на главную страницу

17 Ноября 2007 года

19 НОЯБРЯ – ДЕНЬ РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ

Суббота

Военная династия не прервется

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
Фото автора.



Должность командира полка, которую полковник Николай Морозов занимал в конце 1990-х годов, сыграла решающую роль при его назначении начальником курса Михайловской военной артиллерийской академии (МВАА).

     - Надеюсь, вы передадите свой опыт службы слушателям, - напутствовал при первой встрече начальник академии генерал-лейтенант Владимир Сухорученко. - В будущем через полковое звено пройдет большинство выпускников, и их готовность - во многом и ваш вклад.
     Действительно, опыта Николаю Васильевичу не занимать - в армии с юных лет. Окончил Калининское СВУ, затем в 1980 г. - Ленинградское высшее артиллерийское командное училище. С берегов Невы золотой медалист лейтенант Морозов поехал в Забайкальский военный округ. Затем была служба в Среднеазиатском военном округе. Там прошел ступени командирского становления плюс круговерть напряженных событий после развала СССР в 201-й дивизии в Таджикистане. Оттуда в 1992 году сдал экзамены и стал слушателем Военной артиллерийской академии. Уже и возраст не позволял тянуть с учебой - 34 года. Не предполагал, что именно здесь спустя какое-то время и будет продолжать службу.
     А тогда, в 1995-м, получив диплом с отличием, был назначен в ЛВО начальником штаба артиллерии знаменитой 45-й гвардейской мотострелковой дивизии. Вскоре началась ее реорганизация, и Морозову предложили выбор: или должность командира артиллерийского полка на Севере, или начальника артиллерии в преемнице дивизии - 138-й отдельной мотострелковой бригаде. Решил остаться. Хотя понимал, что в формируемом соединении забот будет выше крыши. В значительной степени свою роль сыграло то обстоятельство, что попросил остаться заместитель командира бригады полковник Михаил Малофеев, ставший позднее комбригом, - с ним у Морозова всегда было полное взаимопонимание.
     Когда жизнь в соединении вошла в нормальное русло, он получил назначение командиром реактивного артиллерийского полка. Мало того, что пришлось осваивать массу нюансов в новой должности, так еще вскоре свалилась и дополнительная нагрузка - назначили начальником гарнизона. Причем непростого: приходилось ставить задачи руководителям в более высоких званиях и должностях. Куда деваться? Решал и эти задачи. К тому же вспомните, какое это было время: хроническое недофинансирование - даже денежное довольствие платили с многомесячными задержками. Требовать начальники требовали, а реально помочь не могли - выкручивайся, как можешь. Привел-таки к «нормальному бою» обширное гарнизонное хозяйство.
     И вот назначение в академию. «Тихая пристань» в большом городе под конец службы? Такое отношение не для Морозова - у него, как и всегда, своя высокая планка на любой должности.
     - Если коротко, то у меня две обязанности: обучать и воспитывать слушателей, - рассказывает Николай Васильевич. - При этом очень важно учитывать массу тонкостей и делать ставку прежде всего на индивидуальный подход.
     Несколько подзатертое выражение, но в нем сама суть. К примеру, у многих чувствуются пробелы в еще училищной подготовке. По вполне объективным причинам: ведь в России после развала страны осталась лишь половина артиллерийских училищ и многие курсанты, оставшись верными военной присяге, приезжали доучиваться из Одессы, Сум, Тбилиси. Все это не могло не отразиться на подготовке будущих офицеров. Некоторые еще и выпускались досрочно - не летом, а весной. Значит, тоже что-то из обязательной программы недобрали.
     - Все это устраняем по ходу учебы в академии, - поясняет Морозов. - Даются индивидуальные задания, зачастую офицеры вечерами остаются после занятий. Благо, наши преподаватели не то что никогда не откажут позаниматься сверхурочно - сами предлагают свои услуги, не считаясь с личным временем.
     Большое подспорье - активно модернизируемая учебно-материальная база. Начальник академии генерал-лейтенант Владимир Константинов уделяет ей большое внимание, так как это позволяет активно внедрять в образовательный процесс современные технологии, создавать задел на будущее. Техническую основу сегодня составляют автоматизированные обучающие курсы, имитационные и тренажерные комплексы, компьютеризированные центр боевого управления объединения и учебные командные пункты, ракетные и артиллерийские комплексы с командно-штабными машинами управления и средствами артиллерийской разведки. Все они объединены в единую учебную локальную вычислительную сеть.
     Четыре раза в год на одну-три недели слушатели выезжают на Лужский полигон. Там тоже созданы все условия для закрепления на практике полученных знаний. К тому же можно получить навыки в обустройстве личного состава в полевых условиях.
     Из более 60 слушателей его курса без малого половина прошла через «горячие точки». Морозов называет мне фамилии недавних выпускников: Героя России Дмитрия Клименко, кавалера двух орденов Мужества Романа Спирина и многих других.
     - Офицеры с боевым опытом хорошо понимают, что им прежде всего нужно взять в академии, - говорит Морозов. - Никогда формально не подойдут к решению задач управления огнем, обеспечения безопасности личного состава - знают, что это значит в реальной боевой обстановке. Другое дело, нужно учитывать психологические особенности этих слушателей - они еще долго будут оставаться душою на войне...
     Николай Васильевич показал мне свои дневники личных наблюдений, учебную документацию по всем четырем предыдущим выпускам. Зачем он в них заглядывает? Оказывается, у него есть определенный алгоритм работы с теми или иными категориями слушателей - лучше сразу применять уже проверенные методы.
     - Ставлю вопрос так: артиллерист не может быть троечником, - высказывает свою позицию Морозов. - Если ты на «тройку» поразил цели противника, значит, некоторые огневые средства у него остались и, когда мотострелки или танкисты пойдут в наступление, у них будут неоправданные потери. Тут, как у врача: или ты вылечил человека, или нет - иного не дано.
     Причем он не делит учебные дисциплины на важные и второстепенные. В частности, не заладилось на первых порах с физподготовкой у некоторых его подопечных. Поговорил, но не каждый, что называется, проникся. Тогда Морозов зашел «с тыла» - воздействовал через женсовет. На общем собрании обрисовал неважную картину в целом, но фамилий не называл - кому надо, сами догадаются. Потом еще индивидуально с несколькими женами побеседовал. И прогресс наметился.
     - Положение дел на личном фронте - это, пусть кто-то сочтет меня старомодным, тоже важное слагаемое личности командира, - считает Николай Васильевич. - Неразборчивость в выборе боевой подруги или неумение наладить работу женсовета в части так или иначе скажутся на общем положении дел. Приезжает в часть женатый лейтенант и сразу с командиром полка в поле. А его молодая супруга в военном городке остается. С кого ей брать пример? Кто должен опекать на первых порах? Жена командира полка. Во всяком случае, моя Нина Васильевна всегда так свою задачу понимала и понимает.
     Кстати, все, что касается решения социально-бытовых вопросов - это тоже в сфере внимания начальника курса. Здесь и у его подопечных, и в академии в целом порядок. Слушатели обеспечены служебным жильем: семейные - в общежитии на Фонтанке в самом центре Петербурга, холостяки (а их ни много ни мало 11 человек на курсе) - в обустроенных комнатах прямо на территории МВАА. С последних даже плата не берется. Обед в столовой академии обходится чуть дороже 30 рублей - минимум в 4-5 раз дешевле, чем в городском общепите.
     - Всем курсом отмечаем пополнение в семействе слушателей, - делится Николай Васильевич. - Капитану Максиму Попову всего 28 лет, а у него уже три дочери. Недавно второй ребенок появился на свет в семье капитана Дмитрия Венедиктова. Это не только приятные события сами по себе, но еще и показатель уверенности офицеров и их жен в будущем. У слушателей за последние годы замечаю больше оптимизма, повышается настрой на службу - сказывается, что в обществе отношение к армии меняется в лучшую сторону. И не на словах, а на деле.
     ...К почти 300 офицеров-артиллеристов, которых за годы службы в академии выпустил Николай Васильевич, нужно прибавить еще одного - старшего лейтенанта Ивана Морозова. Сын вполне самостоятельно выбрал профессию: сначала прошел отличную школу Санкт-Петербургского СВУ, затем получил диплом и лейтенантские погоны, окончив МВАА. Без всякой поддержки со стороны отца. Скорее, даже наоборот: многие ожидали, что полковник Морозов похлопочет перед кадровиками и Ивана оставят поближе к дому.
     - С такой протекции службу начинать нельзя, - считает Николай Васильевич. - Сын поехал на противоположный край России - в Приморье. Там в войсках будет чему научиться, пройдет через настоящие командирские университеты. Уверен, что потом еще спасибо скажет: сам шел таким путем, и плохого сыну не посоветую.
     Словом, военная династия Морозовых не прервется. И это тоже одна из добрых традиций - на таких преданных своему делу профессионалах российская артиллерия держится.

     На снимке: Полковник Николай МОРОЗОВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex