на главную страницу

4 Декабря 2007 года

История Отечества

Вторник

В боях за Москву...

5 декабря — День воинской славы. Начало контрнаступления советских войск в битве под Москвой в 1941 г.

Капитан 1 ранга в отставке Олег КОНОВАЛОВ.



     «...Я должен вам сказать, что до первых чисел декабря в нашем замысле еще не было контрнаступления. Вся забота тогда была - остановить противника, измотать его, нанести контрудар с тем, чтобы отбросить вклинившиеся на флангах группировки. Когда же нашей разведкой и анализом поведения противника было установлено, что он окончательно выдохся и уже не выдерживает наших контрударов (особенно после того, как были введены в бой 1-я ударная армия генерала В.И. Кузнецова и части моряков), нам стало понятно, что мы не должны ограничиваться контрударами. Мы должны были немедленно использовать такой благоприятный момент и развернуть контрнаступление».
     Эти слова Г.К. Жукова приводит в своей книге «Укрощение «Тайфуна» военный историк Л.А. Безыменский.
     Здесь же приводятся слова начальника Генерального штаба Б.М. Шапошникова о создавшемся к концу ноября 1941 года самом опасном месте в обороне Москвы - практически не прикрытом правом крыле Западного фронта, куда только 29 ноября начали выдвигаться части и соединения 1-й ударной армии (от Яхромы до Белого Раста) и 20-й армии (от Белого Раста до Крюково).
     О слабости этого участка в нашей обороне знал и противник. За несколько дней до конца ноября танкетки и мотоциклисты 62-го танко-саперного разведбата вермахта смогли беспрепятственно доехать до площади Речного вокзала, не встретив на своем пути ни войск, ни оборонительных укреплений (местные мальчишки - мои ровесники еще долго после войны вспоминали о немецких танках, за которые они тогда приняли танкетки разведбата).
     Да, обстановка сложилась крайне критическая для нас и нежданно благоприятная для противника, для последнего победного развития и завершения «Тайфуна» - так немцы окрестили свой план захвата Москвы.
     И если бы только знали немцы, называя свой план этим китайским тихоокеанским словом, что усмирять их «Тайфун» военная судьба предоставит тоже тихоокеанцам - морякам-добровольцам Тихоокеанского флота, сведенным в 64-ю отдельную морскую стрелковую бригаду... Это о них вспоминал Маршал Жуков (отведя им почему-то второе место), это их прямо из вагонов направил на прикрытие стыка 1-й и 20-й армий в районе Дмитровского шоссе Маршал Шапошников, это им выпала честь начать наше контрнаступление еще за несколько дней до приказа и одержать под Белым Растом первую нашу наступательную победу в той тяжелой и долгой войне.
     Нет совета ветеранов этой бригады - ведь из краснофлотцев 64-й омсбр почти никого не осталось. Большинство из них покоится с декабря 41-го в братских могилах в Белом Расте, на Рогачевском шоссе, в Солнечногорске и в других местах Подмосковья (через месяц боев от первоначальной списочной численности бригады - более шести тысяч человек - в строю оставалось всего около одного батальона). Оставшихся в живых в горниле войны уже безжалостно забирают годы. В Москве живет и посильно активно участвует в воспитательно-патриотической работе капитан 1 ранга Виктор Иванович Наумов, тогда еще совсем юный матрос - участник первого боя бригады на Дмитровском шоссе, боев за Белый Раст, Волоколамск и Сонечногорск (прибавивший себе годы и добровольно вступивший в московский сводный морской полк, а затем попавший в бригаду рослый пятнадцатилетний мальчишка). С его слов и из очень скромных данных в исторической литературе восстанавливается героическая и скоротечная, как вспышка, боевая судьба бригады.
     18 ноября 1941 года по флотам была разослана директива адмирала Н.Г. Кузнецова по формированию морских стрелковых бригад для укрепления обороны Москвы. В тот же день на сборно-пересыльных пунктах ТФ в Свердловске начато формирование бригады.
     21 ноября, уже на третий день, начата погрузка подразделений бригады в железнодорожные эшелоны.
     28 ноября в Хотьково прибыл и начал выгрузку, отбивая налеты «юнкерсов», артиллерийский дивизион капитана Германа Гаджарашвили.
     29 ноября там же, в Хотьково, выгружается 1-й батальон бригады старшего лейтенанта Михаила Токарева. Сразу же батальон втягивается в бой с немецким воздушным десантом. Бой тяжел, первые потери, ни один из трехсот десантников не уцелел.
     После высадки бригада получила команду занять оборону в районе населенных пунктов Горки, Луговая и Озерецкое.
     1 декабря - выдвигающиеся на намеченные оборонительные позиции моряки столкнулись с двинувшими в тот же день к Москве штурмовыми колоннами генерала Рейнгардта - танками, бронетранспортерами, мотоциклистами и грузовиками с пехотой.
     Бой продолжался до так и не наступившей темноты - почерневший от разрывов снарядов и мин снег зловеще озарялся доброй сотней костров горящей немецкой техники. Артиллеристы участника финской войны орденоносца Германа Гаджарашвили не дали ни одной единице немецкой бронетехники пройти сквозь боевые порядки бригады к Москве.
     Разгоряченная первым боем бригада уже на следующий день, тесня врага в рукопашных схватках, продвинулась до деревни Кузяево. А дальше было превращенное немцами в укрепрайон село Белый Раст, с высокой церковной колокольни которого немцы корректировали ведение артиллерийского огня и руководили передвижением своих войск в этом предместье Москвы. Четыре дня шли схватки за село, четыре дня село переходило из рук в руки.
     6 декабря командованием было принято решение о штурме села силами трех батальонов бригады. В 35-градусный мороз, надев бескозырки и сбросив на бегу в горячке боя шинели и бушлаты, моряки с трехлинейками в руках сквозь сплошной пулеметный огонь и разрывы мин и снарядов ворвались в село. Атаку моряков поддержали танкисты из 24-й танковой бригады. Вражеский гарнизон был полностью уничтожен, но и цена успеха была велика - в строю после боя от трех батальонов общей численностью в 1.700 краснофлотцев стояло только около 200 человек. Память об этом бое хранит братская могила в центре села да пулевые и осколочные следы на стенах и на иконостасе сельской церкви, который является памятником еще Отечественной войны 1812 года (ведь установленный в этой церкви иконостас - это перенесенный сюда в 30-е годы подлинный иконостас Храма Христа Спасителя).
     А дальше более 200 километров по заснеженным полям Подмосковья, снова сквозь сплошной пулеметный огонь, разрывы мин и снарядов, навстречу ревущим немецким танкам - и все это в 30-градусные морозы декабря 41-го. Кто бы еще кроме краснофлотцев мог идти в атаку по колено и даже выше в леденящей каше, когда немцы взорвали плотину на реке Ламе у Лудиных Гор? Но они шли и несли смерть немецким захватчикам. Шли тяжелейшей дорогой и теряли своих товарищей... В артиллерийской дуэли погиб капитан Гаджарашвили, где-то на подступах к Волоколамску пал смертью храбрых старший лейтенант Токарев, представленный, но так и не получивший заслуженного им звания Героя Советского Союза. В яростных флотских атаках пали тысячи краснофлотцев, их братские могилы разбросаны по полям боевых действий бригады, на некоторых нет даже полного перечня фамилий. Самая большая из них - в центре Белого Раста. На плитах этой могилы только 29 фамилий, хотя по числу погибших в атаке за село и перенесенных в нее из других погребений, по словам очевидцев, здесь покоится более полутора тысяч...
     Бригада за свой героизм в боях под Москвой стала Краснознаменной, о ее подвиге было рассказано в фильме того времени «Разгром немцев под Москвой» - первом советском военном фильме, удостоенном в 1942 году «Оскара». Но вскоре она перестала именоваться морской, став после очередного пополнения 82-й гвардейской дивизией.
     Но не только 64-я омсбр оставила свой след в боях под Москвой. Кроме нее не менее бесстрашно сражались 62-я, 71-я, 75-я и 84-я морские стрелковые бригады, 20 отдельных артиллерийских батарей ВМФ, 4-й и 14-й отдельные морские гвардейские дивизионы реактивных минометов «катюш», сводный морской полк из моряков центрального аппарата и студентов, а также отдельные подразделения в составе стрелковых частей. Нет надобности перечислять их боевые успехи - они так же значимы, как и успехи моряков-тихоокеанцев.
     К сожалению, на празднествах во время различных юбилеев редко кем вспоминается роль моряков в Московской битве, а точнее на ее завершающем этапе. В этом есть и объективные причины, ведь морские бригады бросались в самые тяжелые бои и несли в них большие потери, вскоре после 1941 года все они прекратили свое существование, став после пополнения стрелковыми дивизиями с новыми номерами. Да, величие их подвига принадлежит только им, и его невозможно разделить с кем-либо.
     Но будет неверным сказать, что подвиг моряков полностью забыт. К могиле в Белом Расте в дни торжеств постоянно приходят ветераны и школьники из Дмитрова, моряки из расквартированных в этом районе морских частей. Трижды в году - 6 декабря, перед 9 Мая и 1 сентября - у могилы и на месте того боя проводит уроки мужества кадетская школа-интернат «Навигацкая школа», неоднократно производился молебен Московской патриархией, подвигу бригады была посвящена одна из телепередач «Православной энциклопедии». После нескольких публикаций вначале в газете Московской патриархии, а затем в «Красной звезде» районными властями благоустроены подъездная дорога и само место захоронения, при въезде в село с Рогачевского шоссе в прошлом году поставлен дорожный укзатель, а ветеранскими организациями Москвы у братской могилы установлен закладной камень с надписью о том, что на этом месте будет установлена часовня в память о моряках-героях и в честь первой победы в Отечественной войне. Тогда сойдутся в одном месте два памятника нашей ратной истории, два памятника двум Отечественным войнам нашей Родины 1812 года и 1941—1945 гг. - иконостас Храма Христа Спасителя и эта новая морская часовня.
     На снимке: во время памятных мероприятий на месте захоронения моряков-тихоокеанцев.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex