на главную страницу

9 Ноября 2007 года

Страна и мир

Пятница

ДОВСЕ как право на военную безопасность

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



     Реакция НАТО на принятое 7 ноября Государственной Думой решение приостановить начиная с 12 декабря действие для России Договора об обычных вооруженных силах в Европе была, можно сказать, молниеносной. Так, собственно, и ожидалось. Одно дело — дискуссии и уговоры. Совсем другое дело — резолюция законодательного органа великой державы. Таково уж свойство любого серьезного документа — дисциплинировать мышление.
     Соединенные Штаты, играющие в НАТО роль дирижера, сразу выразили по данному поводу несогласие. «Совершенно ясно, что этот шаг мы не поддерживаем. Идея приостановки действия Договора вызывает у нас беспокойство», — заявил в среду на брифинге начальник пресс-службы госдепартамента Шон Маккормак. В то же время он попытался заверить журналистов, что администрация Буша «работает в тесном контакте с другими странами — участницами Договора с тем, чтобы найти ответы на некоторые из тех озабоченностей, которые были детализированы российским правительством».
     Почти одновременно с откликом из Вашингтона прозвучала «нота сожаления» из штаб-квартиры альянса в Брюсселе. Официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай, в частности, указал, что «действующий ДОВСЕ является основой европейской безопасности».
     Совершенно верно. Если смотреть на действующий Договор с позиций США и НАТО, то он должен их вполне устраивать. Ведь этот документ, как справедливо замечают российские военные эксперты, позволяет без особых преград реализовывать стратегию продвижения НАТО на восток, а также осуществлять реконфигурацию вооруженных сил США в Европе, держа при этом под контролем российские войска, дислоцированные на европейской части РФ.
     Аппатурай, правда, тут же добавил, что страны НАТО поддерживают «скорейшую ратификацию адаптированного Договора». По его словам, сейчас продолжаются «активные консультации со всеми странами, подписавшими адаптированный ДОВСЕ, о его ратификации и вступлении в силу».
     Обеспокоился официальный Киев. Там было заявлено, что «Украина как одна из четырех стран, ратифицировавших соглашение об адаптации Договора, считает, что этот шаг ставит под угрозу последующее существование одного из краеугольных правовых механизмов европейской безопасности и может стать толчком к возобновлению атмосферы недоверия на континенте». МИД Украины призвал все стороны «к продолжению переговоров о разблокировании процесса вступления в силу соглашением об адаптации Договора».
     Возвращаясь к ситуации, предшествовавшей единогласному решению Госдумы от 7 ноября, напомним, что соглашение об адаптации Договора к новым военно-политическим условиям в Европе было подписано в Стамбуле в 1999 году. В 2004 году адаптированный Договор ратифицировала Россия. Однако до сих пор документ не вступил в силу из-за того, что его не ратифицировали страны — члены НАТО. В июле этого года Владимир Путин издал указ о моратории на исполнение ДОВСЕ. Он мотивировался тем, что Договор «не обеспечивает на должном уровне интересы военной безопасности Российской Федерации». Кроме того, по мнению главы государства, страны — члены НАТО сознательно затягивают ратификацию соглашения об адаптации ДОВСЕ.
     Высказываясь по существу принятого Госдумой решения, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сказал, что речь вовсе не идет об отказе России от самой ратификации адаптированного документа. «Мы свою ратификацию адаптированного Договора не отзываем, а лишь приостанавливаем свое участие в документе, который давно и безнадежно устарел, — пояснил он. — Мы ожидаем, когда все участники ДОВСЕ ратифицируют его адаптированную версию и он сможет нормально с учетом новых реалий осуществляться и модернизироваться».
     Давая свою оценку факту, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Юрий Балуевский указал на недопустимый стремительный рост обычных вооружений в странах Балтии. Он подчеркнул, что «если ДОВСЕ будет модернизироваться, то он должен модернизироваться с отмены фланговых ограничений, так как в адаптированном Договоре фланговые ограничения сохраняются».
     Начальник Генштаба заверил, что Россия не будет быстро наращивать группировки своих войск в западных районах и на Кавказе после введения моратория на ДОВСЕ. Однако, как он выразился, «у нас должно быть право» для создания и передислокации сил там, где «это необходимо для обеспечения интересов и безопасности страны».
     Комментируя специально для «Красной звезды» ситуацию вокруг ДОВСЕ, депутат Госдумы, бывший секретарь Совета Безопасности РФ Андрей Кокошин отметил, что Россия еще в 1990-е годы настоятельно указывала на необходимость выполнения ДОВСЕ всеми сторонами, в том числе, конечно, членами НАТО. По его мнению, духу Договора «изначально противоречило расширение альянса на восток, что закладывало под него, то есть под ДОВСЕ, мину». Все это, считает Кокошин, понимали многие западные политики, однако там почему-то возобладала другая точка зрения.
     Между тем, напомнил депутат Госдумы, обращаясь к ретроспективе, на протяжении второй половины 1980-х годов велась «напряженная интеллектуальная работа с целью выработки модели стратегической стабильности в сфере обычных вооружений в Европе». В этой работе, по его словам, «участвовали ученые и специалисты СССР, США, западноевропейских государств — членов НАТО, нейтральных стран. Диалог велся на различных площадках как в публичном режиме, так и в формате доверительных бесед».
     К тому времени, указал Кокошин, уже «сформировались модели стратегической стабильности в ядерной сфере. Они не могли быть автоматически перенесены в сферу обычных вооружений, поэтому в нашей стране была проделана большая работа по анализу крупнейших сражений Второй мировой войны и моделированию противостояния вооруженных сил двух блоков в Европе в период «холодной войны». На базе результатов этой аналитической работы «была выработана формула, впоследствии закрепленная в преамбуле ДОВСЕ».
     Суть ее в том, что «условием стратегической стабильности на уровне обычных вооружений в Европе является предотвращение угрозы внезапного нападения, а средством ее обеспечения — понижение концентрации вооружений на линии разделения двух блоков». С этой целью, подчеркнул Кокошин, были выработаны «количественные ограничения и территориальная структура, вошедшие в текст Договора».
     Сегодня, по мнению известного ученого и политика, необходимо выработать новую модель стратегической стабильности в Европе. Однако пока со стороны наших партнеров в Европе и Северной Америке не наблюдается желания делать это. Скорее можно увидеть стремление использовать ДОВСЕ как еще один рычаг давления на нашу страну (например, требование ускорить вывод наших контингентов из Приднестровья и Грузии).
     «Интересы национальной безопасности России, наших друзей и союзников требуют, чтобы мы рассмотрели целый комплекс мер политико-военного характера с учетом неконструктивного поведения западных стран в отношении данного Договора. Эти меры должны основываться в том числе и на использовании имеющихся новейших достижений России в военно-технической сфере», — считает Андрей Кокошин.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex