на главную страницу

1 Ноября 2007 года

Армия и церковь

Четверг

Кто не воин — тот не гражданин

Подготовила Мария ГРИГОРЬЕВА.



Недавно на радиостанции «Радонеж» прошла передача, в которой говорилось о моральных и духовных аспектах военной службы. Ведущими были Владимир МахнаЧ и Виктор Саулкин. Судя по многочисленным звонкам в студию, тема не оставила слушателей равнодушными.


     Виктор Саулкин:
     - Сегодня наша Церковь молитвенно поминает святых преподобных Александра Пересвета и Андрея Ослябю, воинов. Преподобный Сергий благословил двух своих монахов на участие в Куликовской битве. Чествуя их память, Церковь еще раз свидетельствует о своем отношении к воинскому служению. Оно всегда почиталось чрезвычайно высоко.
     Сегодня Владимир Леонидович Махнач принес удивительную листовку. И что же в ней написано? «Марш за добровольную армию! Меняем сапоги на свободу. Как обменять сапоги на свободу и отказаться от воинской службы по убеждениям? Помните, отказаться от потери времени и здоровья никогда не поздно, приходите». И приглашают в «воскресную школу пацифиста», по воскресеньям в 14.00, в Общественный центр имени Андрея Сахарова. Наши слушатели знают этот центр, как антихристианский и кощунственный. А теперь здесь предлагаются «бесплатные консультации призывников и офицеров»!
     Владимир Махнач:
     - «Меняем сапоги на свободу». Звучит красиво. Но разве кому-нибудь это удавалось?
     Я 34 года преподаю историю и могу сказать: в реальности всегда было наоборот. Только надев сапоги, можно было обрести свободу. Воинская обувь могла быть разной – древнеегипетскими сандалиями, калигами римских легионеров, ичигами, которые носили народы Великой степи, или русскими сапогами. Это не суть важно. Главное одно – свобода никогда не обреталась отказом от «сапог», от исполнения воинского долга.
     Начиная со времен древней Месопотамии, можно отметить одну историческую закономерность. Можно собрать толпу рабов и послать ее в бой. Но они проиграют даже малочисленным и необразованным кочевникам или кому-то еще. Потому что солдаты не вырастают из рабов. Чтобы вырастить воина, нужно его с детства воспитывать в сознании собственного достоинства. Именно с этим связаны категории чести, доблести. Только свободный человек может обладать таким «римским» качеством, как дисциплина.
     Закон сейчас позволяет отказаться от воинской службы по убеждению. Призывник может так поступить, и он не совершит уголовно наказуемого деяния. Но те, кто проводит «пацифистские» занятия, совершает уголовное преступление! Он призывает к массовому нарушению закона о всеобщей воинской обязанности. Почему же он до сих пор не задержан? Кого в действительности они защищают?
     В.С.: – У многих ли из них сын служил в армии? Удивительно точно они выразили свое отношение к армии в передаче с игуменом Саввой (Молчановым): «Да мы вообще мечтаем закрыть вашу армию». Вот так!
     B.M.: – Продолжаю. Вот что написано дальше: «Служба в армии должна быть добровольной, а рекрутчина, так же, как рабство и крепостное право, является недопустимым анахронизмом в современном обществе. Тот, кто не склонен к военной службе, может использовать свой потенциал на благо экономики России». Обратите внимание, как нас пытаются подкупить. И далее: «Отменим всеобщую воинскую обязанность вместе». Я хотел бы тут кое-что добавить.
     Да, всеобщая воинская обязанность отсутствует в англо-саксонских странах. В Великобритании, в Соединенных Штатах, которые потребляют 40 процентов мировых богатств. У них есть возможность нанимать наемников. А в других странах воинская обязанность существует. Значит, бундесвер – одна из лучших армий мира – комплектуется на основе крепостного права? В Израиле всеобщая воинская повинность обязательна не только для юношей, но и для девушек. Даже два нейтральных европейских государства, Швеция и Швейцария, имеют закон о всеобщей воинской обязанности.
     Борются за демократию, а демократия вещь древняя и всегда боролась за право нести воинскую службу. Когда рядовой гражданин, землепашец, животновод, скотовод, кузнец, воюет, он становится вровень с аристократом, офицером, командиром, рыцарем-латником. Военная служба делает человека полноправным гражданином.
     И сейчас те, кто не хотят служить, пусть не служат. И не ходят голосовать. Потому что кто не воин – тот не гражданин.
     В.С.: – В Германии существует не только всеобщая воинская повинность. Любой немец, который выбирает альтернативную службу – идет в больницу или занимается экологией, – знает, что ему будет закрыта дорога на государственную службу. Он не будет служить в полиции или преподавать в средней и высшей школе. Ему как бы говорят: ты не немец. Ты отечеству не служил. Немцы не меняют свои сапоги или армейские ботинки на свободу. Наоборот, их сапоги и ботинки дают им свободу.
     Слушательница: – Если бы мы жили в Германии, я бы с удовольствием послала бы служить в армию своего внука, которому сейчас 15 лет. Но так как над нашими детьми издеваются, избивают, в такой армии нашим детям нечего делать. Когда же наша армия наконец станет нормальной и родители безбоязненно смогут отправлять туда своих детей?
     В.С.: – Мы тогда защитим права детей и внуков, когда в случае чего-то непотребного, что станет нам известным, начнем решительно требовать вмешательства прокуратуры, правоохранительных органов. Мы тогда добьемся результата, когда мы будем добиваться не отсутствия армии, а настоящей армии. Когда мы будем любоваться молодым человеком, который идет по улице в форме прославленного полка или в нашивках прославленного эсминца или ракетного крейсера. И другого пути нет.
     В.M.: – Я призывался в 1967 году. В наряд по кухне, чистить картошку, ходили только молодые. Это справедливо. Так во всех армиях мира. Так было и при государе императоре, в Кадетском пажеском корпусе, где служили только дети аристократов. Если взять нынешнее время, то в Военно-морской академии США, будущих морских офицеров тоже учат в условиях, если так можно выразиться, «дедовщины».
     Надо всех воспитывать в категориях чести и чувства собственного достоинства. Тогда у нас будет и общество другое, и армия другая.
     В.С.: – Сейчас гораздо сложнее, чем в те годы, когда мы с вами служили. Одна из проблем – землячества в наших частях. Но эту ситуацию можно переломить.
     Слушатель: – Вот женщина, у нее один-единственный сын, которого она должна отправить в армию. И кого она накажет ему защищать? Родину, где бал правят деньги?
     В.М.: – А кого защищали наши предки в Великой Отечественной войне? Большевиков. нацисты угрожали самому существованию русского народа. И, несмотря ни на какие обиды, солдаты пошли защищать страну. Еще раз говорю, никакого патриотического долга перед режимом, созданным при участии троцких и зиновьевых, у русских православных людей не было. И быть не могло. Но святую Русь тем не менее защитили: земля-то все равно наша.
     В.С.: – Мне хотелось бы напомнить, что, пройдя лагеря и ссылки, молодой иеромонах Пимен Извеков, будущий святейший патриарх Пимен, не имел никаких оснований любить советскую власть. Но он от рядового дослужился до майора и был награжден многими орденами. Это естественно для православного человека.
     В.М.: – А я хотел бы привести строки из письма великой княгини Ольги Александровны племяннице, великой княжне Татьяне, царевне-мученице. Ольга Александровна нашла в лазарете письмо матери к сыну-офицеру в действующую армию и переписала его. Вот что мать пишет сыну-офицеру: «Твой отец был убит далеко от нас, за Ляояном. Я тебя отдала святому делу – на защиту нашей милой родины. Помни, ты сын героя. Будь его достоин. Что наша жизнь? Это капля в океане прекрасной России. Нас всех не будет, но пусть цветет и радуется она. Когда тебя пошлют на подвиг, не помни моих слез. Помни только мое благословение».
     Слушательница: – Добрый вечер. Меня зовут Елена. Думаю, что если армии у нашего государства не будет, и нами будет управлять мировая закулиса напрямую, вряд ли у нас сохранятся те же права и те же условия жизни, которые имеются сейчас.
     В.С.: – Мы сегодня затронули важную тему. Не все понимают, что состояние нашей армии, состояние нашего общества зависит не только от власти, но и от нас с вами. А власть в последние годы приступила к укреплению государственности. И хотелось бы, чтобы этот процесс был необратимым.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex