на главную страницу

17 Ноября 2007 года

19 НОЯБРЯ – ДЕНЬ РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ

Суббота

Кузница славы России

Генерал-лейтенант Владимир КОНСТАНТИНОВ.




     Из истории военного образования известно, что в средневековой Европе подготовка офицеров артиллерийского профиля в специальных учебных заведениях началась на век раньше, чем специалистов других родов оружия, поскольку необходимость дать офицерам более высокую техническую и математическую подготовку остро ощущалась лишь при подготовке артиллеристов. С тех пор требования к уровню подготовки артиллеристов и ракетчиков только возрастали. Сегодня от них требуются знания баллистики, топогеодезии, метеорологии, астрономии, современных информационных технологий и многое другое. Постоянный рост боевых возможностей, высокая стоимость вооружения ракетных войск и артиллерии и возлагаемая на них высочайшая ответственность за исход боя и точность поражения противника делают ошибку офицера или отсутствие у него твердых навыков боевой работы абсолютно неприемлемыми. Может быть, именно поэтому в пехоте сложился шутливый, но с глубоким смыслом «табельный» тост за праздничным столом «За то, чтобы артиллеристы хорошо учились!»
     Основатель регулярной русской армии Петр Великий прекрасно понимал значение артиллерийского образования. Он доказал это практическими делами по созданию артиллерийских учебных заведений и личным примером освоения премудростей военной науки. Первый полученный им диплом был сертификатом артиллериста. До самой смерти царь оставался капитаном бомбардирской роты Преображенского полка, в которой при его активном участии и контроле с 1698 г. работала первая теоретическая и практическая школа подготовки артиллерийских кадров. Благодаря усилиям державного бомбардира в России был осуществлен переход от достаточно примитивного обучения пушкарей в период Средневековья к принципиально новой системе образования. Непрерывно совершенствуясь, подготовка офицерских кадров для артиллерии обрела черты научности и специализации.
     Главным центром подготовки и переподготовки офицерских кадров для ракетных войск и артиллерии, преподавателей и ученых для военно-учебных заведений и научно-исследовательских институтов РВиА уже давно является Михайловская военная артиллерийская академия. Официально она берет начало от артиллерийского училища, учрежденного 26 ноября 1820 г. в Санкт-Петербурге. Училище получило почетное наименование Михайловское в честь его основателя и заботливого куратора генерал-фельдцейхмейстера великого князя Михаила Павловича. В августе 1855 г. на базе офицерских классов училища была сформирована академия. Она взяла на себя роль научного и методического центра для учрежденных в последующие годы учебных заведений артиллерии. В конечном итоге в ходе военной реформы на рубеже ХХ-ХХI веков на базе академии, в Санкт-Петербурге, сложился крупный научно-образовательный комплекс, в который влился и ряд других учебных заведений РВиА.
     Разнообразен вклад профессорско-преподавательского состава и выпускников Михайловского училища и академии в военную теорию и практику, развитие российской науки и военной промышленности Российской империи. Вот лишь штрихи к портрету некоторых михайловцев. А. Засядко и К. Константинов стояли у истоков создания боевых ракет. Их имена впоследствии были увековечены в названиях кратеров на обратной стороне Луны. Примечательно, что Засядко проводил научные исследования на собственные средства. На рубеже ХIХ-ХХ веков трудами профессоров Н. Маиевского, А. Гадолина и других ученых в главном артиллерийском военно-учебном заведении страны были созданы фундаментальные разработки в области нарезной артиллерии, позволившие России стать в один ряд с ведущими артиллерийскими державами. Ученые академии заложили основы развития современного стрелкового, в том числе автоматического, оружия. У истоков этой деятельности стоял талантливый ученый и конструктор, профессор академии В. Чебышев. Воспитанник академии С. Мосин (1849-1902 гг.) создал знаменитую трехлинейную (7,62-мм) магазинную винтовку, принятую на вооружение в 1891 г. Более полувека она славно служила в боях по защите Отечества.
     С самой лучшей стороны проявили себя педагоги, ученые и слушатели академии в годы Великой Отечественной войны. С началом войны многие из них отправились на фронт. Среди этой замечательной когорты артиллеристов был и начальник академии, будущий маршал Советского Союза Л. Говоров.
     На войне как на войне. Среди артиллеристов были и тяжелые потери, кто-то попадал в плен. В трофейных документах сохранились материалы допроса выпускника академии начальника артиллерии 5-й армии генерал-майора Сотенского, плененного в ходе тяжелейших боев в сентябре 1941 г. Он происходил из семьи потомственного офицера, начинал службу в Русской армии. Поэтому фашисты ожидали от него лояльности, но резюме в стенограмме допроса звучало по-иному: «Для него не существует ничего, кроме поддержки своего правительства». Он утверждает, что «война может закончиться только русской победой». Генерал Сотенский был убит в плену в апреле 1945 г.
     Беззаветная самоотверженность в боях и сражениях, сила и стойкость духа, упорный труд на научно-педагогическом поприще, продемонстрированные преподавателями и выпускниками военной артиллерийской академии, стали той лептой, которую они внесли в пользу установления в ноябре 1944 г. праздника артиллерии.
     В послевоенные годы ученые и педагоги, выпускники академии подтвердили готовность и способность поддерживать и развивать славные традиции своих предшественников. В начале ХХI века когорта ученых и педагогов высшей квалификации пополнилась молодыми перспективными специалистами. Образовательную деятельность в академии сегодня ведут 27 докторов, 172 кандидата наук, 40 профессоров, 102 доцента. Около 65% педагогов-военнослужащих и более 75% педагогов из числа гражданского персонала имеют ученые степени и звания. В академии удалось сохранить 12 научных школ. Среди профессорско-преподавательского состава - 6 заслуженных деятелей науки (науки и техники), 10 заслуженных работников высшей школы.
     Ученые академии проводят исследования в области шести отраслей науки: военной, технической, педагогической, экономической, исторической и социологической.
     Помимо теоретических трудов специалисты академии разработали целый ряд обучающих программ. Среди них хорошо известный в войсках симулятор артиллерийского огня «Аркада». Он предоставляет возможность в условиях классов имитировать выполнение всех видов огневых задач, определяемых курсом подготовки артиллерии. Программа используется в вузах РВиА и во многих частях рода войск. Особое удовлетворение вызывает работа ученых академии, принимавших участие в создании компьютерного артиллерийского полигона на основе трехмерного отображения фоноцелевой обстановки. Этот учебный комплекс значительно повышает эффективность обучения артиллеристов выполнению широкого круга огневых задач. По своим возможностям и техническим характеристикам он ничем не уступает аналогичным объектам учебно-материальной базы, созданным в США и Великобритании.
     Академия тесно сотрудничает с организациями и учреждениями Министерства обороны Российской Федерации. Традиционно крепкие узы связывают ее с предприятиями оборонного комплекса страны: ФГУП - «Научно-производственное предприятие «Рубин», «Конструкторское бюро приборостроения», «Концерн «Системпром», «Государственное научно-производственное предприятие «Сплав», «Конструкторское бюро машиностроения»; открытыми акционерными обществами - «Радиозавод», «ВНИИтрансмаш», «Научно-исследовательский институт «Стрела»; НПО «Спецматериалы». Сотрудничество со специалистами оборонного комплекса позволяет ученым академии реализовывать наиболее удачные разработки в новейших системах и комплексах военного назначения.
     Обновленными подходами отмечена организация учебного процесса. В академии традиционно была высокой роль практических занятий. Сегодня их доля в ходе отработки у слушателей и курсантов навыков управления соединениями, частями и подразделениями. Слушатели и курсанты формируют и шлифуют профессиональные навыки и умения в ходе деловых игр, командно-штабных учений и военных игр, практических занятий, групповых упражнений.
     По устоявшейся в академии традиции значительная часть занятий проводится в поле. Согласно плану подготовки в Лужском учебном центре помимо обычных полевых занятий с курсантами четвертого и пятого курсов два раза в год проводится цикл тактических учений. Вошли в практику учения с боевыми пусками ракет.
     Учения подобного рода становятся полевой учебой не только для курсантов, но и для преподавателей. Компонентами учебно-материальной базы академии являются более 320 помещений, в том числе 18 аудиторий, 17 компьютерных классов, 2 клуба, 3 спортивных зала, более 80 специализированных классов, среди которых компьютеризированные центр боевого управления объединения, учебные командные пункты соединений рода войск.
     В обновленной России традиции меценатства и благотворительности переживают второе рождение. Уволенные в запас офицеры-артиллеристы и ракетчики, сделавшие карьеру в бизнесе или в органах государственной власти, используют свои возможности, чтобы оказать содействие академии в развитии материальной базы. Приятно, что нам предлагают свои услуги и наследники прославленных артиллеристов. Так, в 2003 году родственники профессора В. Сапожникова, умершего в 1935 году, передали музею академии его библиотеку и документы из личного архива.
     Главным достижением Михайловской военной артиллерийской академии за годы ее существования явилась подготовка значительного числа высококвалифицированных специалистов, доказавших свою компетентность в годы войны и мира. Об уровне их подготовки говорят многочисленные государственные награды и высокие должности выпускников, заслуженные ратным трудом. Из стен академии вышли будущие 80 георгиевских кавалеров, 52 Героя Советского Союза, 2 Героя России, маршалы и генералы, крупные военные ученые, в том числе командующие РВиА ВС РФ на рубеже ХХ - ХХI веков генерал-полковники Н. Демидюк, М. Каратуев, В. Зарицкий. Среди выпускников Ленинградского высшего артиллерийского командного училища, влившегося в 1990-е гг. в состав академии, Маршалы Советского Союза М. Захаров, Л. Говоров, главный маршал артиллерии Н. Воронов, маршалы артиллерии В. Казаков, Н. Яковлев, В. Михалкин и другие военачальники.
     Высокое качество учебного процесса, подтвержденное практикой, явилось основанием для широкого участия вуза в программах сотрудничества с военными ведомствами 39 стран.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex