на главную страницу

16 Ноября 2007 года

Планета людей

Пятница

Конгрессменам не нравится «Стрелец»

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



     На Капитолийском холме опять «обеспокоились». Небольшая группа депутатов выступила с инициативой, призывающей президента Соединенных Штатов ввести санкции против России за поставку в Иран и Сирию средств противовоздушной обороны.
     Недоумение, таким образом, возникает мгновенно. Российские системы, которые поставляются иностранным государствам, сугубо оборонительные, чего в таком случае испугались американские законодатели? Логика, кажется, проще все того же соленого огурца: не вторгайся в чужое небо, и никто в тебя стрелять не станет. Не нападай, и не встретишь сопротивления.
     Недоумение нарастает, когда вспоминаешь массу фактов, указывающих на очевидную всему миру причастность американского конгресса к актам военного произвола. Уж кто бы возмущался и выражал «обеспокоенность» в подобных ситуациях, но только не американские конгрессмены.
     Как известно, в 2005 году Россия и Иран заключили контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов «Тор-М1», способных сбивать все типы самолетов, вертолетов, а также крылатые ракеты и беспилотные летательные аппараты. Стоимость двадцати девяти комплексов составила семьсот миллионов долларов. В Сирию Россия планирует поставить комплекс противовоздушной обороны «Стрелец» ближнего радиуса действия. Понятно, что никому такое оружие угрожать не может, оно придумано и создано для обороны. Не нарушают комплексы ПВО и баланса сил на Ближнем Востоке, как заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
     Объективность такой оценки не может вызывать сомнений у тех, кто сколько-нибудь внимательно следит за ближневосточной динамикой. Мирный процесс в этом крайне нестабильном регионе требует не только дипломатических усилий, но и поддержания хотя бы относительного военного баланса. Россия, находящаяся от Ближнего Востока на порядок ближе, чем США, кровно заинтересована в мирном течении дел в этом пространстве. Ей-то как раз о недопущении конфликтных ситуаций и беспокоиться в первую очередь.
     Признаки такого беспокойства, собственно, мы и можем периодически наблюдать. Так, буквально на днях российские законодатели проявили живой интерес к деятельности Министерства иностранных дел России, направленной на обеспечение мирного исхода кризиса вокруг иранской ядерной программы. Точнее говоря, парламентарии дали соответствующие поручения комитетам Госдумы по международным делам и обороне, чтобы те выяснили, какие конкретно меры российское дипломатическое ведомство предпринимает по предотвращению военного конфликта в Иране. И в целом для нормализации обстановки в регионе.
     При этом депутаты хотят, чтобы МИД РФ обосновал свой ответ на их запрос «с учетом статьи 6 российско-иранского договора от 26 февраля 1921 года». Указанная статья констатирует право России вводить в Иран войска в случае, если третьи государства попытаются превратить территорию Ирана в базу для пересечения границ и военных выступлений против России.
     Интерес российских парламентариев, как говорится, не на голом месте. Как явствует из планов администрации США, применение силы против Ирана по-прежнему возможно. Или, как заявила в среду госсекретарь Кондолиза Райс, военные меры в отношении этой страны «остаются на столе». Притом что подобное решение вступило бы в противоречие с мнением 73 процентов американцев, высказавшихся в ходе последнего опроса службы Гэллапа исключительно за дипломатические способы преодоления кризиса в отношениях между Вашингтоном и Тегераном.
     Выкладки американских экспертов, пытающихся прогнозировать развитие событий в том случае, если США решатся пойти войной на Иран, выглядят весьма реалистичными. Многие из них трезво оценивают колоссальные трудности, с которыми США столкнутся, если дело дойдет до военных действий. К примеру, в личном аппарате бывшего госсекретаря и бывшего председателя комитета начальников штабов отставного генерала Колина Пауэлла считают, что в случае наземного вторжения на иранскую территорию американской армии придется иметь дело с сотнями тысяч партизан, которых будет поддерживать вся остальная нация. Выступая перед конгрессменами, Лоуренс Уилкинсон, который возглавляет аппарат Пауэлла, сказал, что Америка рискует завязнуть в иранской кампании минимум на десять лет, а наиболее вероятным итогом станет глубокий провал.
     Есть, правда, другой сценарий, который не выходит за рамки воздушных ударов. Однако он, прогнозирует тот же Уилкинсон, ничего не даст, кроме ненависти иранцев к Америке.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex