- Владимир Ильич, напомните, пожалуйста, на основании каких документов в Вооруженных Силах Российской Федерации ведется военно-мемориальная работа?
- Военно-мемориальная работа в Вооруженных Силах организована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», которым на Министерство обороны возложены обязанности уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области увековечения памяти защитников Отечества в Российской Федерации и за ее пределами. Обязанности уполномоченного федерального органа исполнительной власти в этой сфере изложены в статье 11 Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
Для осуществления руководства и координации работ по увековечению памяти погибших создана рабочая группа № 3 «По координации, подготовке и проведению вое0нно-мемориальных мероприятий» Российского организационного комитета «Победа», которую возглавляет начальФото Сергея СОЛДАТЕНКОВА.ник штаба Тыла – первый заместитель начальника Тыла Вооруженных Сил России генерал-полковник Дмитрий Булгаков. В соответствии с регламентом этой группой проведено восемь заседаний.
- Какие вопросы рассматривались?
- На прошедших заседаниях рассмотрены самые злободневные вопросы организации военно-мемориальной работы в Вооруженных Силах и координации этой деятельности в стране и за рубежом.
Рассматривались также вопросы, связанные с разработкой нормативных документов по организации и ведению централизованного учета воинских захоронений, их паспортизации, в том числе и за рубежом, координации поискового движения, о создании новых и реставрации имеющихся воинских мемориалов и памятников.
На заседаниях рассмотрен ряд предложений организаций и граждан о совершенствовании работы по увековечению памяти погибших защитников Отечества. Часть этих предложений трансформировалась в поручения Президента и Правительства Российской Федерации.
Всего в 2007 году отработано 7 поручений Президента России и 68 – Правительства Российской Федерации.
- Какие, на ваш взгляд, результаты военно-мемориальной работы за 2007 год наиболее значимы?
- Наиболее значимыми результатами этой работы в завершающемся году считаю издание Указа Президента Российской Федерации от 1 октября 2007 года № 1313 «О представительствах Министерства обороны Российской Федерации в иностранных государствах, на территориях которых имеются российские воинские захоронения», в соответствии с которым проводится работа по открытию этих представительств с задачами по военно-мемориальной работе за рубежом.
Создание представительств Минобороны России вызвано необходимостью кардинального улучшения состояния наших мест памяти, воинских захоронений, в которых только в Европе на территории 24 государств погребено более 2,5 млн. советских воинов, погибших в период Великой Отечественной войны. Из них более 80 процентов числятся на кладбищах как неизвестные. Из имеющихся, по приблизительным данным, 7,5 тысячи мест захоронений исследовано и учтено лишь 4.519. Такая же картина с памятными местами Первой мировой войны и других международных военных конфликтов.
Направление представителей Минобороны в зарубежные государства для работы в составе посольств Российской Федерации планируется осуществлять с 2008 года.
Второй крупный проект – работа по созданию обобщенного электронного банка данных (ОБД), содержащего информацию о погибших и пропавших без вести защитников Отечества в период Великой Отечественной и во время послевоенных локальных конфликтов. В результате будет получен обобщенный банк данных (ОБД), содержащий текстовую информацию, полученную из документов Центрального архива Минобороны РФ – донесений о безвозвратных потерях периода Великой Отечественной войны, а также из находящихся в Военно-мемориальном центре Вооруженных Сил учетных документов существующих мест воинских захоронений. Кроме того, в ОБД можно посмотреть сами эти документы (их цифровые копии) – первоисточники. Впервые в мире в практике создания подобных компьютерных банков данных осуществлена возможность поиска информации непосредственно в графической фотокопии документа.
Информационно-аналитическая система, как инструмент работы с информацией ОБД, позволит получать любую заданную статистическую информацию, в том числе впервые с математической точностью удастся установить общее количество людских потерь Вооруженных Сил за годы войны, подтвержденных документально, исключив из подсчета повторы и неточности. И самое главное – сократить количество воинов, без вести пропавших и захороненных на мемориалах в качестве неизвестных.
- Как известно, в соответствии с решением министра обороны РФ для поисковых работ в Ленинградском военном округе на штатной основе создан 90-й отдельный специальный поисковый батальон численностью 300 человек. Насколько эффективно он работает?
- Судите сами. Место его работы – «Невский «пятачок» и Синявинские высоты. Бойцами батальона найдены останки 1.949 погибших воинов, обнаружено 93 смертных медальона, из них 24 удалось прочитать, в результате найдены родственники 5 погибших. Кроме того, обнаружен и уничтожен 4.271 взрывоопасный предмет, найдено 117 единиц стрелкового оружия.
В зимнем периоде обучения личный состав батальона, кроме подготовки по общим военным дисциплинам, пройдет курс обучения по специальным вопросам, таким как теория и практика проведения поисковых работ, нормативно-правовая база поискового движения в Российской Федерации, духовно-нравственные аспекты поисковых мероприятий, история практики увековечения памяти воинов в России, Советском Союзе и Российской Федерации. Также будет организовано изучение материала периода ведения боевых действий на «Невском «пятачке» и на Синявинских высотах по документам ЦАМО РФ (картам, сводкам, донесениям) для более тщательной подготовки к работам на местности в летний период.
Разрабатывается методика использования ОБД для определения расположения неучтенных мест санитарных захоронений, находящихся в зоне планируемых работ на местности, а также применения геоинформационных компьютерных систем и систем ГЛОНАСС и GPS.
Конечно, одного батальона для России недостаточно, поэтому его планируется применять децентрализованно (поротно) совместно с общественными поисковыми объединениями.
- В августе 2007 года состоялся визит подразделения бундесвера, солдаты которого две недели работали совместно с личным составом 90-го оспб по уходу за советскими мемориалами на Синявинских высотах в Ленинградской области. Планируется ли ответный визит?
- А он как раз проходит в настоящее время. Работы ведутся на двух кладбищах: советском – в районе Марцан (там захоронены 494 воина, 331 из которых известен пофамильно) в Берлине и гарнизонном берлинском кладбище жертв фашизма на Лилиентальштрассе.
Считаем целесообразным такие контакты сделать регулярными и распространить их на ряд других государств.
- В соответствии с Законом РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» Минобороны осуществляет координацию мероприятий поисковой работы. В чем она выражается конкретно?
- Оказана практическая помощь общественным межрегиональным поисковым объединениям, которым выделено в безвозмездное пользование 1.799 прицепных и переносных полевых кухонь и термосов, 7.855 комплектов обмундирования.
Однако мы столкнулись с определенными трудностями при выработке нормативной базы, определяющей взаимоотношения Минобороны с общественными организациями и позволяющей осуществить передачу им неликвидного военного имущества. К решению проблемы нами привлечен Роспатриотцентр Федерального агентства по образованию РФ, работающий с общественными поисковыми отрядами. Думается, что совместными усилиями вопрос удастся решить.
- Россия была буквально потрясена недружественными актами Эстонии, связанными с переносом памятника советским воинам-освободителям в Таллине и их захоронений. Что предпринимается, чтобы не допустить повторения подобного в других странах?
- В целях недопущения событий, подобных эстонским, Минобороны совместно с МИД обратились с соответствующими предложениями к Президенту Российской Федерации. Суть предложений заключается в том, что необходимо:
- продолжить переговоры по заключению соглашений о воинских захоронениях с иностранными государствами (в первую очередь прибалтийскими);
- активизировать работу по открытию за рубежом представительств Министерства обороны России;
- силами открываемых представительств в возможно короткие сроки завершить паспортизацию воинских захоронений за рубежом, по результатам которой издать каталоги российских (советских) воинских захоронений, расположенных на территориях иностранных государств;
- внимательно отслеживать любые изменения в политике властей иностранных государств в отношении находящихся на их территории российских воинских захоронений, с тем чтобы предпринимать своевременные шаги по недопущению каких-либо односторонних недружественных акций.
На настоящий момент межправительственные соглашения по воинским захоронениям подписаны с 11 государствами.
В то же время пока не удалось убедить Минфин России, что содержание воинских захоронений, их реставрация и благоустройство – задача общегосударственная (это принципиальная позиция Минобороны) и что без сильной поддержки средствами федерального бюджета ее реализовать нельзя. По нашему мнению, и это поддержано Президентом России в поручении от 25 июля 2007 года № Пр-1372, выделяется недостаточно средств на восстановление наших захоронений за рубежом и поддержание их в состоянии, достойном памяти погибших воинов. Минфину поручено изыскать дополнительные средства и определить их источники. Но Минфин переложил это поручение на МИД, предложив ему самому изыскать дополнительные источники финансирования.
Закон о монетизации льгот и внесенные в связи с ним изменения в Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» лишил федеральный центр и субъекты федерации возможности планировать и выделять денежные средства на содержание и ремонт воинских захоронений. Все расходы на эти цели возложены на местные бюджеты, в большинстве своем – дотационные.
- Как обстоят дела с созданием Федерального военного мемориального кладбища?
- К настоящему времени разработан и согласован проект ФВМК, распоряжениями Правительства Российской Федерации все земельные участки под его размещение переведены в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов и распоряжениями Росимущества предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование Управлению контрактного строительства и инвестиций Минобороны России (УКСИ Минобороны) – заказчику строительства. Границы участка закреплены на местности, в полном объеме выполнены подготовительные работы для начала строительства.
На основании проведенного конкурса генеральным подрядчиком определен Спецстрой России, который в настоящее время завершает подготовку рабочей документации для строительства ФВМК. Денежные средства на 2008 – 2010 годы запланированы, а именно: на 2008 год – 1 млрд. рублей, на 2009 год – 1,066 млрд. рублей, на 2010 год – 621 млн. рублей.
При наличии этих средств ФВМК можно будет сдать в эксплуатацию к маю 2010 года.