на главную страницу

28 Ноября 2007 года

«Семейная» специальность

Среда

Щедрость души

Капитан 1 ранга Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».
Наталия МИКИРТУМОВА.
Фото Александра Григорьева.



     
Безвыходная ситуация


     От безысходности на глаза наворачивались слезы, к горлу подступал комок. Особенно когда она смотрела на своего маленького сынишку Василька, которому вынуждена была отказывать во многих привычных для других радостях. Проблемы сыпались на голову, словно снежный ком. Как сегодня живется одинокой женщине, не получающей никакой помощи, в том числе алиментов от мужа на маленького ребенка, говорить излишне. А Наталья Ермоленко не просто женщина, а военнослужащая с ненормированным рабочим днем, для которой служба вот уже более полутора десятка лет - главное дело жизни.
     За семь лет службы в десантно-штурмовом батальоне отдельной бригады морской пехоты она совершила 71(!) прыжок с парашютом. Не каждый мужчина - морской пехотинец имеет такой послужной список!
     Когда Черноморский флот резали и делили по живому, Ермоленко попала под сокращение. Свою прежнюю должность в ДШБ Наташа поменяла на должность начальника хранилища медсклада госпитальной базы. Реформирование флота продолжалось, и Ермоленко попала в распоряжение начальника медицинской службы ЧФ, а в 2000 году стала фельдшером береговой учебно-тренировочной станции у подводников. Причем служила так, что в 2002 году «за образцовое исполнение служебных обязанностей» ей было присвоено воинское звание старший прапорщик, на ступень выше занимаемой должности.
     Военная служба, что в морской пехоте, что у подводников, сопряжена с большими трудностями и требует полной самоотдачи. Ермоленко не просто женщина-военнослужащая, а ко всему еще и мать. Мать-одиночка. И каково ей мыкаться с маленьким сынишкой по чужим углам? За восемь лет мытарств она сменила восемь мест проживания! Вот кабы дали жилье...
     Дочь флотского офицера, она не понаслышке знала, сколь труден, а порой просто неразрешим этот болезненный вопрос. И все же она решилась.
     
Главный по семьям ЧФ

     ...Беседа с ведущим специалистом по работе с семьями военнослужащих управления воспитательной работы (УВР) ЧФ капитаном 1 ранга запаса Яковом Карповым была непростой. Обо всех своих бедах и проблемах чужому человеку так сразу не расскажешь. Мучили сомнения: поймет ли? Но Яков Андреевич - человек, умудренный огромным служебным и житейским опытом. В свое время прошел срочную службу, окончил среднее военное училище в Калининграде и Юго-Осетинский государственный педагогический институт, затем - Военно-политическую академию. Был замполитом на малом противолодочном корабле, три года прослужил в Потийском учебном центре, шесть лет был заместителем командира дивизиона кораблей, заместителем начальника политотдела школы связи, замом на противолодочном крейсере «Москва», начальником политотдела спецчастей в Новороссийске, начальником отдела боевой службы политуправления ЧФ. Прошел несколько должностей в период реформирования воспитательных структур.
     Он внимательно выслушал старшего прапорщика, задал несколько уточняющих вопросов, а затем, ничего не обещая конкретно, с помощью нескольких должностных лиц детально разобрался в непростой жизненной ситуации военнослужащей. Собрав необходимую информацию и все нужные документы, он подготовил исчерпывающую и объективную справку о Ермоленко, которая вскоре оказалась на столе командующего Черноморским флотом за подписью начальника управления воспитательной работе ЧФ.
     Вот так и работает Яков Андреевич Карпов - социолог УВР Черноморского флота. Помогает людям давно знакомым и впервые пришедшим в его служебный кабинет. Всем тем, кто составляет разноликое сообщество, именуемое семейным тылом черноморцев.
     Он вышел из комсомольских вожаков. Иначе где было бы взяться такой энергичности, открытости, жизнелюбию. Старшина 1 статьи Яша Карпов верховодил сверстниками на очень высоком уровне, аж на высоте 367 метров над уровнем моря! Там, где и базировался тогда отдаленный радиотехнический пост Потийского гарнизона. К слову, в базе главным комсомольцем был старший лейтенант Александр Пенкин, впоследствии начальник УВР ЧФ, контр-адмирал. С него, прирожденного комиссара, и начал слагаться для Якова круг друзей и командиров, продолженный потом контр-адмиралом Сергеем Рыбаком, вице-адмиралом Владленом Некрасовым и еще многими замечательными военачальниками, воспитателями, психологами. К их практической науке Карпов с годами приплюсовал вузовские знания, собственные труды и усилия, ничем не посрамив ни командиров, ни друзей.
     Белорусский паренек, обретший флотское призвание в горах Кавказа (экое сочетание!), впитал в себя лучшие традиции советского интернационализма. Никто и никогда не слышал, чтобы Яков Андреевич делил людей по происхождению, даже в реалиях сегодняшних смутных времен. Его душа, его дом открыты для всех добрых людей, чему весьма способствует талант гостеприимства и домоводства супруги - Тамары Федоровны, прошедшей вместе с мужем нелегкую школу гарнизонного бытия и офицерского кочевья. Поти, Новороссийск, Николаев, Севастополь...
     Начальник отдела УВР ЧФ, в котором работает Яков Андреевич, капитан 1 ранга Алексей Луценко сказал о ветеране управления сжато, но емко:
     – Карпов - профессионал высокого класса. По сей день - в офицерском строю, какие бы приставки к званию ни прилагал возраст. Для нас он образец человека, офицера и мужчины. В нем сочетаются сила духа и теплота души.
     
Из беседы с Я. Карповым:

     -Яков Андреевич, электронная база данных - знамение времени. С чего бы вы начали статистику черноморской семьи?
     - С того, что у наших военнослужащих около 24 тысяч домочадцев, а 183 семьи - многодетные. Это весьма солидный социум.
     - Какова в нем женская доля?
     - Более 11 тысяч, в активе - около четырехсот общественниц.
     - Инструкторы по работе с семьями в состоянии отследить такой многочисленный семейный экипаж?
     - Шестнадцать штатных специалистов на весь флот, конечно, не много. Но это очень опытные, добросовестные, знающие служебное бытие люди. И здесь сразу подчеркну: мне в жизни вообще повезло с соратниками, плохие люди практически не встречались.
     Однако продолжу свои размышления о Карпове. Была ли все эти годы семья, как ячейка общества, объектом его изучения, опеки, влияния? Напрямую, вероятно, нет. Но по большому счету - несомненно. Ведь каждый человек выходит из ее колыбели и до седин надеется на эту кровную опору. Теперь Якову Андреевичу по должности предписывается вплотную заниматься социологией черноморской семьи, ее правовой и моральной защитой, сотрудничеством корабельной передовой и домашнего тыла. Об этом и разговор. Но чисто по-человечески, как не обратиться к семейной биографии самого Якова Андреевича? Ведь чтобы понимать других, учить их чему-то, надо самому познать высоты любви и каверзы быта, труд супружества и радость отцовства.
     
367 метров над уровнем моря

     На Кавказе девушки невестятся рано. А Тамара уже в выпускном, десятом классе училась! Неудивительно, что старшина 1 статьи Яша Карпов загляделся на нее всерьез. Да и ходить морякам в увольнение, кроме как в клуб селения Самебо, было некуда. Отдаленный радиотехнический пост Потийской ВМБ находился в точке, вынесенной над уровнем моря на 367 метров. Вокруг горы, внизу - совхоз и подшефная школа, дружившая с комсомольской ячейкой поста, которую и возглавлял улыбчивый, энергичный старшина. Заметим, что тогда главным комсомольцем в базе был лейтенант Саша Пенкин. Так что срочная служба одарила будущего политработника Карпова сразу двумя весомыми обретениями - верной женской любовью и крепкой мужской дружбой.
     Хотя, если уж честно, от ранней женитьбы сына родители были не в восторге. Думали, домой на Гомельщину вернется - в райкоме ВЛКСМ на него серьезные виды имели. А тут свадьба, да еще на Кавказе! Благо Тамара, хоть и носила имя великой грузинской царицы, сама была из русской рабочей семьи, перебравшейся к югу в голодуху тридцатых годов. Одним словом, свадьбу сыграли со всем кавказским размахом. А страшина-радиометрист раз и навсегда выбрал флотскую стезю. И ездила за ним потом Тамара Федоровна из гарнизона в гарнизон, заново обустраиваясь на каждом новом месте, осваивая то дело чертежника, то телефониста, то бухгалтера. А уж хозяйкой оказалась она просто замечательной. Так что и не разобрать было, отчего у Карповых гости не переводятся: то ли Яков Андреевич - собеседник интересный, то ли Тамара Федоровна - кулинарка отменная. Впрочем, одно не исключает другое. Сегодня в семье Карповых две взрослые дочки, внук и внучка.
     
Из беседы с Я. Карповым:

     - Как часто в УВР из частей поступают оперативные данные по морально-психологической обстановке в семьях черноморцев?
     - Еженедельно. Хотя не обязательно в форме отчета, нередко это размышления над ситуацией, над тем, что необходимо сделать. Это схема и контроля, и сотрудничества. О семье ведь не зря говорят - ячейка общества, в ней отражается вся флотская проблематика. И наоборот, из семьи идет то, что потом решает успех дела в экипаже, подразделении. Здесь закладываются традиции человеческого общежития, ответственность всех за каждого и каждого перед всеми.
     
Когда глаза слезятся от радости

     Ну, а теперь вернемся к ситуации со старшим прапорщиком Натальей Ермоленко. Вняв представленным документам, командующий ЧФ, в ту пору еще адмирал Александр Татаринов, принял решение о выделении ей жилья. Причем эту радостную новость матери-одиночке объявили на торжественном вечере, посвященном Дню матери, 24 ноября прошлого года. Надо ли говорить о том, какой радостью светилось лицо женщины! Она сразу вспомнила свою обстоятельную и доверительную беседу с Яковом Андреевичем Карповым, который справедливо и по-отечески рассудил сложившуюся жизненную ситуацию. В тот день глаза старшего прапорщика Натальи Ермоленко слезились не от горя, а от радости. Она не верила своему счастью, принимая ордер на двухкомнатную квартиру из рук замкомандующего ЧФ по воспитательной работе контр-адмирала Александра Пушкарева. Их с Васильком бесквартирным мытарствам пришел конец.
     Впрочем, в тот день радость была не только в семье прапорщика Ермоленко. Чувство глубокого удовлетворения от содеянного ощутил и Яков Андреевич Карпов. Это ведь он разобрался в ситуации, сдвинул дело с мертвой точки, дал ему толчок. Справедливо разбираться в жизненных ситуациях, приходить людям на помощь, жить их бедами, заботами, радостями и надеждами - в этом он видит глубокий смысл своей работы. Свое призвание. И дело тут даже не только в конкретной флотской семье (хотя это в итоге, пожалуй, самое главное), которой оказана спасительная помощь. Дело в социальной справедливости. Есть она на Черноморском флоте. Отдельные благоустроенные квартиры получают не только высокопоставленные адмиралы и генералы, офицеры, но и обыкновенные прапорщики и мичманы. Без всяких «волосатых лап».
     – Я очень благодарна Якову Андреевичу Карпову за помощь и участие в моей судьбе, - сказала в беседе с одним из авторов этого очерка Наталья Ермоленко. - Он обладает редкостным человеческим даром сопереживать, чувствовать чужую боль, откликаться на нее.
     
Из беседы с Я. Карповым:

     – Держать в поле зрения все флотские семьи сложно, - делится мыслями Яков Андреевич, - и это было бы невозможно без небольшой, но дружной команды профессионалов, в числе которых в первую очередь хотел бы назвать инструкторов по работе с семьями военнослужащих Ольгу Гай-Воронскую из бригады кораблей охраны водного района, Неллю Колчину из Севастопольского Дома офицеров. Если говорить о Новороссийской ВМБ, то там необходимо отметить помощника начальника отдела воспитательной работы (ОВР) по работе с семьями военнослужащих Наталью Девяшину. Хотелось бы поблагодарить и некоторых командиров частей, уделяющих флотским семьям пристальное внимание. Это контр-адмирал Олег Гарамов, капитан 1 ранга Валерий Зубков, полковник Эдуард Живаев. Из офицеров-воспитателей хочется отметить капитанов 1 ранга Михаила Дудкина и Сергея Волкова. Особую заботу мы стараемся проявлять о многодетных семьях, семьях погибших военнослужащих. В Севастополе проживают семь семей с затонувшего атомохода «Комсомолец», двенадцать семей с АПЛ «Курск», две семьи с подлодки К-159. Это наша особая забота. И здесь все не так просто, как может показаться на первый взгляд.
     Сейчас Яков Андреевич находится к поездке в Москве, где собрались такие же, как он, специалисты по работе с семьями военнослужащих. Ему есть с чем, чтобы выступить на форуме, он хочет узнать там что-то новое для себя, обогатиться опытом других.

     На снимке: Цветы для женщин. На дальнем плане капитан 1 ранга в отставке Яков Карпов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex