на главную страницу

28 Ноября 2007 года

Кавказский рубеж

Среда

Каспийская стража

Беседовал Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».
Хунзах - Каспийск - Москва.
Фото автора и ЦОС ФСБ России.



Об охране биоресурсов Каспия, особенностях комплектования и подготовки пограничных кадров в процессе перехода к контрактному способу комплектования, развитии пограничной инфраструктуры в горной местности и на равнине рассказывает первый заместитель начальника пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан полковник Игорь ЦВЕТКОВ.


     - Игорь Борисович, вашим подчиненным приходится выполнять задачи на суше и на море...
     - В региональном пограничном управлении по Южному федеральному округу несколько пограничных управлений. Управление по Республике Дагестан - одно из самых больших по численности личного состава и служб. Недавно у нас прошли организационно-штатные мероприятия, и с 1 сентября созданы четыре службы: в Каспийске, Дербенте, Хунзахе и Ахты.
     Службы в Ахты и Хунзахе выполняют задачи на горных участках границы с Грузией и Азербайджаном. Эти участки труднопроходимые, но все-таки там есть перевалы, которые пытаются использовать нарушители границы. Как известно из недавней истории, тут пытались переходить границу члены незаконных вооруженных формирований. На пути у подобных нарушителей и стоят службы в населенных пунктах Ахты и Хунзах.
     Дербентская служба охраняет равнинный участок границы с Азербайджаном, где много пунктов пропуска. Она оборудована самыми современными сигнализационными системами и комплексами.
     Каспийская служба охраняет 600-километровый участок Каспийского моря. На эту службу, кроме того, возложена задача по охране биоресурсов Каспийского моря. Раньше у нас имелась еще бригада пограничных сторожевых кораблей, которая теперь вошла в службу в городе Каспийске. Среди задач службы в Каспийске - пресечение незаконного проникновения с моря как контрабандистов, так и других нежелательных элементов (боевиков, незаконных мигрантов и т.д.).
     Сейчас продолжается реализация Федеральной целевой программы по обустройству южных рубежей России, рассчитанной до конца 2007 г. В настоящее время 18 застав, или, как они теперь называются, отделений, сданы. До конца года мы должны ввести в строй еще 10 отделений. На этом реализация программы заканчивается, но есть еще дополнение к программе по обустройству Каспия. То есть на побережье тоже будут создаваться такие же отделения для усиления прикрытия Каспийского моря.
     - Но ведь статус Каспийского моря не определен...
     - Да, это так. У нас есть договор от 1925 г. между Советским Союзом и Ираном, который предполагает свободное мореплавание судов и кораблей прикаспийских государств. То есть могут иранцы подняться к нам, могут наши моряки опуститься южнее Баку. Это конечно же затрудняет выполнение пограничниками задач на море. Если на Тихом океане полностью действует Закон о Государственной границе, то здесь имеются определенные ограничения.
     - Всем известно, что одна из самых сложных задач - охрана каспийских биоресурсов. Говорят, что браконьеры очень хорошо технически оснащены...
     - Каспийские браконьеры в своем распоряжении имеют и спутниковые телефоны, и навигационные приборы. Сети они ставят по спутниковым навигаторам, затем притапливают их, так что визуальным наблюдением эти сети обнаружить невозможно. А браконьеры у себя на карте отмечают место установки сетей, чтобы затем прийти туда и снять их. В связи с этим наши корабли осуществляют траление в районах возможного выставления этих сетей.
     - На чем выходят в море браконьеры?
     - На Каспии они используют в основном малые плавсредства типа байда. Это самодельные лодки длиной 12-25 метров, изготовленные по иранской технологии. На них обычно установлены 2-4 импортных двигателя мощностью 200-250 л.с., что позволяет развивать скорость до 100 км/ч. Осадка у этих лодок всего
     20 см. Браконьеры на эти лодки берут с собой от тонны до двух бензина и уходят в море на несколько суток. Вот сегодня (беседа состоялась 5 ноября) мы задержали восемь таких байд и 15 руль-моторов.
     - На лодках, которые сегодня были задержаны, оказались наши сограждане?
     - Да. Все нехорошие дела начинаются на берегу, там же и заканчиваются. Здесь, на суше, есть организованные группы, которые комплектуют браконьерские бригады. По сравнению с прошлым годом, когда мы задержали около 200 байд, в 2007 г. нами уже задержано около 500 байд. Мы задержали и изъяли около 100 км сетей, тысячи крючков.
     - А задерживать браконьеров для привлечения к ответственности имеет смысл только с поличным?
     - Если браконьер задержан и при нем обнаружена хотя бы одна голова осетра, это уже уголовное дело. При этом в зоне, начиная от сухопутной границы с Азербайджаном от Дербента и Сулака, на вышеупомянутых плавсредствах с мотором 200-250 л.с. ходить не запрещено. А вот от Сулака в сторону Калмыкии расположена заповедная зона. И там двигатель по постановлению еще Правительства СССР 70-х годов не может быть мощнее 25 л.с. Естественно, браконьеры используют гораздо более мощные двигатели и там, в заповедной зоне, прячась в камышах (ширина камышовых зарослей - от трех до пяти километров) и устраивая свои базы.
     Кроме того, плавсредства, о которых речь, по Закону о Государственной границе должны выходить в море с открытых причалов, а таких причалов в заповедной зоне нет. В итоге мы штрафуем браконьеров: за превышение мощности двигателя и нарушение правил выхода в море.
     - И каков размер штрафа?
     - 500 рублей. Это, конечно, смешно... Ну, есть у нас еще для принятия решения 15 суток на раздумье, затем мы делаем официальный запрос в Федеральную таможенную службу, чтобы проверить, проходили ли таможенное оформление двигатели на задержанных плавсредствах. В случаях, когда на двигателях номера сбиты (таких попадается немало), проверка затягивается еще на месяц-два. И если выясняется, что таможенного оформления двигателей не было, то мы соответствующие документы передаем в таможенные органы, так как двигатель фактически становится предметом контрабанды. Кстати говоря, в среднем моторы, о которых идет речь, стоят от 10 до 15 тыс. долларов. Так что их изъятие в определенной мере подрывает экономическую основу браконьеров.
     - Если я правильно понимаю, вам приходится, так сказать, рубить по хвостам. То есть принципиально изменить ситуацию, когда никто не захочет даже выходить в море для браконьерской ловли рыбы из-за опасения оказаться привлеченным к ответственности, вы не можете?
     - Меры соответствующие принимаются. Президент России Владимир Путин на заседании Госсовета, проходившем в Астрахани, жестко поставил задачи по созданию нормативно-правовой базы.
     В то же время нужно понимать: если бы не было спроса на осетрину и черную икру, не было бы и этого браконьерского безобразия. Однако спрос есть. Можете инкогнито походить по местным рынкам и увидите, что вам предложат и икру, и осетрину. Кроме того, эти деликатесы остаются в ресторанных меню, в том числе и в Москве. Если бы этого не было, если бы наше законодательство было пожестче в отношении торговцев осетриной и черной икрой, тогда проблема охраны биоресурсов решалась бы значительно проще.
     - Игорь Борисович, а каковы «сухопутные» итоги работы Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан в уходящем году? Есть ли попытки нелегального перехода границы, или сейчас нарушители чаще стремятся перейти границу по поддельным документам? Пытаются ли к нам проникнуть боевики?
     - За десять месяцев этого года задержаны 173 нарушителя границы на нашем участке.
     - Кто они, эти нарушители? Одно дело, если кто-то гнал свой скот и забрел, куда не положено, и совсем другое...
     - Нет, действия пастухов, о которых вы говорите, относятся к нарушениям режима государственной границы, и нарушений режима намного больше - за 10 месяцев этого года их число превысило 18 тыс. А вот тех, кто пытался осознанно с нарушением закона перейти государственную границу, повторюсь, за указанный период было 173.
     - И кто же пытается незаконно попасть в Россию?
     - Одни совершают попытки перехода границы в связи с хозяйственно-бытовыми нуждами, другие, чтобы укрыться от уголовной ответственности за совершенные преступления.
     В прошлом году, например, мы проводили совместную операцию с территориальным управлением ФСБ России по Республике Дагестан. В ходе операции преступники - граждане России, жители Республики Дагестан - пытались незаконно, с применением оружия пересечь границу на Ахтынском участке и уйти в Азербайджан. В процессе задержания были ранены наши сотрудники, однако мы всех нарушителей границы задержали. Впоследствии ими занимались компетентные органы, и, насколько известно, преступники были осуждены и на 20 лет лишились свободы.
     - Вашим подчиненным на границе приходится сталкиваться с проявлениями мирового терроризма?
     - Не сказал бы, что мирового... Вот в прошлом году порядка шести членов незаконных вооруженных формирований было нами выявлено именно в пунктах пропуска. Они стремились пройти по чужим или поддельным документам. Всего же за десять месяцев этого года лиц, которые пытались таким образом пересечь границу в пунктах пропуска, было больше тысячи, то есть такие попытки происходят практически ежедневно. Кроме того, за 10 месяцев этого года выявлено более 1.600 лиц, которым в Россию въезд закрыт, но которые пытались-таки попасть на российскую территорию в пунктах пропуска.
     - За этими статистическими показателями стоит нелегкий труд людей в зеленых погонах... Игорь Борисович, все ваши подчиненные служат по контракту? Довольны ли вы контрактниками, которые служат в погрануправлении ФСБ России по Республике Дагестан?
     - Мы их называем не контрактниками, а военнослужащими на профессиональной основе...
     Уже второй год к нам не поступают военнослужащие по призыву. До конца этого года мы уволим около 800 солдат и сержантов по призыву, выслуживших два года, после чего у нас останется около 200 военнослужащих-срочников. Срок их службы окончится в мае, и после их увольнения в нашем управлении будут служить только военнослужащие на профессиональной основе. В то же время многие из числа военнослужащих по призыву сейчас заключают контракт. Этому в немалой степени способствует высокое денежное содержание. Например, с учетом всех надбавок рядовой по контракту сейчас получает в пределах 20 тысяч рублей в месяц. Тем более что по новому штату у нас половина должностей стала сержантскими, другая половина - должности прапорщиков.
     - Больше денег за службу - это, конечно, хорошо. А как с профессиональным мастерством, его тоже становится больше?
     - Мы подразумеваем, что военнослужащий на профессиональной основе обязан быть профессионалом.
     - Если к вам пожелает прийти служить человек с «гражданки», то одним из первых условий зачисления в пограничники станет его служба по призыву как факт биографии кандидата?
     - Да. Так что проводить занятия по начальной военной подготовке с вновь поступившими на службу пограничниками нет необходимости. Кроме того, в поликлиниках ФСБ проводится очень серьезный профессиональный отбор, который проходят далеко не все. Разумеется, компетентные органы проводят и свои проверочные мероприятия... Ну а когда успешно выдержавшие все проверки кандидаты попадают к нам, мы формируем из них учебные группы, с которыми проводится 130-часовая доподготовка в учебном центре. Прежде всего, разумеется, она нужна тем военнослужащим, которые по призыву служили не на границе.
     Как я уже сказал, у нас много должностей прапорщиков. Перед назначением на эти должности с кандидатами также проводится доподготовка. Тот же порядок заведен и при подготовке кадров на первичные офицерские должности из числа прапорщиков или сержантов. Руководством ФСБ, Пограничной службой создана система соответствующих курсов на базе Пограничной академии в Москве продолжительностью в месяц, три, шесть или десять месяцев. Подготовка на этих курсах ведется по конкретным пограничным специальностям. Точно так же по определенным специальностям (автомобилисты, инструкторы служебных собак, контролеры КПП и т.д.) проводится подготовка военнослужащих на профессиональной основе в учебных центрах.
     - Игорь Борисович, а есть ли конкурс среди желающих поступить к вам на службу на должности рядовых, сержантов и старшин?
     - Есть, конечно. Мы не подсчитывали, больше или меньше 20 кандидатов на место. В то же время скажу, что около ворот каждой службы их сейчас сотни. В принципе мы уже полностью укомплектовали Дербентскую, Каспийскую службы. Небольшой некомплект имеется в службах, расположенных в горах: в Хунзахе и населенном пункте Ахты. Сейчас мы в равнинных городах отбираем кандидатов из числа желающих и направляем в Ахты и Хунзах.
     - Какое место проживания получит пограничник, попадая в горы, - с учетом того, что сейчас завершится создание инфраструктуры пограничных служб в Ахты и Хунзахе? «Койко-место» в казарме либо общежитии или отдельное жилье, куда можно привезти семью?
     - Во всех службах нашего пограничного управления - и в горах, и на равнине - офицеры и прапорщики сразу получают отдельные благоустроенные квартиры. Причем каждая квартира полностью обставлена мебелью, оснащена бытовой техникой и т.д. Пограничнику остается только привезти или приобрести посуду да постельное белье. За амортизацию мебели и бытовой техники пограничнику придется платить примерно 100 руб. в месяц.
     Для рядовых и сержантов условия несколько иные: кубрик на два человека, туалет и душевая. Кубрик обставлен мебелью, в нем установлен кондиционер, который, кстати, есть не у каждого начальника в кабинете. При этом руководством ФСБ, Пограничной службы предусмотрено дальнейшее строительство жилых домов, чтобы каждый военнослужащий по штату имел отдельную квартиру. Кстати, землеотвод под эти будущие дома для личного состава уже сделан.
     - Игорь Борисович, теперь, когда система охраны новых южных рубежей России в целом отлажена, можно ли со стопроцентной уверенностью сказать, что на вашем участке сухопутной границы с Грузией и Азербайджаном ни один боевик, тем более группа террористов, через границу пройти не сможет?
     - Стопроцентную гарантию никто дать не сможет, тем более в горной местности. Но в сравнении с позапрошлым и прошлым годами обстановка на границе изменилась сильно. Боевики отказываются от своих намерений - им тоже хочется жить, а техническая составляющая охраны границы уже существенно усовершенствовалась и развивается дальше. Мы вот-вот получим беспилотные летательные аппараты. В ущельях устанавливаются датчики, которые, находясь в нескольких десятках километров от заставы, сообщают оператору об обстановке в месте установки...
     - То есть неперекрытых горных и равнинных троп из Грузии и Азербайджана в Россию на участке вашего управления нет?
     - Да, мы стараемся закрыть все, чтобы пересечение границы осуществлялось только в пунктах пропуска. Повторюсь, что сейчас агенты, шпионы, боевики и тому подобная публика предпочитают пересечь границу в каком-нибудь пункте пропуска, меняя облик, предъявляя чужие или поддельные документы. Они считают это менее опасным. Наша же задача заключается в том, чтобы выявить это и пресечь.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex