на главную страницу

16 Ноября 2007 года

Профессионал

Пятница

Охота на «фанфанов»

Александр СИДОРОВ.



Большие надежды по оздоровлению обстановки в армейских коллективах российское общество долгое время связывало с успешной реализацией Федеральной целевой программы на 2004–2007 годы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей». К сожалению, на практике все оказалось сложнее, и дело не только в деньгах. Северо-Кавказский военный округ в этом смысле не стал исключением.

     
Что-то не контрачит

     Раздел V Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» гласит: «В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта». Однако создается впечатление, что далеко не все офицеры, на которых возложены обязанности набора контрактников в Российскую армию, этот закон читали. Во всяком случае, по данным военной прокуратуры Северо-Кавказского военного округа, должностными лицами некоторых частей «подписанные военнослужащими контракты на руки последним не выдаются, сроки военной службы и даты подписания контрактов в них зачастую не указываются».
     Ситуация, как это ни прискорбно, порой напоминает знаменитый французский фильм «Фанфан-тюльпан», где бравые вояки хватали всех, кто попадется под руку, и силой зачисляли в наемные войска. Это не преувеличение. Так, в части подполковника Г. Гостева не проводились мероприятия по профессиональному, психологическому отбору кандидатов в контрактники, они не рассматривались на аттестационной комиссии. Без лишних проволочек командование части заключило контракты с 257 военнослужащими и с легкой душой направило их для выполнения миротворческой миссии в Южную Осетию. Результат не замедлил сказаться: после возвращения из этой командировки 23 «добровольца» сбежали из части, оставив контракты на память руководству.
     Для выполнения «плана по валу» современные вербовщики набирают бойцов без учета условий, в которых тем придется выполнять воинский долг. Например, военные комиссариаты Северо-Кавказского военного округа отобрали 573 кандидата для военной службы в разведбате мотострелкового соединения. Однако командование батальона, проверив как следует новичков, отсеяло 118 кандидатов (почти четверть): в войсковую разведку они не годились по физическим и психологическим данным.
     Еще более показательна история Д. Дугина, с которым заключили контракт в Военном комиссариате города Крымска Краснодарского края. Здесь почему-то забыли провести медицинское освидетельствование кандидата, и через две недели после прибытия в часть солдата уволили... по состоянию здоровья.
     Есть примеры похлеще. Так, подполковник Г. Гостев заключил контракт с рядовым Д. Стоком, у которого имелась неснятая и непогашенная судимость. А Военный комиссариат Геленджика направил в воинскую часть для прохождения военной службы по контракту П. Введенского, который... находился в федеральном розыске! И это не единичный случай. С уголовником, которого разыскивала милиция, заключили контракт и в Военном комиссариате Благодарненского района Ставропольского края.
     Но наиболее достойным звания русского Фанфана можно назвать рядового А. Захарова. Он вообще не помышлял о судьбе наемного солдата и не представлял соответствующего рапорта командованию. За него все решил подполковник А. Хандилян: он просто издал приказ о заключении с Захаровым контракта сроком на три года. Рядовой же после завершения установленного срока службы по призыву, узнав о нежданном «счастье», самовольно оставил воинскую часть.
     
«Тяготы мы вам обеспечим!»

     У каждого на слуху знаменитая строка устава: «Военнослужащий должен стойко переносить тяготы и лишения воинской службы». По существу это верно. Но вовсе не значит, что тяготы надо создавать искусственно. Между тем так нередко и происходит.
     Скажем откровенно: среднемесячная зарплата российских контрактников по сегодняшним меркам их впечатлить не может. С 1 января этого года она составляет от семи с половиной до десяти тысяч рублей. Но и эти деньги порой выплачиваются несвоевременно. К примеру, 704 контрактника одной из частей СКВО так долго ждали «полевых» выплат за четыре месяца оперативно-тактических учений в Северной Осетии, что освежать память финансистов была вынуждена военная прокуратура.
     Но дело не только в выплатах. Контрактники нередко вынуждены нести службу в совершенно недопустимых условиях. Как отмечает военная прокуратура СКВО, к совершению преступлений против военной службы (проще говоря, побегам из частей и соединений) бойцов подталкивает «бытовая неустроенность, обусловленная многочисленными нарушениями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Отсутствуют элементарные условия для соблюдения правил личной гигиены, не принимаются меры по ликвидации очагов возможных инфекций, госпитализации заболевших военнослужащих, формально проводятся медицинские осмотры бойцов, заступающих в наряд по столовой и работающих на продовольственных складах, употребляются просроченные продукты питания, лекарственные препараты и т.д.
     В одной из частей подобные нарушения привели к вспышке острой кишечной инфекции среди военнослужащих. Затраты на лечение государству обошлись в 84.664 рубля. На полигоне Николо-Александровский зимой этого года не были оборудованы отдельные палатки для просушки обмундирования, обуви и обогрева личного состава днем, в подразделениях отсутствовали умывальники, доставка продуктов и питание личного состава были организованы из рук вон плохо, емкости для хранения воды не проходили дезинфекцию и т.д. В общем, к контрактникам относились по принципу: пусть терпят, они за это деньги получают.
     Главный военный прокурор Российской Федерации генерал-полковник юстиции Сергей Фридинский не так давно отметил, что сохраняется ситуация, когда «некоторые командиры в погоне за показателями по сути вынуждают военнослужащих переходить на контракт. В результате происходит подрыв авторитета военной службы».
     Хочется надеяться, что эти слова будут все-таки всеми услышаны...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex