроитель» Николай Якушин (занимает один из руководящих постов в «Роскосмосе») и председатель совета директоров самарского завода «Металлист» Алексей Леушкин, глава холдинга «Техоборонпром». Возможно, что будет выдвинут кандидат, не связанный непосредственно с предприятием.
     Действительно, видимо, только смена руководства предприятия создаст условия для оздоровления обстановки в правлении акционерного общества, усиления менеджмента предприятия, стабилизации финансового состояния и закрепления позиции ОАО «Моторостроитель» в создаваемом холдинге «Двигатели НК». Важно лишь сделать это как можно быстрее.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex