на главную страницу

1 Декабря 2007 года

Тема номера

Суббота

К сильной и эффективной армии

Начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ Герой России генерал-лейтенант Владимир Шаманов:



     - Начинающийся учебный год будет ознаменован для Вооруженных Сил не только продолжением процесса перевооружения, но и дальнейшим наращиванием качественных и количественных показателей боевой учебы. Основной задачей для перешедших на контрактный принцип комплектования частей и соединений станет направленная на увеличение боевого потенциала войск плановая боевая учеба. Ну а командирам комплектуемых военнослужащими срочной службы полков и дивизий в тесном взаимодействии с Главным управлением боевой подготовки и службы войск ВС РФ предстоит найти такие формы и методы обучения, которые позволят не допустить снижения их боевого потенциала с переходом на годичный срок службы по призыву.
     Безусловно, основное внимание командующих войсками военных округов и Главного управления боевой подготовки будет сфокусировано на организации боевой учебы в частях и соединениях постоянной готовности. Переход этой категории сил общего назначения на профессиональные рельсы, новые, больше не отвлекающие солдата от боевой учебы формы тылового обеспечения и находящееся под личным контролем министра обороны их обеспечение топливом создают сегодня такие условия для боевой подготовки, о которых еще восемь лет назад можно было только мечтать! Имеющие опыт боевых действий на Северном Кавказе офицеры хорошо помнят, как тяжело втягивалась Российская армия в обе кампании на Кавказе. Как учить солдат воевать, приходилось, по сути, уже по ходу боевых действий. К счастью, эти непростые для армии времена, когда на полигонах до начала активных боевых действий шло жалкое подобие боевой учебы, безвозвратно канули в Лету. Время латания дыр, как очень емко сказал о той, прежней армейской действительности Президент России Владимир Путин, действительно позади. И сегодня все мы от солдата до генерала должны приложить максимум усилий, чтобы использовать эти созданные нам государством условия с максимальной отдачей.
     При этом конечную цель подготовки составляющих основу сил общего назначения профессиональных частей и соединений следует видеть в том, чтобы войска были готовы к эффективному боевому применению в любое время и на любом театре военных действий. Только так применительно к боевой подготовке можно понимать требование министра обороны Анатолия Сердюкова сделать армию максимально эффективной.
     Насколько серьезной будет подготовка частей и соединений Сухопутных войск в предстоящем учебном году, говорит уже само количество запланированных дивизионных, бригадных и полковых тактических учений с боевой стрельбой. В Северо-Кавказском военном округе, например, будет проведено дивизионное учение с 19-й мотострелковой дивизией, бригадное с 205-й отдельной мотострелковой бригадой плюс 5 полковых учений, два из которых - с мотострелковыми полками дислоцирующейся в Чечне 42-й дивизии. В Московском военном округе пройдут бригадное учение с 27-й омсбр и 7 полковых учений. В Ленинградском - бригадные учения со 138-й и 200-й бригадами, в Приволжско-Уральском - одно дивизионное с 27-й мотострелковой дивизией, одно бригадное с 15-й мотострелковой бригадой и пять полковых учений. В войсках Сибирского военного округа пройдут бригадное тактическое учение
     74-й омсбр и 3 полковых учения, ну а квинтэссенцией боевой учебы войск Дальневосточного военного округа станут 4 полковых тактических учения с боевой стрельбой. Думаю, к концу года можно будет говорить и о наличии в составе наших Вооруженных Сил двух готовых к действиям в горах, в том числе и в условиях высокогорья, горных бригад. И хотя эти сформированные по прямому указанию главы государства соединения по большому счету пока лишь обживаются в построенных с нуля городках и еще не имеют достаточной материальной базы боевой подготовки, в 2008 году они пройдут полноценные курсы боевой учебы на горных полигонах Северо-Кавказского округа.
     Не менее напряженная боевая подготовка ждет в зимнем и летнем периодах обучения Военно-морской флот и Военно-воздушные силы. Помимо дальних морских походов наших боевых кораблей, силы ВМФ в 2008 году примут участие в нескольких международных маневрах, а в ВВС пройдут более десяти масштабных летно-тактических учений с боевым применением авиационных средств поражения.
     Традиционно насыщенной будет программа боевой подготовки войск Командования специального назначения - крупнейшего, выполняющего, по сути, задачи масштаба военного округа, объединения Военно-воздушных сил. Уже три года стрельбы зенитных ракетных полков КСпН проводятся в рамках масштабных двусторонних учений, на которых развернутой на полигоне Ашулук оборонительной группировке противостоит действующая с нескольких
     аэродромов наступательная авиагруппировка из десятков боевых самолетов. Не обойдется без такого учения и ближайшее лето.
     Содержательным будет учебный год в Воздушно-десантных войсках. Переход четырех из пяти соединений ВДВ на контрактный принцип комплектования и максимально загружающее полигоны полугодичное смещение учебных циклов полков контрактных дивизий позволит десантникам с высоким качеством отработать все задачи боевой подготовки и без спешки провести все спланированные учения. Прослужив более 20 лет в Воздушно-десантных войсках и пройдя с ними войну на Кавказе, хочу особо сказать о том, что за те четыре года, которые войсками откомандовал ныне первый заместитель министра обороны генерал-полковник Александр Колмаков, ВДВ получили ощутимый прирост боевого потенциала. За это время войска не только обрели оптимизированную «под войну» структуру, но и очень сильно прибавили в организации боевой учебы. Принятый, например, в ВДВ порядок проведения полковых тактических учений с десантированием и боевой стрельбой, считаю, без преувеличения можно назвать оптимальным. Как и программу боевой подготовки десантников, не отрывающую ставший де-факто основной тактической единицей современной войны батальон от подразделений боевого и тылового обеспечения, которые ему придаются на войне. Ну а возобновление забытой после распада СССР практики десантирования личного состава вслед за техникой, то есть из того же, что и боевые машины самолета, наглядный пример того, с каким запасом прочности десантники готовятся воевать.
     Безусловно, в организации боевой подготовки есть и проблемы, не решив которые едва ли можно говорить о реальной постоянной готовности частей и подразделений к выполнению боевых задач. Чтобы развиваться дальше, надо не замалчивать, а, напротив, активно поднимать и решать такую, например, тормозящую боевую подготовку проблему, как не всегда успешно осуществляемое межвидовое взаимодействие. Для наглядности приведу два примера взаимодействия Военно-воздушных сил и тех же Воздушно-десантных войск. Благодаря установившемуся взаимопониманию между командованием ВДВ и командующим объединением военно-транспортной авиации, в летнем периоде обучения существенно большая, чем прежде, часть полетов военно-транспортных самолетов Ил-76 прошла с десантированием личного состава и техники. Плюсы такого взаимодействия очевидны: летчикам меньше пришлось летать вхолостую или по каким-то иным задачам, а десантникам вместо нескольких тысяч имеющих мало что общего с боевым применением прыжков с самолета Ан-2 удалось совершить боевые прыжки.
     А вот во взаимоотношениях ВДВ, да и Сухопутных войск с армейской авиацией, прямо скажем, другая картина. То, что командир полка или батальона должен уметь применять боевые вертолеты, без которых немыслим современный общевойсковой бой, вроде бы очевидно. Но как его этому научить, если на учениях боевыми вертолетами руководят не группы боевого управления общевойсковых командиров, а представители ВВС, задача которых, по идее, довести вертолеты до зоны учения? Однако в мирное время управлять армейской авиацией командирам тактического звена почему-то не доверяют. Добавим сюда традиционные ограничения по применению боеприпасов и признаем, что вместо того чтобы участвовать в процессе боевой подготовки, прилетающие на учения вертолеты, по сути, лишь обозначают присутствие армейской авиации в зоне боевых действий. Мириться с таким положением дел мы, конечно, не будем.
     Вот и проверив накануне начинающегося учебного года готовность к боевой подготовке 201-й военной базы российских войск в Таджикистане, встретил те же проблемы. Находящееся в Душанбе звено штурмовиков Су-25, работая по своему, сверстанному в ВВС плану, никак не участвует в боевой подготовке мотострелковых полков.
     Теперь вкратце скажу о задачах возглавляемого мною Главного управления боевой подготовки и службы войск. На проведенном в рамках сбора руководящего состава ВС РФ семинаре с руководством ГУБП первый заместитель министра обороны генерал-полковник Александр Колмаков более чем конкретно сформулировал две наши основные задачи на предстоящий учебный год. Это, во-первых, создание оптимальной, соответствующей современным реалиям обновленной системы организации боевой подготовки, а во-вторых, наращивание и совершенствование существующей учебно-тренировочной базы. Чтобы не допустить снижения уровня подготовки войск при переходе на годичный срок службы, первый замминистра потребовал от ГУБП в максимально сжатые сроки оценить особенности подготовки личного состава по призыву, начав уже в зимнем периоде обучения совершенствовать систему боевой подготовки комплектуемых призывниками частей и соединений Вооруженных Сил. В самом полном объеме используя при этом тренажерную базу боевой подготовки и максимально учитывая при этом все рождающиеся в войсках новаторские идеи. Поэтому оказание максимальной поддержки и протекции всем войсковым новаторам, всем новым передовым идеям по совершенствованию боевой подготовки будет также одной из приоритетных задач ГУБП. Вот в расположенном, например, в Чите окружном учебном центре СибВО, которым командует Герой России полковник Михаил Теплинский, проводящие с курсантами учебные занятия сержанты сведены в отдельные роты инструкторов. Получив возможность сконцентрироваться на учебном процессе, эти сержанты-инструкторы, по замыслу начальника учебного центра, должны готовить курсантов по их специальностям в разы эффективнее, чем это было прежде. В учебных ротах при этом сначала останутся только заместители командиров взводов, а командирами отделений по итогам первого месяца обучения будут назначены наиболее подготовленные курсанты. Интересная, занимательная идея. Именно по такому пути, кстати, идут в некоторых западных армиях. Если проводимый эксперимент даст позитивные результаты, обязательно поддержим предложенную полковником Теплинским модель обучения. Или другой пример. Из «Красной звезды» узнаем, что в радиотехнической бригаде ВВС, которой командует полковник Валерий Пехтерев, энтузиастами создана компьютерная программа, позволяющая при сопряжении персонального компьютера с радиолокационной станцией тренировать боевые расчеты комплексов средств автоматизации в разы эффективнее существующих устаревших систем тренажа, моделируя налет самого высокого уровня сложности. Не готов судить, почему эта программа до сих пор не нашла широкого применения, но могу заверить, что, решив более срочные задачи, мы через какое-то время обязательно изучим ее возможности. И если на поверку все действительно окажется именно так, как об этом написала «Красная звезда» (№ 221, от 28 ноября 2007 года. - Прим. ред.), то ГУБП обязательно инициирует ее широкое применение в боевой подготовке расчетов комплексов средств автоматизации РТВ. Тем более что развитие автоматизированных систем боевого управления силами, средствами и войсками названо министром обороны Анатолием Эдуардовичем Сердюковым в числе ближайших приоритетов развития наших Вооруженных Сил.
     Ну и в заключение хочу сказать еще и о такой поставленной первым замминистра перед ГУБП задаче, как системная борьба с таким пока еще имеющимся, к сожалению, у нас явлением, как приукрашивание отдельными командирами готовности вверенных им войск к выполнению боевых задач. Главное управление боевой подготовки - не карающий меч, а главный помощник командующих войсками военных округов в организации эффективной боевой учебы частей и соединений. Однако с фактами очковтирательства при оценке боевой подготовки войск и их реальной готовности к выполнению боевых задач будем беспощадно бороться. Чтобы во время боевого применения, к которому армия должна быть всегда готова, войска решали боевые задачи с минимумом людских потерь. Думаю, имеющие боевой опыт офицеры в этом плане меня особенно хорошо поймут.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex