на главную страницу

1 Декабря 2007 года

Армия и общество

Суббота

РОССИИ СМОЖЕМ ПОСЛУЖИТЬ!

Геннадий МИРАНОВИЧ, «Красная звезда».



     Но для начала давайте вспомним... Вспомним (кто еще может вспомнить) начальный период Великой Отечественной, когда бойцы 100-й стрелковой дивизии, ставшей впоследствии 1-й гвардейской, бутылками с «коктейлем Молотова», как окрестили фронтовики стеклянную тару с зажигательной смесью, отбивались от танков Гудериана, рвавшихся к Москве. Вспомним (кто был там) Афганистан, где экипированные для действий среди русских равнин «шурави» умирали от жажды, а то и от огня собственной артиллерии, штурмуя неприступные скалы. Наконец, вспомним первую чеченскую - как, не успев даже познакомиться друг с другом в наспех сколоченных экипажах, горели вместе со своими машинами на улицах Грозного наши танкисты...
     Да, в 1941-м мы отстояли Москву и погнали врага дальше. Да, можно сказать, не изгадив чести мундира и собственной чести, вышли в 1989-м из Афганистана. Да, нанесли сокрушительное поражение силам международного терроризма на Северном Кавказе. Но какой ценой!.. Помню, первое, что произнес, вернувшись из своей командировки в Чечню, тогдашний заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке генерал-полковник Анатолий Головнев, когда его попросили дать интервью «Красной звезде», было: «Последнее это дело - учить войска под огнем».
     Думается, сегодня, когда в наших Вооруженных Силах по сложившейся, уже российской, традиции начинается новый учебный год, об этом нелишне напомнить еще раз. Да, перед его началом (это тоже традиция) прошло совещание руководящего состава армии и флота, на котором были подведены итоги подготовки войск и сил в текущем году, выработаны единые подходы к решению ключевых задач, стоящих перед ними на ближайшую перспективу. Вроде бы все ясно, командир: учи людей тому, что необходимо на войне. Но ведь важно еще, если уж мы исповедуем эту прошедшую испытание временем и немалой кровью истину, готовиться не к прошлой войне. Конечно, надо учиться у фронтовиков стойкости, мужеству, перенимать их опыт, пока они, дай им Бог здоровья, рядом с нами. Но почему мы так быстро забываем про Афганистан, Чечню, другие «горячие точки»? А кто знает, какие еще козни ожидают нас в этом непредсказуемом мире?.. Короче, если уж готовиться к бою, а именно для того военные люди и существуют, то, как говорится, по полной программе.
     Что для этого нужно? Нужно, чтобы армия училась воевать по-современному с учетом и того опыта, который накоплен нами в «горячих точках», чтобы боевая подготовка действительно, как и положено, стала главным занятием и для командира, и для всех его подчиненных. Для всех! Тем более что условия для такой учебы есть.
     И в самом деле. Сегодня мы уже наконец не на словах, а на практике становимся свидетелями перехода страны к полноценному военному строительству. В подтверждение наряду с переводом ряда соединений и частей на контрактную основу достаточно вспомнить такое знаковое для государства и армии событие, как постановка на боевое дежурство полков, оснащенных уникальным подвижным грунтовым ракетным комплексом «Тополь-М». Что касается обычных вооружений, то сегодня также речь уже идет не о поставках отдельных их образцов в роту или батальон, а о комплексном переоснащении мотострелковых и танковых дивизий. Плановый характер приобрели мероприятия боевой подготовки на уровне полка и дивизии. Так, в 2007 году проведено 6 дивизионных и бригадных тактических учений, о чем несколько лет назад наши комдивы и командармы могли только мечтать. Все это свидетельствует о том, что наши Вооруженные Силы начинают жить нормальной боевой жизнью.
     Думаем мы и о завтрашнем дне армии и флота. Как подчеркнул в своем выступлении на совещании руководящего состава Вооруженных Сил министр обороны России Анатолий Сердюков, планом строительства ВС РФ на 2006–2010 годы предусматривается повышение как количественных, так и качественных характеристик армии и флота. В первую очередь это, естественно, касается оперативно-стратегической, оперативной и боевой подготовки.
     Вместе с тем нельзя забывать и о проблемах, с которыми придется столкнуться тем, кто организует боевую подготовку в войсках и руководит ею. Тем более что, как показывает практика, с переходом частей постоянной готовности на контрактную основу хлопот заметно прибавляется. Взять, к примеру, кадры. Реалии таковы, что в некоторых военных округах командующие войсками, чтобы подтянуть даже комбатов до требуемого уровня, вынуждены организовывать для них что-то вроде курсов повышения квалификации.
     Или вот такой факт. Уже в ближайшее время в строй новобранцев (откуда, собственно, и пополняются ряды добровольцев) придут ребята, родившиеся после развала существовавшей десятилетиями системы допризывной подготовки молодежи. Как бы ни критиковали ее различного рода «пацифисты», это была система, благодаря которой наше юношество сызмала воспитывалось на уважении к профессии Родину защищать. К моменту призыва в армию новобранец, как правило, имел профессиональную квалификацию. В его лице армия получала уже во многом сложившуюся личность с определенным уровнем образования, самосознания, готовности к самостоятельному принятию решений.
     Сегодня же многие призывники, попав в учебные подразделения, не в состоянии овладеть на хорошем уровне навыками сержанта, некоторыми видами технических специальностей. Если эта тенденция сохранится, сокращение с 1 января 2008 года срока службы по призыву до 12 месяцев наверняка скажется и на профессиональной подготовке потенциальных профи.
     И, наконец, не будем забывать о серьезных кадровых изменениях, произошедших в армии за время ее реформирования. За последнее десятилетие у нас появилась целая плеяда молодых командиров, выросших на войне. Они порой слишком категоричны в суждениях и, как это свойственно молодости, может быть, не всегда справедливы в оценках каких-то реалий нашей жизни. Зато они острее ощущают насущную необходимость новых подходов и к строительству Вооруженных Сил, и к их подготовке, активнее негодуют, если сталкиваются с рутиной и косностью, если видят, что настоящее дело подменяется показухой. Во многом от того, как соответствующие командиры и начальники сумеют использовать этот фактор в организации подготовки войск, будет зависеть ее качество.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex