на главную страницу

13 Ноября 2007 года

Культура

Вторник

«До края Русь дошла...»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



     Фильмы режиссера Владимира Хотиненко обычно еще до выхода в широкий прокат обсуждаются на некой ноте истерии. Он заставляет зрителя смотреться в них как в зеркало. Одна из его киноработ так и называется - «Зеркало для героя». Вспомним и его неоднозначного «Мусульманина», метафоричного «Макарова». А лента «72 метра» уже записана в классику военно-патриотического кино. Теперь вот выходит в широкий прокат фильм на историческую тематику. Название его незамысловатое и однозначно говорящее: «1612». Время великой Смуты в российском государстве. Смутное время. Вернее даже - безвременье. И его премьерный показ в преддверии нового, еще не устоявшегося в восприятии соотечественников праздника в стране - 4 ноября, Дня народного единства, как бы подсказывает его чуть ли не заказной, некий пропагандистский подтекст. Вроде бы все так, да не совсем.
     После просмотра фильма многие недоуменно спрашивают друг друга: а о чем он? Это яркий показатель того, что мы разучились смотреть серьезное кино, а проводим время в кинозалах в ожидании развлечения. В данном случает ответ лежит на поверхности: Хотиненко попытался показать, к чему приводит отсутствие законной власти в государстве. И постарался в меру своего понимания уйти от назидательности и патетики. Это не знакомая любителям киноклассики трактовка того времени Эйзеншейном или Пудовкиным. И уж ни в коем случае не исторический эпос. Скорее, это некий кинокомикс-блокбастер с голливудской прорисовкой, великолепно дополненный замечательной операторской работой и идеальным музыкальным рядом. Да, еще стоит отметить удачный подбор артистов и ювелирную работу гримеров и стилистов. На некоторые погрешности в данном случае можно закрыть глаза, потому что кто наверняка знает, как там уж было все на самом деле в те далекие времена на Руси? В смысле деталей бытового характера.
     Сильный актерский ансамбль: Михаил Пореченков (на снимке - кадр из фильма), Марат Башаров, Александр Балуев, Артур Смольянинов, Михаил Жебровский, Петр Кислов, Виолетта Давыдовская, Даниил Спиваковский, Валерий Золотухин, как и сама идея фильма, убеждают в серьезном подходе к картине продюсеров, один из которых - киномэтр Никита Михалков. Может, даже в государственном подходе.
     Потому что еще один, правда, компьютерный герой ни много ни мало, как образ и символ Московского царства XVI—XVII веков. Это белый единорог, частое появление которого на экране зрителю не вполне понятно. Но тут все задумано глубоко. Мы привыкли, что российскую государственность олицетворяет образ двуглавого орла, изображение его было известно на Руси уже в Х веке. Но в формировавшейся тогда российской государственной и военной геральдике лев и единорог обычно сопровождали орла. А единорог, в качестве сюжета изобразительного искусства известный на Руси по меньшей мере с XIV в., при Иване III обретает уже символ государственной эмблемы. Еще раньше сражающийся с драконом единорог размещался на печатях верейского князя Василия Михайловича Удалого (1460—1495) и одного из владимирских землевладельцев XV в. Из всей гаммы толкований символа единорога выделим его непобедимость и богоугодность. И лев, и единорог - из числа животных, через которых символически передается образ самого Иисуса Христа: единорог вообще выступает символом Божественного покровительства, помощи и благодати. В сложном даже для богословов споре с Иовом Бог прибегает к образу единорога как к символу, с одной стороны, дикости и мощи, а с другой - непокорности и свободолюбия.
     То есть на единорога режиссер возложил великие духовные полномочия, которые непосвященному зрителю на самом деле мало понятны, а режиссером не объяснены. Образ единорога важен и тем, что в конце XV в. новоиспеченная держава Государя всея Руси великого князя московского Ивана III Васильевича (1462—1505) впервые вышла на международную арену, уже одним фактом существования обширного православного суверенного государства на северо-востоке Европы заставив считаться с собой. Только что объединенному Московскому государству предстояло определить свое место в системе международных отношений, в структуре европейских держав. Важно было научиться говорить на едином европейском «языке» символов, в первую очередь геральдических.
     Этот краткий исторический экскурс необходим, чтобы оценить и осмыслить целевую задумку режиссера.
     Теперь о том, какой получился фильм на выходе. Смутное время безвластия, когда (из рекламного синопсиса картины) «на Москву наступают польские войска, с севера движутся шведы. Минин и Пожарский пытаются собрать народное ополчение...», Хотиненко попробовал показать через вроде бы исторических персонажей. Но экранные истории персоналий далеки от реальной исторической канвы. Хотя вроде бы она как-то и выдерживается. Что мы наблюдаем? Умирает царь Борис Годунов, убивают его вдову и наследника царевича Федора. Появляется самозванец Лжедмитрий. Год спустя и он убит. Власть пытаются прибрать к рукам проходимцы. Главный герой фильма Андрей - единственный свидетель расправы над законными правителями, когда в живых остается только дочь Бориса Годунова, красавица Ксения. Можно проследить, как любовь Андрея к царевне влияет на ход Истории. Он - человек с мощной харизмой. Главный «движитель» сюжета - мечта Андрея, прямо-таки русского Бэтмена, спасти любимую от происков тщеславного поляка, очередного охотника за российским троном. В сюжет вплетено столько мистики и крови, что мешает понять высоту патриотического замысла режиссера. И Минина почему-то явно не просматривается, хотя Пожарский в образе Михаила Пореченкова все же точно присутствует, да и шведов совсем не наблюдается. Масса нестыковок временных и прочих назвать фильм историческим не позволяет. Он типично приключенческий, даже фантастический. Хотя, может быть, будет воспринят иначе в четырехсерийной телеверсии, которую уже заявил Хотиненко.
     А теперь о плюсах. О красивой «картинке», грамотной работе профессионалов уже говорилось. Фильм скорее рассчитан на молодежь, даже подробными титрами, разъясняющими историческую подоплеку действия, он адресуется тем, кто с историей знаком. Просветительская цель - благая. Ведь после сериала «Идиот» в книжных магазинах стали чаще покупать Достоевского. Даже слабенькая есениада с Сергеем Безруковым в роли поэта исподволь напомнила обществу, что поэзия - важная составляющая его духовного развития.
     Хотиненко удалось, кажется, и невозможное: в фильме немало смешных моментов и диалогов с сатирическим оттенком, уже подзабытым нашим кинематографом. Вот князь Пожарский обращается к Андрею, которого народ прочит в цари: «Хочу узнать, холоп ты или нет. Хватит с нас самозванцев». - «Ты прав, хватит. Я холоп, сын кузнеца...» - «Дай Бог, последний на Руси самозванец!» Вот такой диалог с современной «горчинкой». Но смех стихает, когда в калейдоскопе великолепно разыгранных схваток с попутными уроками фехтования, компьютерных и бутафорских рек крови, порой ложной многозначительности вроде бы ударных сцен вдруг слышишь жесткое: «До края Русь дошла, до самого последнего предела. Звони, князь, звони, глядишь, и разберутся людишки...»
     И звонит вечевой колокол. И звон от него, даже потом и от уже разбитого попаданием пушечного ядра, тревожит сердце на глубинном, генном уровне.
     Вот так - раз, и развернул режиссер всех нас лицом к реальности. Показав, быть может, наше настоящее - через прошлое, предков.
     Такой вот 1612 год.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex