на главную страницу

27 Ноября 2007 года

Профессионал

Вторник

Военная служба по контракту:
PR или стремление к реформам?

Юрий КЛИМОВ.




     Юлия Тимошенко в ходе своей избирательной кампании озвучила, а затем во время поездки в Чернигов подписала обязательства перед военнослужащими, в которых оглашены планы ее политической силы по реформам в вооруженных силах Украины. В частности, речь шла о создании профессиональной армии с января 2009 года, отмене призыва в ряды вооруженных сил с 1 января 2008 года, улучшении материальных и жилищных условий военнослужащих и т.п.
     Министр обороны Анатолий Гриценко отреагировал достаточно резко, заявив, что переход армии на профессиональную основу нельзя провести так быстро, как предлагает Юлия Тимошенко. По его словам, отмена военного призыва с первого января будет иметь катастрофические для армии последствия. Для осуществления подобных планов, по мнению министра, нужны как минимум три условия: первое - чтобы боевая подготовка осуществлялась на современной технике, второе - достаточный уровень денежного обеспечения контрактникив и третье условие - обеспечение военнослужащих жильем (не казармами советского образца, а «современным европейским жильем для военных»). Гриценко отметил, что за три месяца выполнить эти три задачи невозможно.
     Его поддержал начальник генерального штаба - главнокомандующий вооруженными силами Украины генерал армии Украины Сергей Кириченко: «Переход вооруженных сил Украины на контрактный принцип комплектования будет осуществлен в сроки, определенные президентом Украины, т.е. в 2010 году. Сегодня на эту тему существует много разговоров. Но я знаю, что та программа, которая отработана и утверждена президентом Украины, будет реализована в сроки, определенные главой государства». По его словам, сейчас выдвигается идея, что это можно сделать быстрее. «Возможно, и можно, но для этого следует сделать серьезные финансово-экономические расчеты», - уточнил главком.
     Не остался в стороне от обсуждения данной темы и Виктор Ющенко. Он напомнил, что среди главных приоритетов его как главы государства и верховного главнокомандующего является коренное реформирование всей постсоветской военной организации государства, перевод вооруженных сил на добровольную основу. Этот процесс должен опираться на тщательные расчеты и обеспечить рост обороноспособности страны и надлежащее обеспечение личного состава. Еще в декабре 2005 г. был обнародован его указ о переводе вооруженных сил на контрактную основу до конца 2010 г., а не до 2015 г., как это планировалось ранее. Как было отмечено в сообщении пресс-службы, «президент с удовольствием констатирует, что между демократическими силами сохранился консенсус относительно скорейшего перехода украинских вооруженных сил на контрактную основу». Хотя Ющенко одновременно предостерег «от сладких предвыборных обещаний, которые не опираются на расчеты, не подкреплены ресурсами и только создают неоправданные ожидания граждан».
     Обрадовались дискуссии и в лагере их политических оппонентов. В частности, вице-премьер - министр Украины Александр Кузьмук заявил: «Что касается заявлений Юлии Тимошенко о переходе к профессиональной армии с 1 января 2008 года, я думаю, что это невозможно». По его словам, есть несколько аспектов, необходимых для создания профессиональной армии. «Первое - экономические возможности. Профессионала надо обеспечить необходимыми социально-экономическими условиями. Второе (не менее важное) - идеологическая составляющая. Нужно воспитать человека, который осознанно идет служить в профессиональную армию».
     Получив столь мощный отпор, Юлия Тимошенко обиделась на своего бывшего соратника за подобное несогласие. Она тут же вынесла «приговор» Анатолию Гриценко, заявив, что министр обороны, который будет блокировать переведение армии на контрактную основу, не имеет шансов на то, чтобы работать в правительстве. «Тот министр обороны, который не будет разделять концепцию нового правительства относительно переведения армии на контрактную основу и иметь действительно профессиональную и боеспособную армию, он просто не имеет шансов на то, чтобы быть у власти», - сказала она.
     Пока политики спорили, народ по-своему отреагировал на «реформаторские» планы. Министр обороны вскоре заявил, что в отдельных областях, ожидая обещанной отмены призыва, молодые люди уже прячутся от военкоматов: «И это уже становится серьезной проблемой. Так, в Шостке на Сумщине было послано призывникам 300 повесток, а в военкомат явились только 10 человек. Это 3%! Такого никогда не было».
     Он также добавил, что пока только идет дискуссия о сроках отмены призыва, но действует закон о военной службе, его нужно выполнять. С другой стороны, начинают волноваться солдаты, которые сегодня служат в армии и должны увольняться в октябре-ноябре. Глава оборонного ведомства отметил, что к нему обращаются обеспокоенные родители, спрашивают: не продолжат ли срочную службу для их детей, когда некем будет комплектовать армию? «Ведь они знают, что президент Украины имеет право на полгода продлить срок срочной службы при исключительных обстоятельствах», - сказал он. «Хочу успокоить людей: все будет в порядке, будет плановый новый призыв, так же как не будет задержек с увольнением этой осенью - все ребята до конца ноября будут дома, а значительная часть - еще раньше», - подчеркнул Гриценко.
     Политическая перебранка заинтересовала не только СМИ, но и многих экспертов. По их практически единодушной оценке, для реализации идей Юлии Тимошенко по созданию профессиональной и боеспособной украинской армии установленной численности бюджет оборонного ведомства следует увеличить как минимум в 1,6—1,8 раза, а то и в два раза.
     Нужно также упомянуть, что за последнее десятилетие финансирование потребностей обороны практически не превышало 1,5% ВВП Украины при необходимых и утвержденных законом 2% ВВП. Если военное ведомство в ближайшие три года будет финансироваться ниже уровня запрашиваемой минобороны минимальной суммы в 13—13,5 миллиарда гривен (причем без учета возможного роста инфляции), то даже к 2011 году создать профессиональную армию будет крайне сложно. Напомним, что оборонный бюджет Украины в 2007 году составляет приблизительно 8,5 миллиарда гривен.
     Безусловно, нужно отдать должное команде Анатолия Гриценко. При нем за последние три года созданы некоторые условия перехода на профессиональную армию и улучшилась ситуация с боевой подготовкой войск. Но армия вооружена устаревшим оружием, так как нет достаточных средств на обновление арсеналов. Скупое финансирование оборонного ведомства по-прежнему не позволяет реализовать амбициозные планы его руководства. О стабильности в службе для военнослужащих речь также не идет из-за банальной чехарды оргштатных изменений. Тема жилья для военнослужащих так же актуальна, как и десять лет назад, ибо число бесквартирных военнослужащих колеблется в размере почти 50 тысяч... Но, как вполне справедливо отмечают эксперты, если бы даже вдруг свершилось чудо и обещания Юлии Тимошенко позволили получить необходимый уровень финансирования, кто бы смог, например, построить за оставшиеся четыре месяца необходимый фонд служебного жилья?
     Есть и проблемы внутренние. В стране из принятых в начале 2006 г. 5,3 тыс. контрактников до конца года уволили около 5 тыс. Кому нужен такой «профессионализм» к 2010-му? Конечно, все можно списать на нерадивость «принимающей стороны». Если бы не одно «но». По твердому убеждению военных, существующая на сегодня законодательная база практически лишает возможности набирать на действительную военную службу лучшие призывные ресурсы. По их данным, в вооруженные силы могут быть призваны только 9,7% от общего числа призывников. Военные ученые даже вывели цифру, что для наших условий оптимальное соотношение военнослужащих для нынешних вооруженных сил - 70% контрактников и 30% срочников. Но эти расчеты во внимание пока не принимаются. Армия по-прежнему «штурмует» 100-процентный контрактный «барьер». Хотя ни материально, ни технически к этому не готова. Но в планах военного ведомства нет финансового обоснования подобной контрактизации. Минобороны оперирует лишь прогнозируемыми показателям «стремительно растущего» ежегодного денежного обеспечения военнослужащего контрактной службы: на 2005 г. - 11.006 грн., 2010 г. - 30.206 грн., 2015 г. - 37.143 грн. Но с учетом ежегодных уровней инфляции реальные размеры денежного обеспечения контрактника получатся значительно меньше: на 2005 г. - 8.177 грн., 2010 г. - 16.597 грн., 2015 г. - 15.619 грн., а может, и меньше. Причем на вопрос о том, за какую ежемесячную сумму сегодня наши граждане пошли бы служить в профессиональную армию, отвечают - от 1.500 до 5.000 грн.
     Идеи Тимошенко при всем своем популизме имеют определенную почву. Контрактная армия нам нужна хотя бы потому, что призывать в армию молодых людей при значительном ухудшении их уровня здоровья просто кощунственно. Согласно официальной информации военного ведомства, из освидетельствованных при призыве на военную службу молодых людей по состоянию здоровья был освобожден от призыва каждый 3—4-й призывник. В структуре основных заболеваний, послуживших причиной освобождения граждан от призыва на военную службу, превалируют заболевания костно-мышечной системы - 17,9%, психические расстройства - 16,2%, заболевания органов пищеварения - 10,5% и нервной системы - 9,5%. По-прежнему острой остается проблема нарушения статуса питания призывников. Но если бы проблема была только медицинская! Так, несмотря на то что число детей, потребляющих наркотики, официально с 2000 г. снизилось в 2,5 раза, подростков - в 1,5 раза, однако, по мнению специалистов, на каждого подростка с синдромом зависимости от наркотиков приходилось 6 подростков, злоупотребляющих наркотиками без формирования зависимости от них. Как и среди всего населения, среди подростков распространение получило злоупотребление алкоголем. Основные причины негодности к военной службе 17-летних юношей - нарушение питания и дефицит веса, психические расстройства, причем в 40% случаев это умственная отсталость, в 35% - психозы вследствие органических поражений головного мозга и только 1/10 составляют психопатии, патология опорно-двигательного аппарата (в 90% случаев - плоскостопие и сколиозы).
     Пытаясь выполнить планы по набору контрактников, в войсках часто обманывают солдат-срочников, обещая им золотые горы, свободный выход, служебное время до 18—19 часов, комфортные условия проживания, достойную заработную плату, службу в той воинской части, в которой они пожелают служить... Но реально ничего этого они практически не имеют.
     Зато налицо недостатки в подготовке офицеров к выполнению задач воспитательной работы среди подчиненных-контрактников. Оказывают свое влияние их относительно небольшой возраст и жизненный опыт (обычно возраст командиров взводов составляет 21—23 года), недостаток знаний и умений, полученных в учебном заведении, условия службы и т.п. Кроме того, нежелание «выносить сор» из своего коллектива также не способствует выявлению реальной картины в подразделении и оказанию помощи со стороны старших начальников. В итоге воспитательная работа подменяется административным контролем за солдатами через механизм многочисленных ответственных и проверяющих.
     Сомнительным выглядит тезис о том, что служба по контракту приведет к искоренению неуставных взаимоотношений. Это подтверждает опыт западных армий. Чтобы не учиться на собственных ошибках, уже сейчас можно попытаться прогнозировать те проблемы взаимоотношений между военнослужащими, которые появятся в связи с полным переходом армии на комплектование военнослужащими по контракту. Причем существует, по меньшей мере, два аспекта «неуставняка» со стороны контрактников: их отношения как с командирами, так и со своими сослуживцами. Прежде всего, молодой человек идет служить по контакту, будучи далеко не «идеальным» солдатом, сошедшим с экрана какого-либо боевика. Он является «слепком» с нашего общества. Кроме того, контрактник добровольно приходит в армию совсем не для того, чтобы заниматься хозяйственными работами или иметь ненормированную служебную нагрузку за весьма скромное денежное вознаграждение. Вместе с тем реалии воинской службы пока еще предполагают это весьма часто. В итоге возникает почва для конфликтных ситуаций, которые могут заканчиваться по-разному. Второй аспект также вполне очевиден: станет ли солдат-контрактник в возрасте 30—35 лет выполнять какую-либо тяжелую физическую работу на равных совместно с более молодым коллегой или солдатом срочной службы? Чем не причина для «неуставняка»?
     Справедливость требует сказать, что и офицеры не совсем готовы правильно строить свои взаимоотношения с военнослужащими по контракту. Мешают не всегда положительные привычки «легкости общения» с солдатами срочной службы, что далеко не всегда применимо во взаимоотношениях с профессионалами. Самих командиров не готовили управлять воинскими коллективами, состоящими из военнослужащих по контракту.
     Важно то, что нужно сделать в самой армии. Прежде всего, армию следует заставить заниматься делом. Ничто так не портит солдат, как их отрыв от боевой подготовки и занятие хозяйственными работами. Статистика свидетельствует, что во время мероприятий боевой учебы количество совершенных случаев неуставных взаимоотношений среди военнослужащих во много раз меньше, чем тогда, когда военнослужащий находится в отрыве от своего подразделения на хозяйственных работах и предоставлен самому себе. Пускай никого не вводит в заблуждение «евроремонты» в казармах и на других объектах военных городков. В условиях минимального финансирования очень часто это выполнено руками и за счет самих военнослужащих, естественно во вред их основному предназначению. Посмотрите, сколько людей в солдатской форме можно видеть в районе всяких строек, баз стройматериалов и т.п. Формально это допустимо, ибо существует соответствующий приказ главы военного ведомства, причем зарегистрированный в минюсте, и любой желающий может с ним ознакомиться. Один из пунктов данного приказа разрешает для заготовки продовольствия, строительных и других материалов из местных ресурсов направлять военнослужащих и транспорт для выполнения работ в организации и на предприятия независимо от их формы собственности. Поверьте, многие командиры этим активно пользуются.
     Хотя экономически это очень неэффективно, так как личный состав в большинстве случаев выполняет малоквалифицированную физическую работу вместо того, чтобы осваивать воинскую специальность. Когда же военнослужащий находится в подразделении на занятиях по боевой подготовке, это также максимально приближает офицеров к своим подчиненным. И после интенсивных занятий, когда солдат чуть ли не падает с ног от усталости, есть ли у него желание заниматься «неуставняком»?
     Конечно, большим подспорьем в решении этой проблемы было бы также введение в вооруженных силах института профессиональных сержантов (старшин). Сейчас это самое слабое командное звено. Полностью изжила себя система, когда молодой человек со школьной скамьи без серьезного предварительного отбора направляется в учебное подразделение, а через пару месяцев уже командует своими сверстниками. Жизнь требует, чтобы сержанты и старшины, прежде всего имеющие в своем подчинении личный состав, были профессионалами - контрактниками, прошедшими серьезную подготовку по специальным программам. Для повышения их престижа следовало бы распространить на них денежную надбавку за командование воинскими подразделениями.
     Для того чтобы вооруженные силы могли быть конкурентоспособны на рынке труда, нужно создать такие условия прохождения военной службы, при которых молодые и сильные люди могли бы выбрать ее своей профессией на всю жизнь. Вряд ли они сегодня согласятся посвятить свою жизнь службе в вооруженных силах, получая денежное содержание ниже среднего уровня зарплаты в то или ином регионе страны. На такие деньги трудно прожить одному, не говоря о семье.
     Как уже отмечалось, успех набора контрактников возможен при создании для них достойных жилищных условий. Для примера, Минобороны России уже давно решает подобные проблемы и пытается предложить соответствующие рецепты. Cпециалисты, проанализировав практику иностранных армий, а также опыт вооруженных сил царской России, определили направления, по которым должно развиваться жилищное обеспечение военнослужащих в ближайшие годы. Средства, выделенные в рамках президентской программы, позволят уже в ближайшее время сократить очередь на жилье на 18 тыс. человек. Благодаря различным программам уже построено 280 тыс. служебных квартир. Отметим также, что в Вооруженных Cилах России действует ипотечная программа. Условия ее таковы, что в течение 20 лет каждый кадровый военный независимо от звания и места несения службы, помимо зарплаты, должен ежегодно получать из бюджета на именной накопительный счет некую индексируемую с учетом инфляции сумму. Через три года с начала службы по контракту офицер сможет оформить ипотечный кредит. А 20 лет должно хватить для накопления суммы, достаточной для приобретения квартиры общей площадью 54 кв. метра. Правом на использование накоплений военнослужащий сможет воспользоваться также в случае увольнения по так называемым организационно-штатным мероприятиям, сокращению или болезни.
     Также люди неохотно идут на военную службу по контракту из-за отсутствия у них гарантий, что их не будут заставлять заниматься несвойственными для военного человека делами, прежде всего нарядами и хозяйственными работами. Не случайно в европейских армиях становится все более распространенной практика возложения функций обеспечения на гражданские структуры. Армия США, например, недавно заключила двухгодичный контракт по оказанию охранных услуг американским военным в Ираке с частной британской компанией «Эйджис дифенс сервисиз». Стоимость сделки составила 475 млн. долларов. Эта британская компания уже имеет контракт с Пентагоном по оказанию разведывательных и охранных услуг инженерному корпусу армии США, стоимость которого составляет 293 млн. долларов. По данным СМИ, за время действия контракта ни один из охраняемых британской фирмой военнослужащих США не погиб в Ираке. Пентагон широко пользуется услугами частных компаний для охраны собственного персонала не только в Ираке, но и в Афганистане. Другая американская компания «Kellogg Brown & Root» (KBR) занимается в зонах конфликтов работой по снабжению и тыловому обеспечению, трудоустраивая десятки тысяч человек. Войны в Афганистане (с 2001 года) и Ираке (с 2003 года) способствовали росту числа таких компаний, получавших контракты от министерств и ведомств правительств США и Великобритании.
     Поэтому сферу обслуживания воинских частей в хозяйственном отношении (ремонтные работы, строительство, уборка территории и многое другое), а также охрану военных объектов по примеру западных армий также следует возложить на гражданских специалистов или коммерческие структуры. Между прочим, это будет способствовать созданию в военных гарнизонах дополнительных рабочих мест.
     Нужно взвешенно подойти к вопросу перехода на комплектование армии военнослужащими по контракту. Представляется, что, по меньшей мере, спешка здесь не нужна, лучше меньше, да лучше. Кроме того, нужно предпринять усилия подкрепить красивые лозунги о необходимости профессиональной армии созданием благоприятных условий для прихода контрактников в воинские коллективы, прежде всего в вопросах правильных и здоровых взаимоотношений. Рациональное использование опыта тех стран мира, которые через это уже прошли, видится очевидным. Армейские проблемы, в том числе и перевод частей на контрактный принцип комплектования, решить невозможно, если в этой работе будут участвовать только военные. Им нужны строгая, взыскательная, но искренняя поддержка и помощь всего общества...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex