на главную страницу

7 Ноября 2007 года

Армия и общество

Среда

РОМАНТИКИ ОТ АВИАЦИИ

Евгений Устинов, «Красная звезда». Камчатка.



Авиация, что игра в рулетку, где везение и воля случая порой самым удивительным образом перемежаются с интуицией, опытом и умениями самих игроков.

     
Рожденный летать

     Бесталанных людей не бывает в принципе. Иногда достаточно легкого толчка извне, чтобы сокрытые в каждом из нас способности проявились в полную силу. Таким катализатором, круто изменившим жизнь рядового краснодарского мальчишки Саши Конистяпина, выступил истребитель, однажды молнией пронесшийся над его головой.
     Не успел растаять оставленный самолетом инверсионный след, как доселе не замеченный в пристрастии к растениеводству мальчуган стал пропадать в загородном доме, откуда любовался кульбитами «гнездившихся» на расположенном поблизости аэродроме серебристых стальных птиц. Усиливавшееся день ото дня желание оказаться за штурвалом одной из них сначала сделало из заводилы шумных дворовых компаний прилежного ученика и старательного спортсмена, а после и вовсе привело в Ставропольское училище летчиков и штурманов противовоздушной обороны. Больше всего, признается он теперь, опасался оступиться, срезаться на вступительных экзаменах. Но все обошлось. Домой Александр приехал через полгода в свой первый курсантский отпуск заметно возмужавший и окрепший.
     В дорогом моему сердцу Барнауле тоже некогда было авиационное училище, являвшееся заветной мечтой каждого второго школяра в городе. Но в том, что небо покоряется далеко не всем, смог убедиться, когда моего одноклассника Олега Бондарева безжалостно и, как казалось тогда, несправедливо отчислили на третьем курсе обучения. Позже выяснится, что пышущего здоровьем парня подводил глазомер. Так и в нашем случае - из 450 курсантов, перешагнувших порог Ставропольской «летки» в 1982 году, на финише осталось... 150 человек. В списке счастливцев, благополучно преодолевших все испытания и получивших офицерские погоны, Александр Конистяпин числился.
     
От простого к сложному

     Да простят меня начальники летных альма-матер, но в авиачастях их питомцы воспринимаются неуверенно стоящими на ногах младенцами. А потому, приставив няньку-инструктора, их принято натаскивать в технике пилотирования, навигации, боевом применении и других премудростях летной работы. Новоиспеченных воздухоплавателей «возят» до тех пор, пока прописанные в томах руководящих документов истины не цементируются с подсознанием, а руки с опережением мысли не станут совладать с грозной боевой машиной.
     С особой теплотой полковник Александр Конистяпин вспоминает сегодня свой МиГ-23, который он впервые самостоятельно пилотировал в сложных метеоусловиях. Было это в небе Оренбуржья. И хотя в Домбаровском полку лейтенантов никто не подгонял, они сами устроили негласное соревнование, выясняя меж собой, у кого, допустим, мягче получится посадка, кто дольше продержит нос на пробеге или при полете в стратосферу наберет большую высоту. Не приученный отступать и сдаваться, Александр посвящал учебному процессу даже свое свободное время. Да так, что очень скоро самолет и человек представляли собой единый комплекс, хорошо организованный, отлаженный и безупречно действующий.
     В мельчайших подробностях помнит Александр Викторович и особенности характера следующей своей машины - перехватчика МиГ-25, которыми был оснащен базировавшийся в Кричеве авиаполк. То был период, когда любой тревожный вылет в стратосферу мог закончиться перехватом реальной цели. Интенсивная, наполненная отработкой новых форм и методов ведения воздушных боев служба позволила ему за три года стать первоклассным летчиком.
     Впрочем, последовательное восхождение Конистяпина по ступенькам ратного мастерства продолжается по сей день. В Камчатском истребительном авиаполку только и разговоров, что о грядущем повышении командиром квалификационной категории. Во всяком случае до зачетных 1.200 часов налета будущему летчику-снайперу осталось совсем немного.
     Делай, как я!
     В истребительной авиации, где основным тактическим подразделением является пара самолетов, один из летчиков - ведущий, а другой - ведомый. Мало того, взаимопонимание и чувство локтя, возникающие при решении учебно-боевых задач, нередко способствуют возникновению устойчивых тандемов. Таких, какой долгие годы существует между двумя Александрами - Конистяпиным и Отрощенко.
     Начало их дружбе было положено еще в период совместной службы в Белоруссии. Убывая в академию, Отрощенко посоветовал Конистяпину поступить так же, а после не забыл пригласить своего ведомого на Камчатку, где обосновался ранее. Тандем благополучно дожил до наших дней. Как стало известно, именно генерал-майору Александру Отрощенко, в настоящее время возглавляющему ВВС и ПВО войск и сил на Северо-Востоке, предстоит в обозримом будущем принимать у полковника Александра Конистяпина зачетное квалификационное упражнение.
     В свою очередь своим наставником Александра Викторовича по праву считают нынешний старший штурман полка подполковник Сергей Маслов, штурман-инспектор службы безопасности полетов подполковник Александр Киреев и заместитель командира по воспитательной работе подполковник Константин Волошин.
     А еще, как мне рассказали в части, Конистяпин одним из первых в гарнизоне приобрел и освоил персональный компьютер. Увлекая за собой подчиненных, он по максимуму выкладывается и за штурвалом боевого истребителя, и на спортивной площадке, и будучи на охоте или рыбалке. Наконец, по его примеру некоторые офицеры части решились на «повторный круг». И это, заметьте, в то время, когда даже один ребенок в семье являлся непозволительной роскошью.
     
Подняться с колен

     Елизово. 1996 год. В отсутствие людей казавшийся безжизненным аэродром. Засыпанные снегом
     МиГи... Едва принявший эскадрилью Конистяпин оказался в числе немногих военачальников, веривших в возможность исправления ситуации.
     Александр Викторович вспоминает, что самым трудным для него было вселить надежду в офицеров, по причине многомесячных задержек денежного довольствия вынужденных подрабатывать частным извозом или подряжаться в рыбацкие артели. Поначалу на призыв командира откликнулись всего несколько человек, которые, подготовив один МиГ-31, приступили к полетам, восстанавливая утраченные навыки. За ними подтянулись остальные летчики, не пожелавшие искать себе иного применения за периметром части.
     По правде говоря, фортуна улыбается не всем асам воздушного перехвата. Один из счастливцев - майор Андрей Башлачев. Расставшийся с эскадрильей штурман продолжил летать, устроившись на транспортный Ил-76 и получая за труды эквивалент одной тысячи американских долларов в месяц. Но это скорее исключение, чем правило. В основном военспецы вынуждены навсегда расставаться с небом, бесславно прозябая в охранных структурах.
     С другой стороны, подобные неудачи предостерегли от опрометчивых шагов майоров Сергея Овчинникова и Андрея Ненашева. Именно опыт их, а также других устоявших перед соблазнами смутного времени летчиков в последующем сыграет определяющую роль при организации и несении боевого дежурства. То, что Камчатская группировка надежно прикрыта с воздуха, выяснилось, в частности, на недавнем сбор-походе ОКВС. Поднятый по тревоге экипаж в составе майоров Владимира Литвина и Сергея Советова своевременно обнаружил над Охотским морем имитировавший контрольную цель Ил-38 и условно уничтожил его.
     
Момент истины

     Проверка Военной инспекцией Министерства обороны началась для Александра Конистяпина внезапно, с хлесткого как выстрел и емкого как приговор распоряжения - осуществить перебазирование на государственный полигон в Читинской области, аэродром Домна, для выполнения практических стрельб.
     Поясню: опыта автономной работы вне аэродрома базирования в полку не имели даже убеленные сединами ветераны. Здесь же требовалось переместить за три тысячи километров сразу восемь машин! Задача усложнялась тем, что экипажам впервые предстояло иметь дело со сверхзвуковой ракетой-мишенью «Стриж». Очевидно, знали об этих нюансах и аудиторы в погонах, спланировавшие проверку подобным образом. Тем не менее комполка с присущим ему хладнокровием принял брошенный судьбой вызов.
     Вылетали двумя группами. Их обслуживание по маршруту движения обеспечивали собственные команды техников, предусмотрительно направленные на двух Ан-12. Не успевали летчики приземлиться, скажем, в Комсомольске-на-Амуре и перекурить, как под завязку заправленные топливом МиГи снова были готовы к полету.
     - Никак, Красная армия развоевалась, - перешучивались в эфире авиадиспетчеры по поводу игнорировавших воздушные коридоры истребителей.
     Точно так же, слаженно и без раскачки, действовали подчиненные Конистяпина и по прибытии на место - за ночь разработав план, а уже вечером следующего дня приступив к учениям.
     Экипаж подполковника Александра Марина первым вошел в зону перехвата и обнаружил мчавшийся на скорости в 2,5 маха «Стриж». На форсаже сократив расстояние, Марин атаковал в переднюю полусферу моделировавшую полет баллистической ракеты цель. Несколько поволноваться пришлось за майора Игоря Корсуна, обстреливавшего своего «Стрижа» в почти перевернутом состоянии. Думали, прицел не справится, но все обошлось - выпущенная им под большим ракурсом ракета остановила стремительно удалявшуюся мишень. Есть! После такого вступления работа по парашютной мишени ПМ-6 и вовсе выглядела детской забавой.
     - Да где же справедливость! - возмущались летчики из Канского авиаполка, для которых этот полигон родной. - Мы, понимаешь, днюем и ночуем в Домне, а камчадалы с первого раза сорвали приз!..
     Между прочим, по результатам военной инспекции на боевую подготовку полку Конистяпина дополнительно выделили 5 тысяч тонн керосина - бесценное сокровище по нынешним временам.
     
Нелюбимое дитя?

     Среди строевых летчиков ходит байка о незадачливом генерале-танкисте, проверявшем авиационное училище и вскрывшем «недостатки» в плановой таблице полетов.
     - А почему это майор Сидоров у вас летит с инструктором и только потом сам? Он что, у вас летать не умеет?
     - Да нет, умеет, - отвечают ему. - Но так положено, когда человек возвращается из отпуска.
     - Хм! А я вот три месяца на танке не ездил и ничего, без инструктора обойдусь.
     Это я к тому, что любое, даже из добрых побуждений вмешательство извне способно обернуться серьезными неприятностями для авиации. Скажем, последние проблемы летчиков-истребителей Камчатки так или иначе связаны с Военно-морским флотом.
     В 1998 году на алтарь создававшейся группировки войск и сил авиаторы были вынуждены привнести самое ценное, что у них было, - свои штаты. Так полк лишился технико-эксплуатационной части, группы объективного контроля и других, казавшихся тогда вспомогательными подразделений. Да только теперь, с увеличением объема решаемых задач, летчики увешаны дополнительными обязанностями, как иные бакалейщики баранками.
     За то же время в Елизовском авиагарнизоне не появилось ни одного нового дома. В результате более ста офицеров части вынуждены скитаться сегодня по чужим углам, выкладывать за поднаем до 50 процентов своего жалованья.
     А еще душа у командира болит за боевую технику. Самому молодому из МиГ-31 не так давно «стукнуло» 15 лет. Само собой, по мере старения авиапарка возрастает потребность в запасных частях, комплектующих, равно как и в более тесном взаимодействии с ремонтными предприятиями. Вместе с тем в ВВС и ПВО группировки даже не предусмотрено должности начальника авиации, по кругу обязанностей курировавшего бы этот жизненно важный для истребителей вопрос (?!).
     Есть только МиГ...
     Истребитель нередко сравнивают с болидом Формулы-1. Помнится, на пике своей карьеры Михаэль Шумахер даже пытался гоняться с самолетом, увы, безуспешно. В свою очередь среди истребителей-перехватчиков до сих пор не было и, похоже, еще долго не будет равных российскому МиГ-31.
     Решение о капитальном ремонте и модернизации уникального истребителя не так давно принято на правительственном уровне. Широкое использование при этом технологий, полученных в ходе работ над истребителем пятого поколения, поднимет боевую ценность МиГа в 1,5 - 4 раза в зависимости от характера решаемых задач. Так, модернизированные самолеты смогут поражать цели на дистанции до двухсот километров. А благодаря новейшим радару и ракетам обнаруживать и уверенно поражать летящие на малых и сверхмалых самолеты-«невидимки» и крылатые ракеты. И, конечно же, они по-прежнему смогут использоваться в качестве самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления для истребителей других типов.
     Уверен, новым смыслом и содержанием со временем наполнится и жизнь Камчатского истребительного авиаполка. Летчик не может не летать. По словам полковника Александра Конистяпина, кто хотя бы раз побывал в стратосфере - там, где ломается горизонт и рукой можно дотянуться до звезд, всегда будет стремиться набрать высоту.
     На снимках: Командир 865-го истребительного авиационного полка полковник Александр Конистяпин.; МиГ-31 перед вылетом. Фото автора и из архива части.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex