на главную страницу

22 Ноября 2007 года

Культура

Четверг

На экране – подводники

Иван Борисов.



     Ордена Красной Звезды киностудия Министерства обороны при поддержке главного командования Военно-морского флота и Фонда «Москва - Севастополь» завершила работу над документальным фильмом по сценарию В. Мохова «Подводные лодки России».
     Высокому уровню и качеству фильма способствовали участие в работе над ним компетентных консультантов - адмирала В. Кравченко и вице-адмирала А. Шевченко и почти полувековой опыт главной военной киностудии. Напомним, что на международных фестивалях военного кино в Париже учебные и документальные фильмы киностудии Минобороны дважды завоевывали главный приз - «Золотое солнце Версаля», по одному разу - «Серебряное солнце» и «Серебряный Ирис». «Золотая медаль» досталась военным кинематографистам в 1987 году на Международном кинофестивале в Москве. Об опыте специалистов киностудии свидетельствует и то, что ими создано уже более 5 тысяч фильмов по боевой подготовке войск.
     Так что Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы не случайно заказал очередной военно-патриотический фильм для Военно-морского флота именно киностудии Минобороны.
     В ленте нашли отражение все этапы зарождения и становления отечественного подводного флота. А они не всем известны.
     В 1866 году испытания прошла первая в мире подводная лодка с механическим двигателем, построенная по проекту русского изобретателя И. Александровского. В 1884 году русский инженер С. Джевецкий добился успеха, установив на подводной лодке собственной конструкции электродвигатель с новым для того времени источником электрической энергии - аккумуляторной батареей.
     Джевецкий известен и как автор проекта подводной лодки «Почтовый», которая вошла в историю первым подводным кораблем с единым двигателем. На «Почтовом» были установлены два бензиновых мотора мощностью по
     130 л.с., работавших через зубчатую передачу на один гребной вал. При работе обоих двигателей скорость лодки в надводном положении достигала 11,5 узла. На этой субмарине имелось также 45 баллонов сжатого воздуха под давлением до 200 атмосфер. Через сложную систему подачи воздух поступал к одному из двигателей и обеспечивал кораблю подводный ход со скоростью более 6 узлов. Выхлопные газы выбрасывались в водонепроницаемую выгородку в надстройке, откуда откачивались за борт. Дальность плавания лодки под водой составляла 28 миль. На испытаниях она показала неплохие результаты, но ее основной недостаток - пузырчатый след при движении под водой - демаскировал корабль и делал его малопригодным для военных целей.
     Первая русская боевая подводная лодка «Дельфин» была построена в 1904 г. на Балтийском заводе в Петербурге по проекту выдающегося ученого-кораблестроителя И. Бубнова в соавторстве с М. Беклемишевым и инженер-механиком И. Горюновым. В качестве двигателей на ней были установлены бензиновый мотор и электродвигатель, который мог работать в режиме генератора. «Дельфин» по тактико-техническим характеристикам превосходил зарубежные аналоги.
     Особое место в русском кораблестроении занял подводный минный заградитель «Краб», построенный по проекту инженера
     М. Налетова. «Краб» трижды успешно выполнил первые в мире подводные минные постановки в районе Босфора и Варны. На минах, выставленных у Босфора, подорвался германский крейсер «Бреслау».
     Отважные русские подводники с успехом участвовали в Первой мировой войне. Только в кампанию 1915 г. подводные лодки совершили 78 боевых походов, уничтожили два крейсера и 16 транспортов противника, а за два года войны общий тоннаж потопленных ими вражеских боевых кораблей и транспортов составил более 105 тысяч тонн.
     Фильм интересно рассказывает о первой победе советских подводников. 31 августа 1919 года подводная лодка «Пантера» под командованием А. Бахтина вышла в море для боевых действий против кораблей интервентов. Подойдя к стоянке английских кораблей, Бахтин сблизился с эскадренным миноносцем «Виттория» и, произведя двухторпедный залп, потопил его. Погрузившись, командир оторвался от преследования англичан, пробыв под водой более суток. «Пантера» прошла за это время 75 миль, установив рекорд для подводных лодок того времени.
     В картине отражена и история «атаки века» знаменитого подводника А. Маринеско. 30 января
     1945 года подводная лодка С-13 под командованием капитана
     3 ранга А. Маринеско на подходах к Данцигской бухте атаковала и потопила фашистский лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением 24.484 т. Через десять дней С-13 торпедировала немецкий транспорт «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14.680 т. На этих судах находились в общей сложности около 10 тыс. немецких солдат и офицеров, в том числе 1.300 флотских офицеров и матросов (экипажи фашистских подводных лодок), а также военная техника и большие материальные ценности.
     Достаточно подробно рассказывается о послевоенном развитии наших подводных лодок, о мировых рекордах скорости, глубины погружения, о мужестве и героизме подводников...
     Фильм интересен не только достаточно полным отражением истории отечественного подводного флота, но и нестандартным способом подачи материала: вторым планом в фильме предстает новый московский музей - подводная лодка. Генеральный директор государственного учреждения культуры «Подводная лодка - музей» Александр Искра рассказывает об истории русского подводного флота и о боевом пути своей подводной лодки, которая после завершения военной службы переоборудованной в музей доставлена в столицу.
     Многим памятен момент, когда в День Военно-морского флота и открытия этого музея на воде его первым посетителем был мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, который оставил автограф не только в книге почетных посетителей, но и на корабельном колоколе - рынде.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex