на главную страницу

4 Декабря 2007 года

Армия и общество

Вторник

Пусть Божественный свет наполнит ваши души

Главный военный раввин России Аарон ГУРЕВИЧ.



     Наверняка кто-то из читателей видел большие девятисвечники на центральных площадях и улицах всего мира - от России до Аляски и от Норвегии до Австралии. Ханукия - так называется этот светильник, зажигаемый с целью донести до сознания людей - иудеев и неиудеев - знания о божественной поддержке. Эта поддержка тем, кто вопреки веяниям и модам бескомпромиссно придерживается принципов справедливости и праведности.
     Иудеям, согласно закону Торы, нельзя заниматься миссионерством и навязывать свою культуру другим народам. Но как тогда объяснить публичное зажжение ханукии? Ответ прост: мы предлагаем окружающим пример наших великих предков для подражания.
     Но в чем состоит этот пример мужества и бескомпромиссности? Для этого необходимо вспомнить исторические события IV - II вв. до н.э.
     После разрушения Первого Храма и последовавшего за ним Вавилонского плена в 422 г. до н.э. Иудея (еврейское государство) потеряла государственную самостоятельность и стала частью персидской державы. Несколько веков спустя Александр Македонский, разбив персов (312 г. до н.э.), захватил Иудею. Александр создал сверхдержаву, простиравшуюся от Индии до Балкан. Язык, мифология и культура греков были объявлены духовной силой, способной объединить все разумное человечество. Не было запрета привносить в эллинизм элементы своей культуры при условии, что ты «добавляешь» их к греческому ядру.
     Сверхдержава Македонского просуществовала около восьми лет. После смерти Александра его сподвижники двадцать два года бились насмерть, деля ее между собой. В результате Египет достался Птоломею, а Сирия - Селевку. Святая Земля около ста лет относилась к египетской монархии, а в 200 г. до н.э. перешла под власть сирийцев.
     Так на арене истории сложился новый феномен - эллинистическое царство и эллинистическая культура, сочетающие элементы греческой образованности с восточным деспотизмом, где судьбы городов и народов зависят от кучки людей, окружающих царский трон. В 150 г. до н.э. сирийский трон занял Антиох Четвертый по прозвищу Епифан Великолепный. Его предшественников не особо занимала иудейская вера. Не бунтовать и платить вовремя налоги - этого было достаточно, чтобы поддерживать приемлемый для обеих сторон статус-кво. Антиох же насаждал греческий язык и культуру огнем и мечом. Это «приобщение» к достижениям цивилизации того времени имело успех среди всех подвластных ему народов. Исключение составила только маленькая Иудея. Когда Антиох понял, что камнем преткновения здесь являются иудейская традиция и Тора, он попытался запретить и то и другое. Свитки Торы подвергались конфискации и сожжению, было запрещено исполнение многих законов, соблюдение субботы и праздников. Те, кто отказывался подчиниться указам Антиоха, находили убежище в горах. Они объединялись в группы, целью которых поначалу было воссоздание свободных общин. Само же восстание поднял старый Матитьягу из древнего рода священников Хашмонаим, а после его смерти возглавил один из пяти его сыновей - Иегуда по прозвищу Маккаби (в русской транскрипции - Маккавей), что на иврите означает «молот». Но вместе с тем это еще и аббревиатура выражения «Ми камоха баэлим, Ашем!» - «Кто подобен Тебе, Всевышний!». Таков был боевой клич у повстанцев-Маккавеев, выходивших в бой с именем Всевышнего на устах. И тогда царь выставил против сравнительно небольшого отряда иудеев целую армию - более 40.000 солдат ступили на землю Израиля.
     После победы малочисленной и плохо вооруженной партизанской армии Маккавеев над превосходящими силами греков, длительной борьбы с греко-сирийскими угнетателями Иерусалим снова стал свободным городом. Однако Храм стоял в запустении, грязи и скверне. 25-го числа месяца кислев 138 г. до н.э. Храм был заново освящен. Священники должны были зажечь огни Меноры (храмового светильника), но во всем Храме не оставалось ни одного запечатанного сосуда с ритуально чистым елеем, оливковым маслом. После долгих поисков был найден маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло хватить не больше, чем на одни сутки. Для того же чтобы приготовить новое, требовалось восемь дней, но было решено зажечь менору, не дожидаясь новой порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней.
     В память об этом чуде наши мудрецы постановили праздновать Хануку и зажигать восемь дней ханукальные огни. Пример этого праздника показывает, что героизм и отвага невозможны без силы духа и приверженности твердым принципам.
     В этом году первая ханукальная свеча зажигается 4 декабря перед заходом солнца, а последняя - 11-го и тоже вечером.
     Военный отдел Федерации еврейских общин России желает всем военнослужащим добра и света от огней Хануки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex