на главную страницу

20 Ноября 2007 года

Боевая техника России

Вторник

«УРАЛ» – КОЛЕСА АРМИИ



Судьба Уральского автозавода неразрывно связана с Вооруженными Силами. Первые уральские автомобили - легендарные ЗИС-5 - начинали свою службу на фронтах Великой Отечественной войны. Современный «Урал» своим появлением также обязан армии. Именно по заказу Министерства обороны в 1960-х гг. был сконструирован полноприводный трехосный автомобиль «Урал-375», который в начале 1980-х гг. был заменен дизельным «Уралом-4320».
  На Уральском автозаводе были созданы армейские автомобили многоцелевого назначения, которые до сих пор служат эталоном проходимости и надежности. Автомобиль «Урал» был незаменим в Афганистане, Чечне, везде, где полыхало, взрывалось, везде, где надо было помочь русскому солдату выполнить свой долг, решить самую сложную боевую задачу.

     
Он один такой

     Сегодня автомобильный завод «Урал» (г. Миасс) постоянно модернизирует свою армейскую продукцию, делая автомобили более универсальными и неприхотливыми. За последние годы по техническим заданиям специалистов ГАБТУ разработаны и внедрены узлы и агрегаты, позволяющие поднять технический уровень автомобилей «Урал», улучшить их параметры. В настоящий момент АЗ «Урал» участвует во всех программах ГАБТУ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию новых перспективных моделей армейских автомобилей многоцелевого назначения.
     Семейство автомобилей разработано в соответствии с концепцией «двойной технологии применения», выпускается серийно, максимально унифицировано с коммерческими автомобилями «Урал», имеет коэффициент межпроектной унификации 83% и подетальной 93%. Производственные возможности завода позволяют в полной мере выполнить все потребности Минобороны РФ в автомобилях этого семейства. Параметры семейства позволяют им успешно конкурировать на зарубежном рынке.
     Преимущества «Уралов» для армии очевидны: это и возможность безгаражного хранения, и простота технического обслуживания, и целый ряд других конструктивных особенностей, отработанных за долгие годы эксплуатации совместно с основным заказчиком. Кроме того, высокая проходимость позволяет им преодолевать любые препятствия, а капотное исполнение обеспечивает большую защищенность экипажа в условиях боевого применения (при подрыве на минах, фугасах и пр.).
     Соответствие современным тактико-техническим требованиям, широкая унификация узлов и агрегатов делают семейство «Урал» базовым для войскового звена и позволяют эффективно использовать его совместно с бронетанковой техникой как на марше, так и на передовых позициях для буксировки артсистем, а также перевозки грузов и личного состава.
     
Огненная колея Победы

     Автомобильный завод «Урал» принадлежит к категории предприятий, на жизнь которых Великая Отечественная война оказала судьбоносное влияние. Этот автозавод, известный сегодня во всей России и далеко за ее рубежами, появился на свет в суровые фронтовые годы, как говорят сегодня, «с нуля», на базе эвакуированных цехов завода имени Сталина.
     30 ноября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение организовать на Урале автомоторное и литейное производство. Тревожные вести с фронтов обязывали: уж слишком близко к Москве подошли фашистские захватчики. И потянулись в Миасс эшелоны с оборудованием. Здесь, на громадном пустыре, оно монтировалось, несмотря на лютые морозы, практически круглосуточно. Параллельно с монтажом возводились производственные корпуса - в рекордные даже по современным меркам сроки. Уже в марте 1942 года заработал первый цех, в апреле стали выпускать первые коробки передач и двигатели. В принципе задание ГКО было выполнено. Но фронт остро нуждался в автомобилях...
     В 1943 году принимается решение о том, что моторный завод перестраивается в автомобильный. Как и ранее, это событие форсируется, осуществляется в сжатые сроки. Первый грузовик ЗиС-5В, получивший у фронтовиков нежное имя «Захар» (иногда - более душевно - «Захарка»), сошел с конвейера 8 июля 1944 года. Спустя две недели первая партия новых автомобилей ушла на фронт.
     На втором грузовике, собранном в Миассе, тормоза были установлены только на задних колесах. Он имел деревометаллическую кабину, деревянные подножки и брызговики, простой и мощный двигатель «Зис-5М», а взамен крыльев обтекаемой формы - упрощенные гнутые крылья (76 л.с.). Уральские машины обладали более высокой надежностью и безотказностью в эксплуатации. Они совершенно справедливо считались лучшими грузовиками в условиях военного времени. На них монтировались знаменитые «катюши», они трудились на войне рядом с горьковскими газиками и американскими «студебеккерами», добывая славную победу на полях сражений. С самого своего рождения «Урал» помогал армии ковать Великую Победу.
     
Всегда в дороге

     В период с 1994 по 2007 г. были разработаны следующие базовые модели семейства автомобилей многоцелевого назначения «Урал».
     Базовый автомобиль многоцелевого назначения «Урал-43206» с колесной формулой 4х4, грузоподъемностью 4,4 т.
     Базовый автомобиль многоцелевого назначения «Урал-4320-31» с колесной формулой 6х6, грузоподъемностью 6 т.
     Автомобиль «Урал-4320-30» с колесной формулой 6х6, грузоподъемностью 10 тонн, с цельнометаллической платформой для перевозки 37 человек личного состава и различных грузов.
     Базовый автомобиль многоцелевого назначения «Урал-532301» с колесной формулой 8х8, грузоподъемностью 10 т.
     Автомобиль «Урал-4320-0710-31» с комплектом дополнительной защиты. Внешне и конструктивно этот грузовик напоминает типичный внедорожник. Отличительной его чертой является способствующее сохранению жизни и здоровья личного состава военизированного подразделения мощное скрытое бронирование.
     Автомобиль «Урал-43206-0651» (колесная формула 4х4) со сдвоенной кабиной. Автомобиль может использоваться в качестве арттягача и способен перевезти весь боевой артиллерийский расчет.
     «Урал-43206-47» (колесная формула 4х4, полная масса 12,57 тонны) имеет бескапотную кабину повышенной комфортности. Подобная компоновка позволяет увеличить монтажную длину шасси, улучшить развесовку, предоставить больше возможностей для установки различного оборудования, вооружения и военной техники.
     «Урал-4320-45» (колесная формула 6х6). В автомобиле возможна установка как пяти-, так и шестиступенчатой коробки передач. Задние мосты автомобиля имеют блокировку межколесных дифференциалов. Новый капотный грузовик развивает скорость до 100 км/ч и способен преодолевать брод глубиной 1,75 м.
     Автомобиль оснащен электронной мультиплексной системой управления и диагностики (ЭМСУД). Применение ЭМСУД позволяет избавиться от порядка 70% отказов, возникающих в работе стандартного электромонтажного комплекта.
     Длиннобазовый автомобиль «Урал-4320-0811-31» (колесная формула 6х6). Грузовик имеет увеличенные монтажные возможности, оснащен новой платформой с откидными бортами, фитингами для крепления кузовов-контейнеров и каркасным тентом.
     Автомобиль «Урал-632361» (колесные формулы 10х8, 10х10). Пятиосный «Урал» является уникальным грузовиком в своем классе. Он - единственный в России соответствующий дорожным габаритам пятиосный автомобиль высокой проходимости, который способен перевозить 24 тонны груза.
     Автомобиль «Урал-6920» с каркасно-модульной кабиной. Является прототипом армейского «Урала» будущего.
     Все автомобили семейства оснащены двигателями Ярославского моторного завода и блокировкой межколесных дифференциалов мостов задней тележки.
     В Гватемалу отправлен автомобиль «Урал-4320-41» для проведения испытаний, связанных с возможностью использования этих машин в парке министерства обороны страны.
     Выпускаемый на Автомобильном заводе «Урал» «Группы ГАЗ» бортовой полноприводный внедорожный автомобиль с колесной формулой 6х6 и увеличенными монтажными и грузовыми параметрами предназначен для перевозки людей и различных грузов, буксирования прицепов по всем видам дорог и местностей.
     Этот многоцелевой внедорожник грузоподъемностью 4—6 тонн оснащен дизельным двигателем ЯМЗ, выпускаемым на ярославском заводе «Автодизель» «Группы ГАЗ» и соответствующим международному экологическому стандарту Euro-2, пятиступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой с блокируемым межосевым дифференциалом.
     На шасси автомобиля «Урал» монтируется несколько сот образцов вооружения и военной техники: системы залпового огня, радиоэлектронной разведки, связи, командные пункты, различные инженерные системы, аэродромная техника, ремонтные мастерские и многое другое.
     Автомобили и шасси «Урал», предназначенные для силовых структур, имеют защитный цвет, кронштейны для крепления оружия в кабине, места подключения приборов дегазации и дезактивации, систему усиленной фильтрации радиопомех, комплект светомаскировочных устройств, фонарь подкузовной подсветки, места под монтаж фильтровентиляционной установки и приборов ночного видения.
     Стратегия развития автомобильного завода «Урал» ориентирована на совершенствование модельного ряда выпускаемой техники, создание нового семейства машин, которые удовлетворяли бы современным требованиям потребителей.
     С 2001 года Автомобильный завод «Урал» входит в состав российского автохолдинга «Группа ГАЗ». Продукция АЗ «Урал» по-прежнему востребована в Российской армии. Гособоронзаказ на нее на протяжении последних трех лет неуклонно растет. Предприятие постоянно продолжает расширять гамму выпускаемой техники для нужд Минобороны РФ.
     В августе 2006 года увидел свет первый образец не имеющего аналогов, предназначенного для средств вооружения и военной техники многоцелевого шасси с колесной формулой 10х10 - «Урал-632361». Он изготовлен в рамках реализации совместной программы Главного автобронетанкового управления Министерства обороны и автозавода «Урал» по расширению номенклатуры и улучшению технических показателей армейского семейства «Мотовоз».
     За основу был взят получивший удлиненную раму и пятый ведущий управляемый мост автомобиль «Урал» с колесной формулой 8х8. Это позволило получить шасси повышенной проходимости с увеличенной грузоподъемностью - с 16 до 24 тонн. Эта модель оснащена двигателем ЯМЗ производства «Автодизеля» («Группа ГАЗ»).
     Пятиосный полноприводный «Урал» является уникальным грузовиком в своем классе. Это единственный в России соответствующий дорожным габаритам пятиосный автомобиль высокой проходимости, способный перевозить до 24 тонн груза. Кроме того, автомобиль «Урал» достаточно экономичен, а его унификация внутри армейского семейства по основным узлам и агрегатам составляет порядка 90 процентов. «Урал-632361» (колесная формула 10х10) расширяет модельный ряд автомобилей, предлагаемых предприятием для нужд Минобороны. В процессе испытаний один из образцов оборудован системой «Мультилифт» для самопогрузки и перевозки бронированной техники.
     Многолетний опыт эксплуатации автомобилей «Урал» как в России, так и во многих странах мира подтвердил их соответствие высоким требованиям эксплуатации техники многоцелевого назначения, незаменимость при выполнении различных задач в любое время года, в любых дорожных условиях.
     Каждый пятый миасский грузовик уходит на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время автомобили «Урал» состоят на вооружении более чем в 40 странах мира.
     
Американские мили «Урала»

     «Урал» стал первым грузовиком в мире, прошедшим в условиях экстремального холода через полярный Север в рамках пробега «Лондон - Нью-Йорк».
     В начале сентября 2005 г. по решению правительства Мексики восемь «Уралов» были командированы в Новый Орлеан (США) для устранения последствий урагана «Катрина». Министр военно-морского флота Мексики адмирал Марко Антонио Пейрот Гонзалес заявил: «Мы направляли в Новый Орлеан российские грузовики «Урал», а также другие средства спасения».
     В Мексике грузовики «Урал» постоянно участвуют в спасательных операциях после ураганов. Во время урагана «Вильма», обрушившегося в октябре 2005 года на юго-восточное побережье Мексики, президент страны Висенте Фокс руководил восстановительными работами и перемещался по затопленному региону на автомобиле «Урал».
     На совещании в Бронницах в мае 2007 года генеральный директор автомобильного завода «Урал» Виктор Корман и заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай Макаров обсудили перспективы использования грузовиков марки «Урал» в Российской армии.
     Осмотрев миасские автомобили, являющиеся основой армейского семейства грузовиков «Урал», генерал Макаров подчеркнул: «Современная продукция автозавода «Урал» полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым нами к армейским грузовикам».
     Руководитель военного ведомства также отметил высокий уровень новых перспективных наработок автозавода в этом направлении, которые совместно осуществляются «Группой ГАЗ» и Главным автобронетанковым управлением Министерства обороны РФ.
     На сегодняшний день Автомобильный завод «Урал» является одним из ведущих поставщиков грузовой автомобильной техники Министерству обороны России и другим силовым ведомствам страны. На базе автомобиля «Урал» размещаются более 400 образцов специальной военной техники. Для того чтобы соответствовать высоким требованиям российских военных, миасский автозавод постоянно улучшает качество и тактико-технические характеристики грузовиков, выпускаемых для нужд Минобороны.
     Участники совещания подчеркнули, что использование «Уралов» в войсках в течение более чем сорока лет, их сравнительные испытания в экстремальных дорожных условиях и положительная комплексная оценка эксплуатации и боевого применения позволяют однозначно утверждать - на сегодняшний день автомобили «Урал» являются машинами, максимально приспособленными к использованию в самых сложных боевых условиях.
     

     
Генеральный директор ОАО «Автомобильный завод «Урал» Виктор Христофорович Корман:

     - Мы реализуем серьезную долгосрочную программу совместно с Главным автобронетанковым управлением Министерства обороны России по выпуску автомобилей «Урал» современного образца и перспективным разработкам. В последние годы мы существенно укрепили свои позиции во всех силовых министерствах и ведомствах. Российская армия сегодня активно перевооружается, год от года увеличивая закупку новых «Уралов», а мы ежегодно разрабатываем по нескольку новых моделей для Минобороны, некоторые из новинок - просто уникальные автомобили.
     Во-вторых, мы реализуем серьезную программу по глубокой модернизации серийно выпускаемой техники. Улучшение технических характеристик нашего продукта, по моему мнению, стало основой рыночного успеха последних лет в гражданских секторах экономики: у нефтяников, газовиков, лесовиков.
     В-третьих, как известно, Автомобильный завод «Урал» приступил к освоению новой для себя ниши - грузовиков гражданского назначения. Самосвал с колесной формулой 6х4 и седельный тягач 4х2 сегодня - реальность. И это только первые шаги, поскольку программа развития дорожной гаммы АЗ «Урал» уже сегодня расписана до 2011 года. Мы уже сегодня сформировали производственные мощности по выпуску до 2.000 «дорожников» в год.
     В-четвертых, под проект дорожных автомобилей «Группой ГАЗ» выделяются серьезные инвестиции, позволяющие впервые за последние годы приобретать новое импортное оборудование современного типа. Недаром 2007 год на заводе был объявлен годом технического перевооружения. В соответствии с инвестиционной программой по производству дорожных автомобилей впервые за последние годы наш завод приобрел новое импортное оборудование - универсальный лазерный и шиномонтажный комплексы, сейчас ведется монтаж современных обрабатывающих центров.
     Сейчас ставим перед собой цель - до 2016 года в три раза увеличить объемы производства на АЗ «Урал». Цель амбициозная, но вполне реализуемая. И основой ее достижения будет новый продукт: и тот, к выпуску которого мы уже приступили в последние годы, и перспективный, который существует пока в проектах и презентациях.
     Сегодня автомобиль «Урал», созданный по тактико-техническим требованиям ведущих специалистов Министерства обороны страны и Главного автобронетанкового управления, совершенно заслуженно напрямую ассоциируется с Российской армией. Даже в голливудских фильмах про противостояние СССР и США обязательно присутствует «Урал-375» или «Урал-4320». Это тоже своеобразное признание со стороны бывшего идеологического противника автомобиля «Урал» как символа Российской армии. Такого же, как знаменитый автомат Калашникова.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex