на главную страницу

21 Ноября 2007 года

Культура

Среда

Мельпомена благосклонна к военным

Ирина ПАВЛЮТКИНА,«Красная звезда».



Завершился Первый фестиваль драматических театров Вооруженных Сил РФ «Звездная маска». Председателем организационного комитета фестиваля был начальник Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал-лейтенант Анатолий Башлаков. Подобный творческий десант армейских театров, в том числе из самых отдаленных уголков России, в столицу имел место целых сорок лет тому назад, теперь уже в прошлом веке.
  Военный, армейский театр...Таких вот ведомственных культурных подразделений ныне в мире уже нет. Раньше творческие традиции армейской культуры находили поддержку, например, в Болгарии и Чехословакии, где тоже были свои «театры цвета хаки». Теперь они остались только у нас, в России.
  О какой-то ведомственности культуры речи, разумеется, быть не может. Особенность армейских театров – репертуарная ответственность перед своим главным зрителем – человеком в погонах, перед тем, кто стоит на страже Отечества.

     
«Давным-давно»

     Когда в среде критиков стало известно о проведении в Москве столь необычного театрального форума, то некие опасения о недостаточно высоком профессиональном уровне армейских театров все же высказывались. Не надо забывать, что от столицы, главного центра культуры, военные театры далеки даже чисто географически. Их места дислокации – Мурманск, Севастополь, Владивосток, Уссурийск. Драматический театр Балтийского флота имени Всеволода Вишневского вроде бы из северной столицы – Санкт-Петербурга, но базируется в Кронштадте. Финансирование постановок столь скромно, что подготовить декорации к новым спектаклям – это чуть ли не творческий подвиг. Но даже при малых средствах, в условиях, как говорится, «приближенным к боевым», режиссеры и актеры умудряются создавать качественные постановки. А так как гастроли военных театров почти бесконечны, сценические площадки приходится искать не во дворцах, а на территории воинских частей, а порой и на корабельных палубах, то малый реквизит – лишь плюс. Это, конечно, шутка, но продиктованная реалиями.
     

     МЕЛЬПОМЕНА - муза (богиня) трагедии, одна из девяти сестер, которых родила богиня памяти Мнемосина от Зевса (вариант - дочь Геи). Изображалась с трагической маской в одной руке и с палицей или мечом - в другой. На голове у нее был венок из плюща. От бога реки Ахелоя родила сирен, которые прославились своим волшебным пением. Ныне Мельпомена - муза (или богиня) театра.
     

     Центральный академический театр Российской армии среди своих собратьев, несомненно, находится в привилегированном положении. Его профессиональный уровень, основанный на давних творческих традициях и постоянно поддерживаемый взыскательным столичным зрителем, служит высокой творческой планкой для коллег. К тому же полученный недавно солидный президентский грант способствует дальнейшему развитию этого театра, одного из ведущих в столице, где служили и служат артисты, чьи имена ярко сверкают на звездных скрижалях Мельпомены. Любой фестиваль предполагает некий соревновательный элемент. ЦАТРА показал спектакль Александра Гладкова и Тихона Хренникова «Давным-давно» – героическую музыкальную комедию, в которой через историю любви бравого гусара и провинциальной барышни проводится высокая патриотическая составляющая души российского народа. Не назидательно, без высоких фраз о героизме, через призму победы России над Наполеоном в далеком 1812 году показана основа многих славных побед защитников России над завоевателями. Надо ли говорить, что «Давным-давно» с участием в нем великолепных актеров, в том числе и театральной легенды – народного артиста СССР Владимира Зельдина, был самым ярким, самым волнующим на «Звездной маске». Зрители приняли его великолепно! Но не меньше аплодисментов было и на спектаклях всех других участников фестиваля.
     
«Все мои сыновья»

     Так называлась сценическая работа, привезенная на смотр в Москву Драматическим театром Балтийского флота имени Всеволода Вишневского (Санкт-Петербург, Кронштадт). Начальник театра капитан 2 ранга Петр Шупик, режиссер-постановщик – главный режиссер, заслуженный деятель искусств Латвийской ССР Юрий Николаев. Этот спектакль по пьесе Артура Миллера вряд ли стоит называть военным и патриотическим. Там показаны годы уже после Второй мировой войны. Но там все же война. Настоящая духовная битва за людские души, которым грозит опасность обрасти золотой коркой личного благополучия со страшным кровавым подкладом. Деньги, полученные неправедным путем, могут привести к потере самых близких людей...
     
«Стоянка в Нагасаки»

     Эту инсценировку по роману Валентина Пикуля «Три возраста Окини-сан» на сцене ЦАТРА показал Драматический театр Черноморского флота имени Бориса Лавренева. Начальник театра – заслуженный работник культуры Крыма капитан 2 ранга Дмитрий Гусев, главный режиссер театра – заслуженный деятель искусств Крыма Юрий Маковский, режиссер-постановщик – заслуженный артист Украины Дмитрий Рымарев. Россия в преддверии революции, Япония тех же времен. Что называется, «в воздухе пахнет грозой». И снова мы видим любовь на фоне военных и политических катаклизмов. Спектакль можно назвать и военно-патриотическим, хотя определен он как мелодрама. В нем раскрывается судьба не просто красавца-офицера с заслуженной им блистательной карьерой. Вся его жизнь связана крепко-накрепко с Отечеством, за которое геройски гибнет сын, продолживший военную стезю отца.
     
«Корсиканка»

     Эта работа Драматического театра Северного флота (директор капитан 2 ранга Михаил Онищук, главный режиссер – народный артист РФ Юзеф Фекета) по сценарию Иржи Губача. Она – о легендарной личности. Конечно же, это некая вольная фантазия на тему женского влияния на жизнь любого мужчины. Даже если этот мужчина – Наполеон. Зрителям, которые с удовольствием воспринимали работу актеров-североморцев, было приятно услышать от французского императора установку, данную ему известным чешским драматургом: Россию не победить, нечего в ней делать завоевателям. Благодаря авторскому посылу сценариста, воплощенному на сцене великолепной актерской игрой, «Корсиканку» при желании тоже можно назвать военно-патриотическим спектаклем. Но дело в том, что репертуар армейских театров не таков, чтобы навязывать зрителю какие-то догмы, жесткие представления об исторической необходимости быть патриотом. Эта задача решается в русле вечного противостояния добра и зла. Театр – и армейский не исключение – стремится развивать и закреплять в человеке человеческое. Этим всегда была сильна отечественная культура.
     
«Чморик»

     Пьесу Владимира Жеребцова с таким грустным названием привез Драматический театр Тихоокеанского флота (директор капитан 1 ранга запаса Сергей Васенков, главный режиссер – Станислав Мальцев). Его спектаклем фестиваль завершался. С одной стороны, это была единственная работа в прямом смысле «о жизни армии». Правда, еще советской. Космодром Байконур. Хотя и не совсем. Просто штрихами показана служба солдат в подсобном хозяйстве одной из соседствующих с космодромом воинских частей. Но и не служба это. Скорее, работа. За свиньями ухаживать. На этом «свинском» фоне и развивается история «о неуставных взаимоотношениях в армии». В финале побеждает мужская дружба. Профессионально спектакль сработан добротно. Но здесь представляется случай, позволяющий размышлять о скудости современного театрального репертуара. Но первая «Звездная маска» как раз и интересна тем, что на ней проявилось разнообразие сценических школ, режиссерских и актерских работ.
     
«Последний герой»

     Эту работу показал в Москве Драматический театр Дальневосточного военного округа (начальник – заслуженный работник культуры РФ подполковник Николай Столбоушкин, главный режиссер с 1986 по 2007 гг. – заслуженный деятель искусств РФ Борис Светличный и нынешний главный режиссер Валентин Свиридов). Героической составляющей пьеса современного драматурга Александра Марданя не несет, но затрагивает самую больную проблему жизни россиян: жилищную. И кто скажет, что это спектакль не о Вооруженных Силах? Квартирный вопрос для военного люда стоит так остро, а пьеса написана и поставлена так талантливо, что была принята зрителями под нескончаемые бурные аплодисменты.
     ...Рассказывая о фестивале, нельзя не отметить и момент, который надо учесть в будущем. Замечательно, что после каждого спектакля ЦАТРА устраивал великолепные «капустники» для коллег. Мастерством и выдумкой блистали на них все участники театрального праздника. Но не всегда эти встречи вне сцены объединяли всех участников фестиваля: их пребывание в Москве было жестко регламентировано сроками. Наверно, все объясняется малым финансированием: армейская культура только-только вновь поднимается на ноги. Но для обмена опытом, мнениями, для взаимного творческого обогащения и совершенствования неформальные встречи просто необходимы.
     Что ж, первая «Звездная маска» уже в прошлом. Но она оказалась востребованной зрителем, настолько плодотворной, что принято решение проводить фестиваль каждые два года.
     На снимках: Фрагмент спектакля «Чморик» Драматического театра Тихоокеанского флота. ; Фрагмент мелодрамы «Стоянка в Нагасаки» Драматического театра Черноморского флота им. Б.А. Лавренева.; Фрагмент спектакля «Сашка» Драматического театра Тихоокеанского флота.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex