на главную страницу

21 Ноября 2007 года

Геополитика

Среда

Океан надежды

Андрей ДИЕВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



На прошлой неделе Президент России В.В. Путин встретился в Москве с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом. На переговорах обсуждались вопросы двусторонних отношений, в частности перспективы сотрудничества в военно-технической сфере и в области энергетики. По итогам встречи глава российского государства заявил: «Мы положительно оценили опыт партнерства в энергетической области, в частности в рамках проекта «Сахалин-1». Есть условия изучить возможности его расширения, распространения опыта на новые проекты в России, Индии, в третьих странах». Внимание, которое уделено совместному нефтегазовому проекту на далеком российском острове в Тихом океане, не случайно. Оно мотивировано как ролью энергетического фактора в мировой политике, так и возрастающим значением Азиатско-Тихоокеанского региона в дальнейшей судьбе России и всего человечества. Если XIX и XX века прошли под знаком Атлантики, то XXI столетие нашей эры будет столетием Тихого океана.

     ПОЗИЦИИ РОССИИ на Тихом океане сегодня не так слабы, как это порой представляется иным экспертам. Действительно, негативные социально-экономические процессы после распада СССР отрицательно сказались на ситуации в восточных субъектах Российской Федерации. Но углеводородное сырье, которым богаты азиатские регионы России, востребовано в растущих объемах экономикой ведущих государств Азиатско-Тихоокеанского региона, куда перемещается центр мировой деловой активности. Это дает шанс для развития российских Восточной Сибири и Дальнего Востока.
     Подтверждением тому – ситуация на Сахалине, куда стала «возвращаться жизнь» после начала реализации крупномасштабных нефтегазовых проектов международного уровня. Оператором проекта «Сахалин-1», в котором участвует индийский бизнес, стала американская компания «Экссон Нефтегаз Лимитед» (за ней стоит американский «монстр» «Экссон Мобил»). С помощью платформы «Орлан» и береговой установки «Ястреб» на месторождении Чайво в Охотском море близ северо-восточного побережья Сахалина ежемесячно добывается 1 млн. тонн нефти.
     Участие американцев позволило воспользоваться новейшими мировыми достижениями в области добычи углеводородного сырья. К их заслуге можно отнести строительство наклонных скважин длиной до 11 километров, идущих от сахалинского берега к нефтяному месторождению. По 220-километровому подводному трубо-
     проводу добываемая нефть перекачивается в порт Де-Кастри Хабаровского края, откуда вывозится танкерами в порты Азиатско-Тихоокеанского региона. «Экссон», кроме того, добывает на месторождении Чайво природный газ, и весь его объем идет в Хабаровский край по российскому газопроводу.
     

     Наша справка. Проект «Сахалин-1» был разработан в 1990-е годы для освоения трех нефтегазовых месторождений на северо-западном шельфе Сахалина («Чайво», «Одопту», «Аркутун- Даги»). Запасы – 307 млн. тонн нефти и 485 млрд. кубометров природного газа. Иностранными участниками проекта, помимо американской «Экссон Мобил», являются японский консорциум «СОДЭКО» и индийская государственная нефтегазовая корпорация «Видеш». Со стороны России – «Роснефть» (20 процентов акций).
     

     На шельфе Охотского моря по проекту «Сахалин-1» предполагается установить еще одну нефтедобывающую платформу и пробурить с нее 40 скважин к месторождениям углеводородного сырья. А в рамках проекта «Сахалин-2» заканчивается возведение одного из мощнейших в мире заводов по сжижению природного газа, который ежегодно будет производить на экспорт 9,6 млн. тонн «голубого топлива» (в поселке Пригородное на юге острова). Оператор проекта – международный консорциум «Сахалин Энерджи» – установил также на шельфе Охотского моря три современные нефтедобывающие платформы. Ожидается, что суммарная добыча «черного золота» в 2007 году на сахалинском шельфе и на самом острове может достигнуть 15 млн. тонн.
     УЧАСТИЕ крупных иностранных компаний в разработке месторождений нефти и природного газа складывается, признаем, небеспроблемно. Было немало нарушений требований экологической безопасности (особенно по проекту «Сахалин-2» – до того как контрольный пакет акций получил «Газпром»). Несогласие российской стороны вызывает стремление «Экссон Мобил» перенацелить поставки добываемого природного газа с Хабаровского края на Китай. Американцы пассивно реагируют на предложение руководства Сахалина рассмотреть вопросы строительства на острове газоперерабатывающих предприятий. Очевидно, что реализация американских устремлений нарушила бы монополию российского государства в лице «Газпрома» на трубопроводный экспорт «голубого топлива» за рубеж, ведь американцы хотели бы построить собственный трубопровод до китайского побережья и сепаратно договориться с китайскими компаниями о цене на газ.
     У российского государства другое видение перспектив использования добываемого «голубого топлива» в рамках проекта «Сахалин-1». Газ предполагается использовать прежде всего для удовлетворения спроса российских регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири. К тому же большие запасы «голубого топлива» позволяют без ущерба для внутренних потребителей поставлять часть добываемых объемов на экспорт. Речь идет в первую очередь о Японии. Считается возможным сжижать для этого часть газа на заводе проекта «Сахалин-2».
     Сам «Газпром» не участвует в освоении месторождений «Сахалина-1», но распоряжается добытым в рамках этого проекта природным газом. Одновременно «Газпром» является основным акционером другого нефтегазового проекта острова – «Сахалин-2», в рамках которого добытое «голубое топливо» как раз и будет превращаться в сжиженный природный газ (СПГ). Долгосрочные контракты на поставку СПГ уже заключены с энергетическими компаниями Японии и Южной Кореи (будущие объемы СПГ с «Сахалина-2» уже почти полностью обеспечены контрактами, из них до 60 процентов – для Японии). СПГ будет доставляться также в порты западного побережья Северной Америки.
     Сейчас развернута программа строительства специальных газовозов для Сахалина, так как Россия не располагала раньше судами этого типа. Два крупных танкера ледового класса построены этой осенью в Японии для компании «Совкомфлот». Это знаменует вхождение нашей страны в число стран-перевозчиков СПГ, что позволит снизить ее зависимость от стран-транзитеров при экспорте природного газа. На японских верфях построено еще одно подобное судно для Приморского морского пароходства. Завод в поселке Пригородное начнет работать во второй половине 2008 года, а пока экипажи танкеров получат практический опыт при перевозках индонезийского и австралийского СПГ на Тайвань.
     

     Наша справка. Природный газ охлаждается до температуры минус 160 градусов, что превращает его в жидкость. Каждый из двух танкеров, поступивших в распоряжение «Совкомфлота» (газовозы «Гранд Елена» и «Гранд Анива»), вмещает 147 тысяч кубометров СПГ. Это около 90 миллионов кубометров «трубного» газа. Столько же в сутки поставляется Россией в крупные европейские государства.
     

     Проект «Сахалин-2» реализует на условиях соглашения о разделе продукции международный консорциум, держателем контрольного пакета которого стал в декабре 2006 года российский «Газпром». Доли в проекте имеют также англо-голландская компания «Ройял Датч-Шелл» (27,5 процента акций), японские «Мицуи» (12,5 процента) и «Мицубиси» (10 процента). Ведется разработка двух месторождений – Пильтун-Астохского и Лунского (запасы – 150 млн. т нефти и 500 млрд. кубометров газа).
     Напомним, что в России с 1990-х годов реализуются на условиях соглашений о разделе продукции (СРП) три проекта – «Сахалин-1», «Сахалин-2» и Харьягинский (в Ненецком автономном округе). По имеющимся данным, за первые шесть месяцев 2007 года они принесли в казну российского государства 163 млн. долларов (в 2006 г. – 367 млн. долларов). Всего с начала реализации – около 1,1 млрд. долларов (подчеркнем: весьма немного, принимая во внимание нынешние цены на нефть).
     СУДЬБА проекта «Сахалин-2» весьма непроста. Его контролировала до нынешнего года «Ройял Датч-Шелл». Ее владельцем является влиятельнейшая финансово-промышленная группа, которую некоторые эксперты условно именуют «британской ветвью семьи Ротшильдов» («Бритиш петролеум» в свою очередь исторически примыкает к британской королевской семье и бывшим владельцам некогда существовавшей Ост-Индской компании). Считается, что нынешний глава правительства Великобритании близок как раз к «Шелл», которая уступила контрольный пакет акций в «Сахалине-2» российскому «Газпрому», потратившему на выкуп акций 7,45 млрд. долларов.
     В связи с этим в экспертном сообществе порой высказывается мнение, что охлаждение англо-российских отношений и пропагандистская кампания в британской прессе против России должна рассматриваться в связи с переменами в британском кабинете министров и событиями вокруг «Сахалина-2».
     У «Бритиш петролеум» бизнес в России пока успешнее. Функционирует англо-российская компания «ТНК-ВР». Осенью 2006 года появились сообщения, что «Бритиш петролеум» заключила соглашения с «Роснефтью» о совместной разработке двух месторождений в рамках проектов «Сахалин-4» и «Сахалин-5»: соответственно Западно-Шмидтовского участка (запасы – 181 млн. тонн нефти и 281 млрд. кубометров газа) и Восточно-Шмидтовского участка (411 млн. тонн нефти и 255 млрд. кубометров газа).
     Что касается отношений России с «Шелл», то, судя по последним сообщениям, они стали вновь налаживаться. В начале ноября группа голландских компаний во главе с «Шелл» предложила российским властям совместно осваивать богатейшие газовые месторождения на Ямальском полуострове за Полярным кругом. России предложены новейшие технологии добычи нефти и газа, строительства трубопроводов и даже создания искусственных островов в арктических районах. Глава «Шелл» Ерун ван дер Вер заявил, что его компания намерена расширить свое присутствие в России, войдя в долгосрочный проект в области нефти и сжиженного газа на Ямале и шельфе Карского моря.
     РОССИЙСКОЕ РУКОВОДСТВО в период обострения ситуации вокруг Сахалина-2 стремилось не политизировать этот вопрос, рассматривая спор как имеющий «хозяйственную природу». Столкновение экономических интересов основных игроков на мировом энергетическом рынке, в общем-то, неизбежно. И неразумно переводить их из области споров хозяйствующих субъектов в сферу межгосударственных отношений, что чревато обострением военно-политической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
     Наша справка. Один из потенциальных источников напряженности в АТР – месторождение природного газа, которое по-китайски именуется «Чуньсяо», а по-японски – «Сиракаба». Японское правительство не согласно с намерением Китая в одиночку разрабатывать это богатое месторождение в Восточно-Китайском море (подготовительные работы к добыче уже идут). Токио исходит из того, что две страны должны разрабатывать его совместно.
     Возможности для нефтегазового бизнеса России в этом регионе огромны. В частности, растет спрос на СПГ, нехватку которого ощущает японская экономика. Ожидается, что природный газ с Сахалина компенсирует снижение поставок СПГ в Страну восходящего солнца из Индонезии. Последняя столкнулась с проблемой истощения запасов «голубого топлива» и недостатка инвестиций.
     Реализация сахалинских проектов – часть разворачивающегося процесса освоения природных кладовых Восточной Сибири и Дальнего Востока. В повестку дня становятся проекты на полуострове Камчатка. «Роснефть», владеющая лицензией на освоение западно-камчатского шельфа, начнет бурить там разведочные скважины уже в будущем году. Считается, что освоение западно-камчатского шельфа будет не менее масштабным проектом, чем «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Ресурс шельфа оценивается в 3,8 млрд. тонн углеводородов, из них извлекаемых запасов – около 800 млн. тонн. Базой для освоения месторождений станет Магадан.
     САМЫЙ МАСШТАБНЫЙ российский проект в азиатской части страны – прокладка нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Его протяженность составляет свыше 4 тыс. километров, и он пройдет по Иркутской области (от Тайшета) до границы с Бурятией к северу от озера Байкал, затем по Читинской и Амурской областям, Якутии, по Хабаровскому и Приморскому краям. Около половины трассы намечено вдоль границы с Китаем. ВСТО завершит свой путь на берегу Японского моря – в порту Козьмино, близ Находки. Там будут сооружены терминалы, к которым смогут подходить супертанкеры.
     Возле Находки будет построен крупный нефтеперерабатывающий завод мощностью 20 млн. тонн в год. Его первую очередь мощностью 10 млн. тонн планируется запустить к 2012 году. Большая часть нефтепродуктов, выпущенных Восточным НПЗ (условное название предприятия), будет отправляться на мировой рынок.
     Первоначально предполагалось, что нефтепровод ВСТО будет введен в строй в конце 2008 года. Но в начале ноября новый президент «Транснефти» Николай Токарев сообщил, что по вине подрядчиков возникла задержка на несколько месяцев. Есть проблемы и с постройкой ответвления на КНР. Китайская сторона, как сообщалось ранее, готова построить это ответвление за свой счет, но хотела бы российских гарантий заполнения «трубы». Кроме того, надо решить вопрос и о цене российского «черного золота». Речь идет о договорной цене, которая будет ниже мировой.
     Понятно, что с экономической точки зрения российским компаниям выгоднее выходить на мировой рынок через Находку, где они могут предлагать нефть по мировой цене. А кто купит эту нефть – японцы, южные корейцы или китайцы – это для бизнеса вопрос несущественный (японцы готовы покупать до 15 млн. тонн). Это же касается и сжиженного природного газа с Сахалина, который могли бы покупать китайские компании.
     Китайцы уже участвуют в освоении шельфа Сахалина. «Роснефть» и китайская нефтяная компания Sinopec заключили соглашение в отношении совместной деятельности по разведке и освоению Венинского блока месторождений (проект «Сахалин-3»). Там, по оценке геологов, может быть добыто около 170 млн. тонн и до 260 млрд. кубометров газа.
     Российская нефть, кстати, уже доступна для Поднебесной. В прошлом году в рамках межправительственного соглашения из России в Китай по Восточно-Сибирской железной дороге было перевезено более 10 млн. тонн нефти.
     Перспективы экспорта российского углеводородного сырья на Азиатско-Тихоокеанский рынок, повторим, огромны. По предварительным оценкам, к 2030 году в страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества будет поставляться 28 млрд. кубометров сжиженного природного газа из России, а экспорт газа в Китай к 2030 году может составить 68 млрд. кубометров: по западному маршруту – газопровод «Алтай» – 30 млрд. кубометров газа в год с 2011 года, по восточному – 38 млрд. с 2016 года (буквально на днях «Газпром» и китайская CNPC сумели, наконец, договориться о ценах на предстоящие поставки российского газа, которые будут осуществляться по запланированным трубопроводам).
     Существуют некоторые сложности с заполнением ВСТО нефтью. Впрочем, у этой проблемы есть и обратная сторона. Нефтедобывающие страны, в том числе и Россия, не заинтересованы в значительном снижении цен на «черное золото», которое неизбежно наступит при «затоваривании» мирового рынка. Поэтому, как представляется, не является трагедией некоторая задержка с завершением строительства ВСТО, которое первоначально намечалось на конец 2008 года.
     Сегодня, отметим, в мире сложилась уникальная для России ситуация, когда высокие цены на нефть и природный газ гарантированно наполняют федеральный бюджет, а регулирование экспорта энергоносителей позволяет влиять на ситуацию в мире. Появился и шанс наполнить жизнью азиатские земли России, создать сотни тысяч новых рабочих мест под инфраструктурные и экспортные проекты. Надо повернуться лицом к Тихому океану – океану надежды.
     На снимке: Газовоз «Гранд Мерея», построенный для Приморского морского пароходства (верфь компании «Мицуи», Япония).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex