на главную страницу

16 Ноября 2007 года

Армия и общество

Пятница

Призвание – солдат

Андрей ЛУНЁВ, «Красная звезда».



     До первого убитого война
     Нам кажется мальчишеской
     игрою.
     Пока тебя не впишет тишина
     В число погибших - после боя.

     Валерий Горбачёв,
     воин-«афганец».

     Что такое война, Александр Долганов уяснил уже в первый месяц службы в Афганистане. Разведывательному взводу, в который его определили снайпером, поручили найти сбитый душманами советский истребитель. Первую в жизни боевую операцию Александр поначалу воспринял как туристический поход. Поднимаясь по горному перевалу, в прицел снайперской винтовки рассматривал живописные горные вершины, подобные которым видел лишь в американских вестернах. Снаряжение и боекомплект приятно оттягивали плечи.
     Пройдя несколько километров по ущелью, разведчики вдруг впереди увидели торчащий из земли хвост самолета. Но как только попытались подойти к месту катастрофы, из близлежащего кишлака по ним открыли ураганный огонь.
     Долганов упал за огромный валун, по которому вмиг защелкали пули. Попытался было высунуться и выстрелить, но тут же получил затрещину от сержанта-дембеля - лежи боец, успеешь еще навоеваться. Иллюзия турпохода прошла. Страха не было. Появилось совсем иное, неясное чувство, как будто очутился на другой планете.
     Связавшись с базой, разведчики сообщили свои координаты. Примерно через полчаса показались спешащие на подмогу бойцы мотострелковой роты. Душманы, чувствуя, что перевес явно не на их стороне, прекратили огонь.
     Пока пехотинцы среди обломков искали трупы пилотов, разведчики их прикрывали. Кишлак молчал. Но как только стали отходить от селения, стрельба возобновилась. Под обстрелом перетаскивая с бойцами останки летчиков в армейской плащ-палатке, Александр наконец-то понял, куда он попал. В Афганистане ему оставалось служить еще двадцать три с половиной месяца...
     К алининский призывной пересыльный пункт в середине 1980-х прослыл вратами за границу. Отсюда отправляли на срочную службу в основном в группу советских войск в Германии, в Чехословакию, Польшу. Сюда же в апреле 1984-го привезли молодежь из Иваново, среди которой был и Долганов. К этому времени он уже имел несколько десятков прыжков с парашютом и водительское удостоверение. А также был кандидатом в мастера спорта по пулевой стрельбе. Мечтал попасть в Воздушно-десантные войска, поэтому к службе готовился основательно.
     Спортивные успехи помогут восемнадцатилетнему парню выжить, в то время как у многих его товарищей не будет ни единого шанса. Всю ивановскую команду - 92 человека - назовут «афганской» и, вопреки их ожиданиям, рассуют по учебным подразделениям Туркестанского военного округа, а затем отправят на войну.
     В термезской «учебке» Долганова определили снайпером. Обучение давалось легко, ведь из всей роты только он до армии профессионально занимался стрельбой. Единственный со ста метров из снайперской винтовки легко прошибал пятикопеечную монету. На пару с ротным пристреливал на всех оружие. Впрочем, отнюдь не точный выстрел, а способность быстро принимать верное решение спасет его вскоре от неминуемой гибели...
     М отострелковый батальон, в разведвзвод которого попал Долганов, стоял в Андарабском ущелье, за 150 километров от основной полковой базы в Пули-Хумри. Оттуда каждую неделю приходилось доставлять продовольствие и боеприпасы. Колонну грузовых машин, построенных через одну с боевыми, обычно сопровождала разведка. В тот злополучный день колонну вел командирский бронетранспортер, на котором ехал и Александр. В полк прибыли без приключений, загрузились и стали возвращаться. Большая часть пути осталась позади. Колонна почти прошла по опасной дороге, тянувшейся вдоль ущелья, и уже должна была выехать на открытое место...
     Но вдруг монотонную работу двигателей разрывает грохот. Засада! Тотчас сверху с двух сторон на колонну обрушивается шквал огня. «Духи» лупят из гранатометов и стрелкового оружия. Первая же граната, предназначенная для БТР разведки, попадает в волноотражатель боевой машины. Оторвавшийся от него стальной кусок срезает голову механику-водителю. Александра со взводным взрывная волна сбрасывает с брони. Следующий гранатометный выстрел прожигает борт бэтээра и взрывается внутри. Еще трое находящихся там разведчиков погибают.
     Стандартную «духовскую» тактику даже в первые секунды боя понять несложно - взорвав первую и последнюю машины в колонне, обездвижить ее, а затем расстрелять. Колонне во что бы то ни стало надо прорываться вперед! Решение Долганов принимает мгновенно, благо двигатель их БТР - фантастика! - все еще продолжает работать. Забравшись в искореженную машину, садится за руль, газует и на одном дыхании выводит бронетранспортер на открытое место, освободив колонне выезд из каменного мешка.
     Бой продолжался минут десять, Александру казалось - целую вечность. Видя, что колонну им уже не достать, душманы отступили. К тому же высотки вдоль ущелья, с которых велся огонь, стала обрабатывать вызванная по рации артиллерия.
     Кое-как доехав до позиций батальона, Долганов рассмотрел искореженную, забрызганную кровью машину. Броня - в решето, а внутри - братская могила. На волосок от смерти в том жестоком бою был и сам Александр, хотя на его теле врачи не обнаружили ни царапины. Про такое говорят: в рубашке родился. Сказать, что ему было страшно, значит, не сказать ничего. На душе еще долго было жутко от увиденного. А перед глазами вновь и вновь стояла картина, как обезумевший от ураганного огня боец возле его БТР прикладом автомата в огромном каменном валуне пытается выдолбить окоп...
     М ногое в Афгане повидал разведчик Долганов. Со своим взводом и саперов прикрывали, когда те ставили минные ловушки. И засады устраивали на караванных тропах. Только за год на счету разведвзвода семь уничтоженных «духовских» караванов. А сколько своих колонн провели разведчики, и не сосчитать. Вдвойне будет обидно Александру, когда после года службы он получит ранение, из-за которого придется распрощаться с людьми, ставшими за это время ему почти родными.
     В тот злополучный день, не доехав метров триста до кишлака, в котором намечалась бандитская сходка, его взвод попал в засаду. БТР, на котором он ехал, подорвали на фугасе. К счастью, мина оказалась слабой. Все отделались легкими осколочными ранениями и контузиями. Но у Долганова осколком было пробито левое колено.
     Пролежав месяц в госпитале, он вновь вернулся в родной батальон. О возвращении в разведку, когда порой за сутки приходилось преодолевать больше десятка километров, конечно же не могло быть и речи. Вот тут-то и пригодились полученные до армии права. Александр переквалифицировался в водителя и еще почти год на КамАЗе перевозил боеприпасы и продукты.
     Вернувшись с войны, батальонный разведчик и фронтовой шофер устроился на завод, с которого призывался в армию. Однако после девяти лет работы на «гражданке» стать по-настоящему гражданским человеком так и не смог, как не смог и позабыть войну.
     В 1994 году Александр наконец реализовывает свою давнюю мечту. Он заключает контракт в 217-м парашютно-десантном полку 98-й парашютно-десантной дивизии. Уже в 1995 году в составе миротворческого контингента ООН его направляют в Хорватию, где в течение года Долганов несет службу на блокпостах. В 2000-м - отправляют в Косово. Третья командировка - в 2002-м - уже в Чечню.
     П олковая тактическая группа десантников стояла в Ножай-Юртовском районе под Энгеноем. Долганову и трем контрактникам, прошедшим Афган и Чечню, была поручена охрана командования. Все бывало: и под обстрелы попадали, и на засады напарывались. Случались и курьезы.
     Недалеко от селения Голсан-Чу десантники обнаружили базу Хаттаба - перекрытые щели, расчищенные места под палатки. Проведя осмотр и не найдя ничего интересного, пристанище боевиков взорвали. Колонна десантников уже возвращалась обратно, когда Долганов вдруг заметил в кустах на горке движение. Посмотрел в оптический прицел - человеческие силуэты. Доложил командиру.
     Связались по рации с вышестоящим штабом. Там подтвердили - наших войск в этом квадрате быть не должно. Пустили зеленую ракету - если свои, то должны были ответить тоже зеленой. Никакой реакции. И только когда Александр выстрелил чуть выше силуэта, в ответ из кустов взлетела зеленая ракета. Как оказалось позже, это пехота пошла по грибы и наивно хотела остаться незамеченной...
     Благополучно вернувшись с Северного Кавказа, Александр Долганов два года был старшиной парашютно-десантной роты, сделав за это время ее образцово-показательной. В 2004 году заочно окончил юридический колледж. Полученное образование дало возможность солдату с почти пятнадцатилетней выслугой стать офицером. В прошлом году младший лейтенант Долганов принял командование зенитным ракетным взводом.
     З а спасение батальонной колонны тогда, в Афгане, рядового Александра Долганова комбат представил к награждению орденом Красной Звезды. Однако награды разведчик так и не увидел. За мужество, проявленное при выполнении служебных обязанностей в Чечне, рядового Долганова представили к медали «За отвагу». Но получил он самую что ни на есть солдатскую - медаль Суворова.
     - Служба в ВДВ - это мое призвание, - с какой-то особой гордостью говорит младший лейтенант Александр Долганов. - Поэтому не измеряю ее ни званиями, ни орденами. И считаю за счастье заниматься любимым делом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex