на главную страницу

5 Декабря 2007 года

Армия и общество

Среда

Альма-матер полководцев

8 декабря Военной академии
Генерального штаба Вооруженных Сил
Российской Федерации исполняется 175 лет

Беседовал Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».




     - Александр Васильевич, в настоящее время в России не так много учебных заведений, одно название которых вызывает уважение и доверие в силу их безусловного авторитета. Одно из таких - Военная академия Генерального штаба. Чем была обусловлена необходимость ее создания?
     - Прежде всего, наша академия - одно из первых в России высшее военно-учебное заведение. Идеи о создании в России высшей военной академии звучали сразу же после открытия в 1755 году Московского университета. Но до их реализации прошло не одно десятилетие. Войны, другие внутренние и внешние проблемы сдерживали проведение необходимых для этого организационных мероприятий. Да и не сразу проявилось у большинства офицерского корпуса ясное понимание необходимости получения высшего военного образования, его роли и значения для руководства войсками в мирное и военное время.
     Однако после войны с Наполеоном острую потребность в повышении уровня профессиональной образованности офицеров Русской армии стали осознавать не только в высших штабах, но и непосредственно в войсках.
     Большой вклад в создание академии внес император Николай I. Именно по его поручению под руководством генерала от инфантерии Антуана Анри Жомини был подготовлен проект «Положения о военной академии».
     Интересна и показательна судьба самого Жомини. В войне 1812 года он воевал на стороне Наполеона, был даже комендантом Смоленска при его занятии французами. Получилось так, что в 1813 году Жомини перешел на русскую службу и состоял на ней почти до конца жизни (1869 г.). В наши дни он считается классиком отечественной военной науки.
     Окончательное решение о создании академии было принято 4 октября 1830 года, когда на представленном императору проекте ее устава появилась лаконичная резолюция «Быть посему. Николай».
     Наверное, даже сам Николай I, накладывая эту историческую резолюцию, не представлял, какую роль сыграет академия в истории государства Российского.
     Торжественное открытие Императорской Военной академии состоялось в Санкт-Петербурге 8 декабря (26 ноября по старому стилю) 1832 года, в день Святого Георгия Победоносца, в присутствии императора Николая I. В память об этом событии в 1855 году академии было присвоено наименование Николаевской академии Генерального штаба. Ей предписывалось: «...образование офицеров для службы Генерального штаба и распространение военных познаний».
     - А как была организована учеба первых слушателей Императорской Военной академии?
     - В академии был установлен двухлетний срок обучения по 25 человек на курсе.
     Право поступления в академию распространялось на всех обер-офицеров до чина штабс-капитана гвардии и артиллерии и капитана армии. На начальников и командиров воинских частей возлагалась персональная ответственность за отбор кандидатов для поступления в академию.
     Кандидатам для поступления в академию необходимо было выдержать конкурс при сдаче шести экзаменов: по языкам (русскому, немецкому и французскому, по математике, военным наукам (основам фортификации и артиллерии), учениям (батальонному, стрелковому, эскадронному и линейному), всеобщей и отечественной истории и по географии.
     Условия приема в академию, обучения и выпускной аттестации были исключительно строгими. Об этом красноречиво говорят такие цифры: в 1832—1851 годах изъявили желание поступить в академию 634 офицера, принят был по конкурсу 421 (66%), из них успешно окончили академию 306 человек (73% принятых или менее половины от допущенных к вступительным экзаменам).
     - Как отразились на судьбе академии исторические события, последующие за ее созданием?
     - Вся история нашей академии неразрывно связана с историей государства Российского. Были времена, когда деятельность ее сворачивалась. Это всегда приводило к негативным результатам и неизбежно требовало последующих исправлений с большой затратой сил и средств. Так случилось, например, в канун Первой мировой войны.
     Когда началась Первая мировая война, в академии были произведены досрочные выпуски и прекращены все плановые учебные занятия. Профессора академии были причислены к Генеральному штабу, часть из них получила назначения на высокие должности в действующую армию.
     Но уже с начала 1916 года в действующей армии начала остро ощущаться нехватка офицеров службы Генерального штаба. Это вынудило возобновить их ускоренную подготовку в академии.
     Особенно трагичными и переломными для академии стали годы Гражданской войны, когда ее воспитанники оказались по разные стороны баррикад. Среди них организаторы и руководители Белого движения - генералы Алексеев, Врангель, Деникин, Корнилов, Юденич... Но были среди выпускников и активные участники строительства Рабоче-Крестьянской Красной Армии: М.Д. Бонч-Бруевич, И.И. Вацетис, С.С. Каменев, А.И. Корк, Б.М. Шапошников и другие.
     


     

     Офицерский корпус Российской армии - один из самых образованных, профессионально подготовленных в мире. Военные училища у нас дают подготовку на уровне институтов, есть, так сказать, и университеты в погонах. Многие офицеры в процессе служебного роста оканчивают академии. Но в разветвленной системе отечественного военного образования особым ореолом окружена Военная академия Генерального штаба. Ее ведь оканчивают немногие, можно сказать избранные, те, кто больше других проявил себя в службе, кто одарен способностью командовать соединениями и объединениями, управлять крупными войсковыми структурами, люди высокой военной эрудиции и таланта, аналитики по складу ума, организаторы по характеру. Престиж академии Генштаба всегда был высоким, ее питомцы - уважаемыми и ценимыми. Юбилей этого особого учебного заведения с уходящими в глубь веков традициями каждому из нас дает повод еще раз подумать о нем с теплотой и гордостью.
     Предлагаем вниманию читателей беседу с начальником Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генералом армии Александром БЕЛОУСОВЫМ.
     

     


     В октябре 1917 года, в дни Октябрьской революции, личный состав академии сохранял нейтралитет. Поэтому со стороны Советской власти репрессий в отношении преподавательского состава и слушателей не было. Однако уже в 1918 году основной состав академии, находившийся в то время в Казани, отказался от участия в обороне города от белогвардейских войск. Таким образом, Николаевская академия Генерального штаба поставила себя в положение противника Советской власти. В дальнейшем академия находилась в Томске, Иркутске. Последний выпуск в количестве 30—35 офицеров состоялся в конце 1921 года во Владивостоке, на острове Русском, в казармах 3-го Сибирского стрелкового полка. Так закончилась почти 86-летняя история Николаевской академии Генерального штаба.
     Впрочем, пришедшие к власти большевики хорошо понимали силу и значение высшего военного образования. Уже в октябре 1918 года был подписан приказ Реввоенсовета об открытии в Москве Академии Генерального штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В нее были призваны лучшие генштабисты: Александр Андреевич Свечин, Андрей Евгеньевич Снесарев, Василий Федорович Новицкий и многие другие.
     Среди воспитанников академии тех лет - будущие Маршалы Советского Союза Кирилл Афанасьевич Мерецков и Василий Данилович Соколовский.
     Так, Кирилл Афанасьевич Мерецков вспоминал, в каких условиях первое время им приходилось учиться: «Порой в одном углу комнаты чертили рельефы, в другом анализировали схему битвы при Бородино, в третьем изучали факультативно немецкий язык, а в четвертом заседавшая там хозяйственная комиссия решала, стоит ли давать в общежитие слушателю тумбочку».
     Первый выпуск слушателей основного курса был отправлен на фронт 14 июня 1919 года. Выпускников напутствовал Председатель Совета Народных Комиссаров В.И. Ленин, который неослабно следил за подготовкой военных кадров.
     - Известно, что после Гражданской войны было принято решение о реорганизации академии. Что послужило причинами ее последующего воссоздания?
     - В связи с завершением Гражданской войны и новыми задачами в области подготовки военных кадров в 1921 году Академия Генерального штаба была преобразована в Военную академию Рабоче-Крестьянской Красной Армии (в настоящее время это Общевойсковая академия). При ней были открыты Высшие военно-академичекие курсы старшего командного состава РККА с 9-месячным сроком обучения, а впоследствии, с 1930 года, оперативный факультет, который функционировал около пяти лет.
     Среди выпускников Высших военно-академических курсов - сотни военачальников, которые проявили себя в военные годы и стали широко известны в стране. Это будущие Маршалы Советского Союза: Иван Степанович Конев, Константин Константинович Рокоссовский, Семен Константинович Тимошенко, Федор Иванович Толбухин и многие другие.
     В эти же годы Высшие военно-академические курсы окончил будущий Маршал Победы Георгий Константинович Жуков.
     Впоследствии он вспоминал: «На курсах царила творческая обстановка, часто разгорались споры. Здесь слушатели основательно проработали ряд важнейших оперативно-тактических и специальных тем, ознакомились с образцами новой техники и вооружения, которые поступали в части Красной Армии».
     В то же время деятельность Высших военно-академических курсов, а в последующем и оперативного факультета не смогла устранить объективно возникшую диспропорцию в оперативно-тактической и оперативно-стратегической подготовке командиров РККА.
     В условиях осложнения международной военно-политической обстановки государственное и военное руководство Советского Союза пришло к выводу о необходимости срочно исправить положение с подготовкой военных кадров.
     15 февраля 1936 года на расширенном заседании военного совета было принято решение о воссоздании в Москве Академии Генерального штаба РККА. Уже 11 апреля 1936 года был издан приказ наркома обороны о формировании академии. Она предназначалась для подготовки высококвалифицированных командиров не только на командные должности, но и для несения службы Генерального штаба в крупных общевойсковых штабах и органах высшего командования. Для слушателей и профессорско-преподавательского состава была даже установлена особая форма одежды.
     Открытие академии и начало занятий состоялись 1 ноября 1936 года. Это было третье официальное открытие в истории академии.
     Среди слушателей первого набора были будущие известные полководцы, а в то время комбриги, Л.А. Говоров, П.А. Курочкин, полковники А.И. Антонов, А.М. Василевский, И.Х. Баграмян, Н.Ф. Ватутин, М.В. Захаров и другие.
     За пять предвоенных лет академия подготовила более 600 офицеров и генералов высшей военной квалификации, дала армии сотни первоклассных военных специалистов. Именно они, сдержав героическими усилиями сильного врага, блестяще применили на практике теорию «глубокой наступательной операции», рожденную в стенах академии в предвоенные годы.
     Трудно переоценить вклад нашей академии в Победу в Великой Отечественной войне. Она стала настоящей школой полководцев. Выпускники академии, занимая высокие посты на фронтах Великой Отечественной, в Генеральном штабе, показали высочайший уровень советской школы военной теории и практики.
     В годы войны выпускники академии были начальниками Генерального штаба ВС СССР (Борис Михайлович Шапошников, Александр Михайлович Василевский, Алексей Иннокентьевич Антонов), командующими фронтами (Леонид Александрович Говоров, Иван Христофорович Баграмян, Николай Федорович Ватутин, Павел Алексеевич Курочкин). Тринадцать выпускников академии в годы Великой Отечественной служили начальниками штабов фронтов и военных округов, 22 командовали армиями, 82 работали на ответственных должностях в Генеральном штабе, в управлениях фронтов и армий, 260 командовали дивизиями.
     63 воспитанника академии стали Героями Советского Союза, многие награждены орденами, отражающими их полководческое мастерство. Достойным итогом их ратного труда стало награждение академии в 1945 году орденом Суворова I степени.
     - Как изменились задачи, решаемые академией в послевоенные годы?
     - Задачи академии в послевоенный период были сформулированы в приказе народного комиссара обороны И.В. Сталина в 1946 году. Если в период Великой Отечественной войны академия готовила генералов и офицеров для работы в высшем тактическом звене, то с 1946 года на нее возлагалась задача подготовки руководящих кадров от корпуса и выше, то есть для работы в оперативно-стратегическом звене. Главными учебными дисциплинами стали стратегия и оперативное искусство.
     Кроме того, новые задачи встали перед академией и в связи с появлением оружия массового уничтожения, развитием и совершенствованием обычных вооружений.
     Было необходимо не только осмыслить опыт Великой Отечественной войны, происшедшие перемены, изучить боевые свойства и возможности нового оружия, но и на основе этого организовать подготовку слушателей, а также принять участие в разработке теории боевого применения новых видов оружия в случае развязывания войны вероятным противником.
     В послевоенные годы академия осуществила более 60 выпусков и подготовила тысячи высококвалифицированных специалистов - офицеров, генералов и адмиралов. В подавляющем большинстве они успешно овладевали и овладевают учебными программами. Хорошим подтверждением этому может служить тот факт, что с 1946 по 2007 год золотую медаль за отличное окончание академии получили более 800 выпускников. За выдающиеся заслуги в деле подготовки военных кадров в послевоенный период академия награждена орденом Ленина (1968 г.) и орденом Красного Знамени (1986 г.).
     - Какова специфика задач, решаемых академией в настоящее время?
     - В современной структуре военного образования Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации занимает особое положение. Академия, как государственное образовательное учреждение Министерства обороны Российской Федерации, осуществляет подготовку специалистов в области национальной безопасности и обороны государства.
     Учредитель академии - Правительство Российской Федерации. При этом академия подчинена начальнику Генерального штаба и осуществляет свою деятельность на основании нормативных правовых документов и устава академии, утвержденного министром обороны Российской Федерации.
     В соответствии с лицензией академии предоставлено право на ведение образовательной деятельности по специальностям: «Военное и государственное управление», «Военная безопасность государства», а также по ряду специальностей послевузовского и дополнительного профессионального образования.
     На современном этапе академия решает следующие задачи:
     - подготовка высших и старших офицеров Вооруженных Сил, других войск, руководящих работников федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и представителей армий иностранных государств;
     - переподготовка и повышение квалификации военных кадров и государственных служащих;
     - проведение военно-научных исследований;
     - подготовка научно-педагогических и научных кадров оперативно-стратегического профиля.
     Кроме того, на базе академии регулярно проводятся мероприятия по плану Президента, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны и Генерального штаба.
     - Какие предметы изучают сегодня слушатели академии и как построен учебный процесс? Какие новые формы, методы и технологии подготовки и проведения занятий используются в академии?
     - Основные учебные дисциплины, изучаемые в академии, подразделяются на общие профессиональные (национальная безопасность, военное и государственное управление, военное строительство и строительство Вооруженных Сил, история войн и военного искусства; на них отводится 26% учебного времени), военно-профессиональные (военная стратегия, оперативное искусство, информационная безопасность - 64% учебного времени), общие гуманитарные и социально-экономические (военная политология, военное право, военная экономика, иностранный язык, физическая подготовка, занимающие 10% учебного времени).
     Для активных форм обучения, таких как командно-штабные игры и учения, семинары, групповые упражнения, выделено две трети учебного времени.
     Если говорить о содержании подготовки, то, например, слушатели первого курса основного факультета большое внимание уделяют изучению вопросов перевода войск и сил с мирного на военное время, основ подготовки и ведения операций общевойсковых объединений и флотов, применения группировок войск во внутренних вооруженных конфликтах.
     На втором курсе они рассматривают проблемы планирования применения Вооруженных Сил, изучают все формы стратегических действий и основы оперативной подготовки.
     Прикладной курс учебного процесса включает стратегическую и оперативные задачи, командно-штабные и военно-деловые игры, в ходе которых слушатели практически учатся оценивать военно-политическую и стратегическую обстановку, в короткие сроки принимать целесообразные решения, организовывать всестороннее обеспечение операций и управлять войсками в сложных условиях обстановки.
     По окончании первого курса слушатели приобретают оперативно-стратегический уровень подготовки, после второго курса - стратегический.
     - Для подготовки и проведения занятий на столь ответственном уровне необходимы высококвалифицированные специалисты - педагоги, ученые...
     - Хочу особо подчеркнуть, что главное богатство академии - это люди. Научно-педагогический состав академии включает пять заслуженных деятелей науки, трех заслуженных работников высшей школы, двух заслуженных военных специалистов. Научный потенциал академии - более 260 военных ученых, среди которых 56 докторов наук, 179 кандидатов наук, 66 профессоров и 119 доцентов.
     При этом речь идет не просто о людях, имеющих ученую степень или ученое звание. Преподаватели и научные работники академии - это высококвалифицированные специалисты в области военной стратегии и оперативного искусства, военной экономики и информационной безопасности. Большая часть из них имеет практический опыт руководства объединениями и соединениями, штабной и научно-исследовательской работы, участия в боевых действиях.
     Это ведущие ученые и методисты академии: заслуженные деятели науки Евгений Георгиевич Анисимов, Василий Кириллович Копытко, Владимир Иванович Измалков; ветеран Великой Отечественной войны, профессор Федот Филиппович Гайворонский; профессора Владимир Михайлович Лисовой, Александр Иванович Поздняков, Евгений Григорьевич Коротченко и многие другие.
     Таким образом, потенциал научно-педагогического состава позволяет организовать проведение занятий и выполнение научных исследований на должном уровне.
     Следует отметить, что занятия в академии проводят не только наши преподаватели. Достаточно часто проходят встречи научно-педагогического состава и слушателей академии с представителями Администрации Президента Российской Федерации, Правительства, руководством Вооруженных Сил и других силовых структур.
     Академию неоднократно посещал министр обороны Российской Федерации Анатолий Эдуардович Сердюков.
     Постоянное внимание всем направлениям деятельности академии уделяет начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал армии Юрий Николаевич Балуевский. Он регулярно выступает с лекциями перед научно-педагогическим составом и слушателями, участвует в работе военно-научных конференций и семинаров по вопросам военного строительства и развития военного искусства.
     Много внимания в академии уделяется вопросам подготовки и повышения квалификации научно-педагогических и научных кадров. В академии работают три совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, которым предоставлено право принимать к защите диссертации по таким научным специальностям, как «Общие основы военной науки, военное строительство, строительство Вооруженных Сил», «Стратегия. Военные аспекты безопасности государства, военная политология», «Оперативное искусство в целом, по видам Вооруженных Сил, родам войск и социальным войскам», «Военная экономика, оборонно-промышленный потенциал» и другим.
     Кроме того, офицеры академии активно участвуют в составе руководства и научно-исследовательских групп практически во всех основных мероприятиях оперативной подготовки Вооруженных Сил.
     - Об авторитете отечественной военной науки среди зарубежных военных специалистов свидетельствует стремление многих государств направлять своих военнослужащих на учебу в военно-учебные заведения Российской Федерации. Как организована подготовка в академии военнослужащих иностранных государств, какие страны направляют на учебу своих представителей?
     - Подготовка иностранных военнослужащих в академии организована на специальном факультете. Началом его создания стала организация в 1939 году при Академии Генерального штаба РККА Особой группы, первыми слушателями которой были девять испанских военнослужащих.
     В годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы академию окончили представители вооруженных сил Югославии, Албании, Болгарии и Чехословакии. В последующим, с 1946 года и по настоящее время, в академии обучались около 3.000 военнослужащих более чем из 30 стран. Заслуги академии в деле их подготовки отмечены девятью орденами иностранных государств.
     В 90-е годы прошлого века в связи с известными историческими событиями количество слушателей-иностранцев существенно сократилось. Но за последние шесть лет наметилась устойчивая тенденция к их увеличению. Так, в текущем учебном году на специальном факультете планируется обучение более 80 слушателей из 17 государств.
     Наибольшее количество слушателей - представители Алжира, Сирии, Китая и Анголы. Ежегодно присылают на учебу своих офицеров и государства НАТО.
     - Какое событие в жизни академии в последние годы, на ваш взгляд, было наиболее значимым?
     - Посещение Президента Российской Федерации - Верховного Главнокомандующего Владимира Владимировича Путина. Хотя за всю ее историю академия не была обделена вниманием первых лиц государства, до него последним главой государства, посетившим академию Генерального штаба, был... Николай II.
     По поручению Президента РФ стали регулярными выступления перед научно-педагогическим составом и слушателями академии руководителей ключевых министерств и ведомств, руководства Вооруженных Сил и других силовых структур.
     - Каковы роль и место гуманитарной подготовки выпускников академии как специалистов оперативно-стратегического звена?
     - Новая волна научно-технического прогресса, радикальная перемена общественно-экономического строя в стране, накопленный во многом печальный опыт строительства и реформирования Вооруженных Сил России - все это наглядно подтверждает вывод: в стенах академии должен готовиться не узкий военный профессионал, пусть и с фундаментальным набором военных знаний, а государственный деятель, соединяющий в себе качества и полководца, и военного политика, и военного интеллигента.
     Цель академии, на мой взгляд, - растить военно-политическую элиту России. И сегодня этой элите как никогда нужны обширные и глубокие познания в области государственного управления, военной политики и геополитики, всемирной и национальной истории, национальной и военной безопасности, международных отношений и права. Военный руководитель должен обладать широким культурным кругозором, иметь необходимые нравственные качества, соответствующую своему высокому положению систему духовных ценностей. Духовная, политическая и нравственная зрелость военного руководителя должна соответствовать мощи сил и средств, доверяемых ему народом. И очевидно, что этого невозможно достичь без достаточно широкого представления социально-гуманитарных наук в учебном процессе.
     Хочу подчеркнуть, академия была и остается лидером реформирования социально-гуманитарной подготовки слушателей, наполнения новым, учитывающим мировые достижения обществознания, научным содержанием гуманитарных дисциплин. Еще в 1990—1991 учебном году академией был предложен и подготовлен в научно-методическом отношении совершенно новый набор гуманитарных дисциплин, соответствующий мировому опыту и профессиональным потребностям наших выпускников. Он был утвержден, и с сентября 1991 года в основу социально-гуманитарной подготовки слушателей была положена новая учебная дисциплина - военная политология. Коллектив академии, по сути, основал эту учебную дисциплину. Через два года она была введена во всех военных вузах. Тематический план этой дисциплины включал и проблемы геополитики, общей теории безопасности. Несколько позже была выделена как отдельная дисциплина «Основы теории безопасности». Ее основы также сформировал коллектив академии (первое объемное учебное пособие по этой дисциплине было издано еще в 1994 году).
     - Достижения полководческого искусства опираются на боевое мастерство и высокий моральный дух солдата. Что сейчас на душе у российского воина? Какие ценности он защищает? Если можно, приведите данные опросов и исследований.
     - Вооруженные Силы России имеют славные боевые традиции, в числе которых и боевое мастерство, и высокий моральный дух. Об этом свидетельствуют исторические победы русского оружия над сильнейшими армиями мира с древнейших времен до современности. Достаточно напомнить разгром таких мощных армий, как наполеоновская и гитлеровская. Это произошло в разные исторические эпохи и при разных общественно-экономических строях. Следовательно, несмотря на различия эпох, народ России проявлял всегда, когда речь шла о судьбе страны, высокий моральный дух. Его носителями были прежде всего армия и флот, которыми гордилась Россия, Советский Союз. Высокий моральный дух опирался на патриотизм народов России, их любовь к своей великой Родине, гордость за ее исторические свершения.
     Наше время имеет свои особенности, но не прерывает исторические традиции. Я вообще против деления истории страны на темные и светлые периоды. Верно было замечено, что каждая эпоха имеет свое средневековье, свои теневые стороны наряду со светлыми. Распад Советского Союза - великой сверхдержавы - с последовавшим глубоким системным кризисом общества внес сумятицу в головы людей. Трудно представить, что должно делаться в их сознании тогда, когда в течение жизни одного поколения дважды меняется система ценностей, управляющая их поведением. Общество было дезинтегрировано в большой степени. В условиях идейного вакуума рынок предложил сделать деньги главной социальной, нравственной ценностью. Армия и флот, оказавшись за бортом высокооплачиваемых социальных институтов, переживали тяжелое время.
     И тем не менее боевые и патриотические традиции армия и флот не потеряли. Они выжили и в эти тяжелые времена. Ныне они набирают силу. Об этом свидетельствуют данные социологических исследований. Мы в Военной академии Генерального штаба проводим их регулярно. Они показывают, что за последние шесть лет в сознании генералов и офицеров, которые приходили в академию и ее оканчивали, главное место занимали такие высокие духовно-нравственные ценности, как защита Отечества, принадлежность к группе людей, для которых жизненно важными являются воинская честь, достоинство, выполнение воинского долга. В структуре ценностных ориентаций они занимают 60—70%. Сформированные еще в советское время, они оказались довольно устойчивыми мировоззренческими принципами. Именно они доминируют в сознании офицеров.
     Вместе с тем жизнь есть жизнь, и новые социально-экономические условия в стране оказывают влияние на сознание офицеров. В 2000 году 54% опрошенных офицеров в числе проблем, требующих своего решения, назвали материальное обеспечение. В 2006 этот процент упал до 24,8%, но все еще остается существенным.
     Слушатели академии имеют развитое гражданское мировоззрение. Социологические опросы показывают, что их волнуют как проблемы внутреннего развития страны, так и ее международного положения, особенно возможных угроз нашей национальной безопасности. Заметим, что устойчиво растет число слушателей, более благоприятно оценивающих обстановку в стране. Что касается вероятных угроз и противников, то все большую озабоченность вызывает современная политика США. Если в 2000 году это было отмечено 40,2% слушателей, то в 2006 г. - уже 69,5%. И это вполне объяснимо последними отчетливо антироссийскими действиями американской администрации.
     - В последнее время в России немало говорили и писали о национальной идее. В чем ее содержание для военачальника, полководца?
     - Национальная идея - довольно обширная система взглядов на роль России в мировом сообществе, в мировой культуре, во взаимоотношениях как с Западом, так и с Востоком, о миссии России в мировой истории, а также выяснение роли православия в мировой культуре. Трактовка национальной идеи в литературе весьма многообразна и не отличается четкостью. И.В. Киреевский, Н.Я. Данилевский, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев понимали ее как перспективу руководящей роли России в Европе, как выработку русским народом передовой высокой культуры.
     Если мы будем понимать национальную идею как наше стремление превратить Россию в передовое высокоразвитое государство с высоким уровнем жизни и передовой культурой, то для военачальника, полководца это будет стремление обеспечить надежную военную безопасность страны и процесса ее развития и укрепления.
     Дело в том, что правящие круги ряда стран, и прежде всего определенные силы в США, боятся и не хотят усиления России, возрождения ее активной роли в мировой политике. Более того, они хотели бы иметь прямой доступ к энергетическим и сырьевым ресурсам России, превращения ее в сырьевой придаток Запада. Начало XXI века ознаменовано расширением НАТО на восток, созданием американских военных баз и сегментов ПРО вблизи границ России, втягиванием в НАТО Украины и Грузии.
     Национальная идея в сфере военной безопасности России в этих условиях - это современные Вооруженные Силы, способные дать отпор любому агрессору. Это не только военная техника и вооружение высочайшего уровня, но и морально-психологическая готовность и боевая выучка личного состава армии и флота. Это высокий имидж Вооруженных Сил, атмосфера всенародной любви к армии и флоту. Известный русский историк С.М. Соловьев отмечал, что солдат чтят не за то, что они убивают людей, а за то, что они не жалеют своей жизни для защиты граждан своей страны. А современный мир полон военных угроз. Силовой фактор не только не уменьшился, но в последнее время стал расти на мировой арене. Так что порох надо держать сухим. Именно так можно интерпретировать национальную идею в сфере вооруженной защиты Отечества.

     На снимках: В учебной аудитории. Автор проекта создания академии - военный теоретик и историк генерал от инфантерии барон Жомини Антуан Анри.
Так выглядит здание академии Генштаба сегодня.
А таким оно было в Санкт-Петербурге.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex