на главную страницу

21 Ноября 2007 года

История Отечества

Среда

О ТОМ, КАК ВАРЯГИ «СТАЛИ» НЕМЦАМИ

Валерий ЧУДИНОВ



     (Окончание. Начало в № 204 и 210.)
     Перейдем теперь к рассмотрению человека, сидящего на коне, который по всем признакам должен быть Рюриком. На копьях справа от него действительно можно прочитать его имя, РЮРИК (рис. 1). Он сидит в королевской короне, на которой и в кудрях под которой читаются слова: РУСИ ЯРА КНЯЗЬ. Итак, его позвали в самом деле княжить на Ярову Русь, а не на Русь славян!
     Теперь прочитаем надписи на лице князя: сначала на правом глазу, затем на носу и далее на левом глазу. Они гласят: КНЯЖИ НА ЯРА РУСИ! Опять мы видим призыв княжить в Прибалтике, а не в Новгороде или Смоленске!
     На бороде читаются слова ПРИХОДИ САМ, на линии правого плеча - В МАКОЖИ ХРАМАХ, на линии от середины плеча до уха - ВАГРИИ ЯРА РУСИ. Еще раз уточняю призыв: Рюрика позвали не просто в Ярову Русь, но именно в Вагрию, на место Николая Кродо, но уже в статусе не хана Вагрии, но князя всея Яровой Руси. Обращаю также внимание на то, что именно в этой правой части миниатюры показан не поход варяжских князей в славянские земли, а призвание Рюрика варягами в Вагрию! Этот вывод звучит, как научная сенсация: миниатюра № 14 Радзивилловской летописи говорит о том, что князь Рюрик был призван прежде всего в Вагрию, а не к славянам!
     Но читаем дальше. На пересечении линий правого плеча написано: МАКОЖИ И МАРЫ ХРАМА, на нижней кромке воротника: ХРАМА МОРСКИХ ВОИНОВ ЯРА, на передней кромке рукава правой руки возле плеча: ЯРА МОРЯК. Это характеристика Рюрика с точки зрения русского ведизма: он не просто моряк, но и то ли посетитель, то ли спонсор храмов Макоши, Мары и моряков Яра, что, несомненно, характеризует его с положительной стороны. Замечу, что, хотя миниатюры Радзивилловской летописи, несомненно, рисовал христианский монах, и 13-я, и 14-я миниатюры составлены с позиций не христианских, а ведических ценностей. Христианин вряд ли бы стал упоминать эти храмы, а тем более принадлежность к ним Рюрика.
     Далее я рассматриваю надписи на щите Рюрика, весьма маленьком (если Рюрик моряк, то вряд ли он уверенно чувствовал себя как всадник). Сначала - под рукой, где написано слово МОРЯК, затем - в центре, где добавлено: И ПИРАТ, затем - наверху и внизу щита, где можно прочитать В ЯРА ХРАМЕ ХРАМА ЯРА МОРЯК. О том, что Рюрик был пиратом, нам известно и из других источников.
     На вертикальных линиях под поясом я читаю: ОН ЯРОВ ВОИН ЯРА РУСИ. Автор миниатюр настойчиво подчеркивает, что, поскольку в Руси Яра существовал весьма сильный культ бога Яра, именно Рюрик в наибольшей степени соответствовал идеалам этого бога-воина, так что именно он, а не Николай Кродо в наибольшей степени воплощал мечты варягов о князе-воине.
     Слева от Рюрика изображены, вероятно, его люди. Кто они? Надпись на шапке ближайшего человека гласит: ЯРА МУЖИ. И еще раз: ЯРА МУЖИ. На линии воротника этих мужей можно прочитать: ЯРА МОРЯК. Следовательно, дружину князя Рюрика составляли не пехотинцы и не кавалеристы, но моряки. Так сказать, «морская пехота», как это сейчас практикуется в США, где личная охрана президента формируется именно из морских пехотинцев.
     Наконец, над седлом Рюрика можно прочитать слово МОРЯК, а на самом седле - слова ЯРА МОРЯК и МАКОЖИ ХРАМ. Эту характеристику Рюрика мы уже читали выше, и теперь мы получаем еще одно подтверждение этим словам.
     Осталось прочитать менее существенные надписи. Я выбрал двух персонажей - самого правого из обращающихся к Кродо и самого маленького слева из свиты Рюрика. На первом я читаю такие слова: ВИКИНГ С МОРЯ ЯРА И МОРЯ МАКАЖИ, МОРЯК ЯРА. Это означает, что среди варягов иногда попадались и викинги, однако если все варяги действовали на море Яра, то есть на Балтийском, то у викингов был другой ареал действия, море Макоши, то есть Северное море. Полагаю, что это предложение очень ценно для того, чтобы впредь различать варягов и викингов.
     А на маленьком человечке и около него можно прочитать: ЯРА МИР, РОДА МИМ, РОДОВ МИМ, МИМ РОДА и МАГ (последнее слово я привожу в обращенном цвете и с белой окантовкой, выполненной мною). Мим Рода изображен без маски. Его маленькое тело с большой головой очень напоминает тело средневекового шута. Не возник ли культ шута, которому было позволено очень многое, из культа мима языческого бога, где мим одновременно являлся и магом? Миниатюра № 14 Радзивилловской летописи наталкивает именно на такое предположение.
     Предварительные выводы. Миниатюра № 13 из Радзивилловской летописи помогла понять, что именно имелось в виду, когда шла речь о Вагрии и Руси - не земля славян, а та самая Варяжская или Ярова Русь, которая была в середине IX века намного более известна, чем Русь Славян. Летописец же, для которого события данного периода отстояли на несколько веков, не заглядывает глубже и, возможно, не знает, что когда-то конфедерация народов словен, кривичей, чуди и веси называлась Русью Славян, так что новое название просто Русь было лишь частичным восстановлением древнего имени. Но он правильно отмечает, что этим мы были обязаны варягам, или также Руси. Опять-таки летописец не отмечает, что та, вторая для нас, но первая для современников Русь имела название Руси Яра, поскольку именно это название фигурирует в миниатюре, равно как имена хана Вагрии Николая Кродо, хана Хазарии калифа Иусиа из той же Вагрии, и князя Рюрика как сборщика дани у одних славянских и неславянских народов и поставщика дани в Вагрию и Хазарию. Возникает вполне обоснованное предположение, что основная конкретика летописи сообщалась именно в миниатюрах как основном историческом повествовании, тогда как нарративный текст служил только для связи текста миниатюр между собой.
     Миниатюра № 14 не только подтверждает содержание предыдущей акварели, но и дает существенно новое понимание сюжета о призвании варягов: Ивана Рюрика варяги призвали именно как своего князя вместо Николая Кродо в Вагрию, но возвели его не в статус жупана Яровой Руси, а в гораздо более высокий статус князя Яровой Руси. Ибо Ярова Русь не ограничивалась только Вагрией, а простиралась на гораздо более обширную территорию, контуры которой нам еще предстоит выяснить.
     Как же теперь согласовать это новое понимание призвания варягов со словами летописи о том, что также призвали Рюрика кривичи, словене, чудь и весь? Да очень просто: Русь Славян являлась далекой периферией Руси Яра, и если уж центральный регион Яровой Руси, Вагрия, просила Рюрика стать князем всея Яровой Руси, то и ее периферия, восточная Русь Славян желала того же, просто вплетаясь в стройный хор других голосов. А даже если бы и не желала, то вряд ли это сыграло бы какую-то роль в избрании варягами их собственного князя. Разве что тогда он мог бы после своего избрания переехать в какую-то иную провинцию Яровой Руси.
     А князь, судя по всему, не любил жить в Вагрии, и этим не был похож на Кродо. То он на пару лет уезжает жить «за море», потом возвращается с триумфом в Вагрию в качестве князя, то затем, воспользовавшись приглашением новгородских словен, переезжает и в эту далекую провинцию. Но его целью была именно Вагрия, а вовсе не далекая от центра земля восточных славян, где все его действия носили вспомогательный характер, и лишь с позиций современной историографии они стали пониматься как нечто значительное. Но только в связи с последующими событиями, предвидеть которые он не мог. По сути дела, его биография еще не написана, и его действия исторической наукой не осмыслены. Пока можно лишь предполагать, что если он привез на Русь Славян отца и брата, то есть свою семью, то, видимо, просто решил ее увезти из слишком бурной Вагрии в тихое и спокойное место. Отдав им Русь Славян, он хотел бы заняться именно Яровой Русью, однако внезапная смерть отца и брата разрушила все его планы.
     Так что центром повествования летописи, которая, видимо, заимствовала начальные страницы из других источников, была Вагрия. Она-то и называлась Русью, подразумевая Ярову Русь. А последующие страницы уже отталкиваются от объединенной Руси, Руси Яра + Руси Славян, которая именуется Русской землей. Однако историки отталкиваются от иного понимания Руси - как союза Новгородской и Киевской Руси. Вагрия им просто неизвестна. Точнее, когда-то была известна, например, в XVII веке. И даже в XVI веке, как о том писал Сигизмунд Герберштейн. «По моему мнению, русским было естественным призвать себе государями вагров, иначе говоря, варягов, а не уступать власть чужеземцам, отличавшимся от них верой, и обычаями, и языком». Правда, страну Вагрию он тоже не знал, полагая, что с Любеком и Голштингским герцогством граничила когда-то область вандалов со знаменитым городом Вагрия, однако правильно утверждал, что вагры, или варяги, имеют с русскими и одну веру, и одни обычаи, и один язык. Однако позже, в XVIII веке, когда русская наука оказалась в руках немецких ученых, воспоминания о русской Вагрии были вытравлены каленым железом. «Первым указал на необоснованность отождествления варягов и вагров «по созвучию» и об искусственности выведения Руси из Пруссии еще Г.З. Байер», - не без некоторой гордости за науку сообщает В.Я. Петрухин. Возможно, что по созвучию отождествлять варягов и вагров действительно не следует, однако миниатюры № 13 и № 14 указывают на Вагрию как на страну варягов совершенно однозначно. И потому приходится признать, что именно немецкий ученый Г.З. Байер в качестве представителя западной науки был тем самым стрелочником, который увел поезд русской историографии прочь от Руси Яра вообще и от Вагрии как ее составной части в частности. Зато летописные миниатюры оказались не просто историческим источником, как о том писали Арциховский и Рыбаков, но источником более полным и точным, чем сама летопись.
     Рис. 1. Мое чтение надписей на изображении князя Рюрика.;
Рис. 2. Чтение надписей на изображениях второстепенных персонажей.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex