на главную страницу

8 Ноября 2007 года

Армия и общество

Четверг

Жизнь без прикрытия

Олег ВЕРШИНИН, «Красная звезда».
Фото автора.



В 33 года Олег Поздняков стал командиром вертолетной части Дальневосточного объединения ВВС и ПВО. Он и сегодня считается одним из самых молодых командиров полка в армейской авиации ВВС России, но за два года полковник Поздняков не единожды доказывал свой профессионализм и оправдывал доверие начальства. Практика службы в разных должностях и опыт командировок в «горячие точки» позволяют ему найти быстрое и правильное решение многих возникающих проблем.


     При обучении личного состава полковник Поздняков зачастую опирается на собственный опыт службы. Начал он свою офицерскую карьеру летчиком-штурманом и в совершенстве освоил искусство навигации на разных модификациях вертолетов. К примеру, на вертолете Ми-8Т приходилось постоянно работать с линейкой, планшетом и картой. Затем служил на более поздних модификациях вертолета Ми-8, апробированных еще в Афганистане. Новые машины обладали улучшенными аэродинамическими характеристиками, мощными двигателями и новым вооружением. Проверить скорость и пройденный путь уже не составляло сложности. На некоторых модификациях появился даже локатор, позволявший летать в сложных метеорологических условиях.
     Должность летчика-штурмана в армейской авиации принято считать стартовой, поэтому знаковым событием для офицера стало его назначение командиром вертолета. Выполнение тактических учебно-боевых задач потребовало уже расширенных навыков пилотирования. Совершенствовались навыки ведения огня из всего бортового вооружения, минирования и бомбометания не только на малых, но и предельно малых высотах. Новая должность предполагала полную ответственность за работу экипажа и техническое состояние вертолета. Естественно, возникали сложности, но большую поддержку в профессиональном становлении молодому командиру вертолета тогда оказали командир эскадрильи подполковник Анатолий Давыденко и заместитель комэска подполковник Борис Хусаинов.
     Благодаря наставлениям инструкторов вскоре он стал старшим летчиком и ведущим в группе, дальше - начальником разведки полка, заместителем командира эскадрильи, комэском. С каждой должностью росло и мастерство офицера. К примеру, командир эскадрильи - основного тактического подразделения авиации - отвечал уже за подготовку двенадцати экипажей, контролировал состояние техники и взлетно-посадочных площадок.
     Еще одним неоспоримым плюсом стала обширная география службы: Олег Николаевич «прошел» все вертолетные полки в регионе и освоил особенности природно-климатических условий Дальнего Востока.
     В современных условиях армейская авиация все чаще выполняет огневые задачи, и транспортно-боевой вертолетный полк в Хабаровском крае - не исключение. Таким образом, в боевой подготовке вертолетчиков серьезное внимание уделяется именно развитию навыков пилотирования боевых машин и качественному ведению огня из бортового вооружения. Скажем, только в сентябре экипажи под командованием подполковника Игоря Крона и майора Владимира Конкина обеспечивали три батальонных тактических учения с боевой стрельбой на Князе-Волконском полигоне близ Хабаровска. В целом же за год летчикам вертолетного полка приходится около 15 раз выполнять задачи по учебно-боевой поддержке войск Дальневосточного военного округа.
     Учения - это только один эпизод повседневной деятельности летчиков полка. Взять, к примеру, поисково-спасательное обеспечение. Летчики части несут постоянное дежурство на аэродромах близ Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, а большую часть времени - на аэродроме острова Итуруп.
     Так, 23 августа был получен приказ на поиск и спасение летчиков с потерпевшего аварию Су-24. Экипаж Ми-8 под командованием майора Владимира Карпова произвел вылет со спасательной парашютно-десантной группой. Выполнение задачи в заданном районе заняло не более часа.
     Нельзя обойти вниманием и санитарные рейсы с врачами 301-го окружного военного клинического госпиталя. Своевременные вылеты в отдаленные гарнизоны дают возможность спасти жизнь многим тяжелобольным военнослужащим.
     Особое внимание полковник Поздняков уделяет безопасности полетов и умению действовать в нештатных ситуациях. Он принимал участие в контртеррористической операции в Чеченской Республике в 1995 году и знает цену такой подготовке экипажей. Не в характере дальневосточного командира хвастать своими подвигами. Подробности командировки Олег Николаевич не рассказывает - дескать, все обычно: базировались в Ханкале и выполняли полеты по обеспечению деятельности Сухопутных войск. Но, безусловно, за общими фразами скрывается больше, ведь за памятную командировку полковник Поздняков получил орден Мужества...
     Довелось ему побывать и в командировке в Таджикистане в 1999 году. Дальневосточники тогда базировались на высокогорном аэродроме Гиссар близ Душанбе и выполняли задачи в основном по перевозкам и поисково-спасательному обеспечению в интересах 201-й мотострелковой дивизии. 10 марта экипаж Ми-8 выполнял плановый полет на высокогорную площадку ограниченных размеров. Заход на посадку был возможен только с одной стороны и осуществлялся при максимально допустимой скорости попутного ветра. Отказ гидросистемы мгновенно привел к нарушениям в системе управления вертолета. Однако, несмотря на технические неполадки, экипаж сумел осуществить посадку на площадку размерами всего 20 на 20 метров. Благодаря мастерству дальневосточников были спасены 12 человеческих жизней...
     Комполка считает, что во многом он находится в более выигрышном положении в сравнении со своими предшественниками. И в самом деле, с 2005 года поставки горючего и смазочных материалов в Дальневосточное объединение ВВС и ПВО шли уже довольно равномерно. А в конце апреля текущего года произошел настоящий прорыв: лимит керосина для воинской части был увеличен в полтора раза. График летных смен оказался расширен до трех-четырех в неделю: вертолетчики получили возможность досрочно выполнить годовые нормы налета и выйти на новые рубежи мастерства. Только за последнее время свою классность повысили шесть офицеров. Более того, впервые за долгие годы летчики стали готовиться к практическим полетам в составе звена - теперь в хабаровское небо одновременно поднимаются четыре вертолета. По словам Олега Николаевича, осенью планируется отрабатывать задачи уже в составе двух звеньев.
     Естественно, рост мастерства летчиков для комполка - как бальзам на сердце. Олег Николаевич не скрывает, что на следующий год ожидается увеличение поставок топлива почти в три раза и тогда боевая подготовка полка выйдет на уровень советских времен. Впрочем, в связи с ростом интенсивности полетов все чаще возникают опасения за состояние вертолетов. Одним из главных достижений за два года командир полка считает повышение количества исправной техники в два с половиной раза. С другой стороны, повышенная эксплуатация машин может привести к новым поломкам. Полковник Поздняков уже сейчас ставит вопрос о выделении новых запчастей и агрегатов. Ведь без них вертолеты могут вновь стать на прикол, и тогда от повышенного лимита топлива особого прока не будет. Тем более что помимо повседневных полетов офицеры полка выполняют важнейшие задачи, в том числе в рамках командировок в неспокойные регионы. Ежегодно в Чечню направляются четыре экипажа формирования.
     Вообще, должность комполка довольно хлопотная. Ранее Олег Николаевич служил заместителем командира полка одной из вертолетных частей Приморского края. Прежняя должность «зама» предполагала в большей степени занятия с летным составом, и сталкиваться, к примеру, с работой обеспечивающих подразделений приходилось только в редких случаях. Теперь в подчинении полковника Позднякова - шесть заместителей, два помощника и ряд начальников служб, но и фронт обязанностей вырос в геометрической прогрессии. Пять дней в неделю фактически полностью уходят на организацию и проведение полетов, а ведь надо еще выкроить время и для решения вопросов в других сферах деятельности воинского формирования и гарнизона в целом. Олег Николаевич говорит, что можно, конечно, стать летчиком-инспектором или начальником отдела боевой подготовки армейской авиации объединения, но, пока есть желание и силы, лучше постараться по максимуму реализовать задуманное в своей должности. Главный принцип командира полка - не бежать от сложностей.

     На снимке: командир вертолетной части Дальневосточного объединения ВВС и ПВО полковник Олег ПОЗДНЯКОВ (слева).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex