на главную страницу

22 Ноября 2007 года

История Отечества

Четверг

Черные следопыты истории

Леонид ЛЕВИН.



     Уважаемая редакция «Красной звезды».
     Прочитал в одной из российских газет интервью с писателем Михаилом Веллером, посвященное презентации новой книги о революции и Гражданской войне в России. Послал письмо в редакцию той газеты, но ответа, увы, не дождался. Считаю, что налицо попытка очередного «Ледокола». Потому пишу вам.
     С уважением
Леонид Левин (США).


     Михаил Веллер как писатель – несомненно, профессионал пера. Писательское творчество, безусловно, допускает и поощряет «мудрость вымысла», на том и зиждется художественная литература. Когда выдумывает писатель – это одно, но когда выдуманное подается как исторические факты - это уже совсем иное. В опубликованном интервью очень много, мягко говоря, сомнительных мест, особенно притом, что книга анонсируется как «основанная исключительно на фактах и документах».
     Во-первых, вызывают сомнения утверждения автора о помесячной оплате большевиков, если учесть, что большая часть документов, связанных с финансированием Парвусом большевиков, оказалась, в конечном счете, фальшивкой. Если автору удалось раздобыть новые данные, то честь ему и хвала, но стоит тогда хотя бы упомянуть источники. Кстати, большевиков финансировали и поддерживали на разных этапах их деятельности не только немцы, но и российские «миллионщики», и американские финансисты. А сам Владимир Ильич и его партийные товарищи прекрасно себя чувствовали на земле Британской короны. Впрочем, нового тут ничего нет. И сегодня разного рода «цветные» и «цветочные» революции полновесно финансируются заинтересованными странами. Иногда напрямую, чаще через современных «парвусов», проживающих кто на островах все того же туманного Альбиона, кто в иных благословенных местах.
     Во-вторых, о «помощи» большевикам со стороны немцев. Этот тезис тоже далеко не нов. Если не ошибаюсь, первым его озвучили столпы Белого движения, они же депутаты Государственной Думы Л.В. Половцев и В.В. Шульгин, активные участники зарождения и становления Добровольческой армии. В своих воспоминаниях «Рыцари тернового венца», изданных в Париже, Половцев, мимоходом упомянув в начале о зверствах большевиков, далее утверждает, что главной задачей и основной целью новорожденной Добровольческой армии была помощь союзникам в борьбе против немцев.
     Но давайте разберемся. Половцев пишет, что генерал Алексеев «решил образовать новую армию на особых началах. Он задумал созвать на Дон всех, кто пожелал бы служить родине добровольно. Эта добровольческая армия должна была организоваться при помощи союзников, в казачьих областях... получив здесь надлежащее снабжение, армия могла двинуться на запад, чтобы остановить беспрепятственное шествие немцев». Поначалу на такой призыв откликнулись 50 человек, включая романтически настроенных гимназистов, студентов, учителей гимназий, дам, кадетов и юнкеров.
     С большими трудами в конце декабря удалось довести общее число добровольцев до двух тысяч человек – это притом, что на Юге России околачивались в ту пору десятки тысяч только офицеров бывшей царской армии, не считая местной и бежавшей на юг интеллигенции, тех же гимназистов и прочих людей призывного возраста, способного составить костяк Белой армии. Дошло до того, что генерал Корнилов, узнав состав войска, поначалу отказался такую армию возглавить.
     Собственно реальное формирование армии началось тогда, когда потенциальные добровольцы поняли, что «помощь союзникам и борьба с немцами» не более чем камуфляж и ничего более. «Добровольцы» и немцы вполне мирно существовали в Ростове, в других городах Юга России, занятых белыми. Ни одного столкновения с немцами у Белой армии не было. Более того, атаман Краснов, например, полновесно с немцами сотрудничал и получал от них оружие, боеприпасы и снаряжение не только для своих подразделений, но и для «добровольческих».
     Небезызвестный полковник Дроздовский прошел колонной добровольцев в несколько тысяч человек с тяжелым вооружением, артиллерией, автотранспортом, радиостанциями и даже броневиками с Румынского фронта на Юг России для соединения с Добровольческой армией. Двигался он через позиции оккупационных австро-венгерских и немецких войск и ни одного боевого столкновения тоже не имел. В дневнике (издан в 1963 году в Нью-Йорке) Дроздовский подробно описал взаимоотношения с немцами. Австрийцы, провожая отряд из Румынии, «кричали «счастливой дороги», а офицеры «приветствовали отданием чести».
     Теперь пару слов о том, кто сражался с немцами, а кто сотрудничал. Дроздовский проговаривается, описывая события в Каховке. «Интересно отметить... панический страх, который мы внушаем большевикам – жалуются, что их бьют, как зайцев. Довольно смело сопротивлялись немцам... Немцы еще пощадят, а от нас нет пощады». Если говорить прямым текстом, то немцы брали пленных, а дроздовцы расстреливали или закалывали штыками.
     В записи от 7 апреля 1918 года полковник Дроздовский более подробно останавливается на взаимоотношениях с немцами и «незалежными» украинцами: «Странные отношения у нас с немцами; точно признанные союзники, содействие, строгая корректность, в столкновениях с украинцами – всегда на нашей стороне, безусловное уважение».
     Врать у полковника Дроздовского оснований нет, писал он в дневнике для себя. Вот и выходит, что, как ни крути, сражались с немцами (вольно или невольно на стороне союзников) именно красные, а не белые, и сражались, по мнению профессионала Дроздовского, «довольно смело».
     Какая тут помощь, поддержка немцами большевиков? Помощь для битья самих себя? Ну, это уже мазохизм, немцам отнюдь не свойственный. Это факты, изложенные не красными историками, верить которым «не положено по определению», а безупречно и безукоризненно белыми.
     В-третьих, очень сомнительно звучат слова о поголовном, тотальном произволе и «административных расстрелах». Обратимся к воспоминаниям господина Шульгина «1920», обвинять которого в большевизме нелепо. Если их кто-то не читал, то очень жаль. Так вот, Шульгин – не только монархист, не только депутат Государственной Думы, но и один из основателей Белого движения. После эвакуации Одессы ему, как и сотням не успевших попасть на корабли бойцам отрядов прикрытия, пришлось уходить по суше в «союзную» Румынию, где надеялись найти укрытие. Румыны их ограбили и выгнали. Пришлось, чтобы не замерзнуть заживо, сдаваться бойцам Котовского. Шульгин описывает свои приключения в красном тылу весьма подробно. Скажу только, что их даже не арестовали. Шульгин с сыном вернулись в Одессу, где Шульгин в условиях конспирации продолжил борьбу с большевиками. Несколько раз его задерживали патрули, и каждый раз отпускали. Как-то он даже упросил оставить переночевать в участке. Переночевал и утром спокойно ушел.
     Как уже отмечалось в статье Вероники Ромашиной, опубликованной в «Красной звезде» (7 ноября с.г.), террор и убийства офицеров начались задолго до большевизации революционного движения, а в период властвования Временного правительства.
     В-четвертых, наиболее крупный ляп допущен в вышеупомянутом интервью при разговоре об иностранной интервенции. О каких двух тысячах «охранников складов» в Архангельске идет речь? Имеет смысл говорить совсем о другом. О трех батальонах американских (общей численностью в пять тысяч человек) ковбоев польского происхождения, которые запечатлены на ленте старой кинохроники сначала радостно марширующими летом по городу, а потом зимой мерзнущими в окопах среди лесов, на две сотни миль удаленных в глубь российской территории. О двух сотнях американских парней, погибших в боях с красными и отправленных домой в гробах уже после перемирия на Западе. Об англо-американских десантах морской пехоты. Об английских мониторах на северных реках, ежедневно ввязывавшихся в перестрелки с речными кораблями красных. Об английских эсминцах, обеспечивавших огнем фланги белых под Керчью.
     Не верите на слово – посмотрите хронику, например, «World War I: The Complete Story» Narrated By Robert Ryan. 3 DVD box set. CBS News. На третьем по счету, заключительном диске – глава о союзниках в России. Там, кстати, и кадры расстрела белыми пленных красноармейцев, дотошно снятые английским оператором. С подробностями, включающими снятие с еще живых расстреливаемых сапог и иных полезных в хозяйстве вещей.
     Не обошлось без выстрелов и на Юге. Генерал П. Махров – последний начальник штаба генерала Деникина, сменивший на этом посту генерала Романовского, и первый, кто попытался составить политическую программу Белого движения. Махров оставил нам интересные и полные воспоминания, переизданные, кстати говоря, и в России: «В Белой армии генерала Деникина. Записки начальника штаба Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России» (Санкт-Петербург: издательство «Logos», 1994). Так вот, генерал Махров многократно упоминает о боевом присутствии интервентов на Юге.
     В 1918-1919 годах английская и французская эскадры прикрывали огнем эвакуацию белых из Одессы, Севастополя, Новороссийска. Английские миноносцы огнем орудий обеспечивали фланги Белой Крымско-Азовской Добровольческой армии на Ак-Манайских позициях под Керчью, обстреливали Аджимушкайские каменоломни, где скрывались красные партизаны. Участвовавшие в интервенции греческие пехотинцы сражались с красными на крымском перешейке в районе Соляных озер и понесли тяжелые потери. Авиационный английский отряд находился в составе Кавказской армии генерала Врангеля, а затем отходил с ней от Царицына, когда армию возглавил «вешатель» Покровский.
     Это интервью дает вполне определенное и не очень благожелательное впечатление о книге. Судя по массе фактических и логических ошибок и недостаточно обоснованных предположений, есть весьма основательное опасение, что анонсируемая книга недалеко уйдет по исторической достоверности от писаний «профессионального разведчика» господина Резуна. Печально, но подобные творения по-прежнему заполоняют полки и создают у российского обывателя в голове весьма мифологическую картину российской истории – от реальной весьма далекую. Что чревато проблемами не времени прошлого, но будущего.

     На снимках: Пленные большевики под американской охраной в Архангельске.
Гражданская война, американские солдаты в Хабаровске.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex