Так всегда было, что любое авиационное происшествие или катастрофа вызывает ощутимый общественный резонанс. Информация быстро распространяется в СМИ, а различные специалисты от авиации дают свои комментарии, которые не успокаивают людей, а наоборот, заставляют серьезно задуматься о положении дел в отечественной государственной авиации. Кто виноват и что делать? Ответы на эти традиционно русские вопросы относительно сложившейся ситуации с безопасностью полетов в военной и гражданской авиации попытались найти участники данного методического сбора.
В первую очередь аварийность подрывает боеготовность авиации и наносит ущерб ряду основных компонентов боевого потенциала страны. Как сообщил первый заместитель министра обороны генерал-полковник Александр Колмаков, за последние 10 лет государственная авиация России потеряла в авариях и катастрофах 280 воздушных судов.
«За этот период времени в результате авиационных, чрезвычайных и наземных происшествий погибли 707 человек», - сказал генерал-полковник Александр Колмаков.
При этом первый замминистра обороны в своем выступлении отметил, что в 2007 году госавиация России уже потеряла четыре самолета и шесть вертолетов, погибли три летчика и шесть пассажиров. В этом контексте генерал-полковник Колмаков подчеркнул: «Ничто так сильно не подрывает роль безопасности полетов, как халатное отношение и частичное выполнение своих обязанностей должностными лицами».
По словам первого замминистра обороны, с 2005 года по ноябрь 2007 года в Военно-воздушных силах России повреждено и не восстановлено до уровня летной годности 15 самолетов и вертолетов.
«Ежегодный ущерб от потерь воздушных судов в госавиации и затраты на проведение расследований уже превысили 3 млрд. рублей», - сообщил генерал-полковник Колмаков.
В частности, он особо отметил высокий уровень аварийности в авиации Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО). «В авиации РОСТО в 1998-2007 годах произошло 35 процентов авиапроисшествий, причем более половины из них привели к гибели людей», - подчеркнул замминистра.
Что касается положительных тенденций, влияющих на состояние безопасности полетов, то это, безусловно, привлечение к решению проблем обеспечения безопасности полетов научного потенциала страны, а также разработка и реализация комплексных мероприятий в сфере безопасности полетов.
Вместе с тем генерал-полковник Александр Колмаков отметил, что большинство причин авиапроисшествий обусловлено проявлением человеческого фактора. «И в первую очередь - нарушениями при организации, производстве, управлении или обеспечении полетов», - сказал генерал-полковник Колмаков.
В настоящее время принято решение обратиться к руководителям государства с предложением разработать и реализовать в 2008-2012 годах федеральную целевую программу обеспечения безопасности полетов воздушных судов государственной авиации России.