на главную страницу

7 Декабря 2007 года

АРМИЯ И ЦЕРКОВЬ

Пятница

А ВЫ СЛУЖИЛИ?

Нужна ли специальная подготовка для военного духовенства

Вера Смирнова.



В настоящее время священнослужители трудятся во многих воинских частях. Естественно, они должны понимать специфику такого служения, особенности и требования армейской жизни. Значит ли это, что им необходима военная подготовка, а если да, то какая и где ее получить? Очевидно, возможен и такой вариант, о котором рассказывается ниже.

     Сергей Архипов в 16 лет поступил в Сретенскую Духовную семинарию, окончил ее в 2005 году, был рукоположен во диакона и стал служить на приходе. После знакомства с заместителем председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями иереем Михаилом Васильевым начал заниматься духовно-просветительской работой с личным составом 332-й школы прапорщиков Воздушно-десантных войск в Митино.
     «Конечно, то, что курсанты школы были примерно одного возраста со мной, – рассказывает отец Сергий, – помогало мне найти с ребятами общий язык. Но мне все равно пришлось столкнуться с типичной для приходящих в войска священнослужителей ситуацией. Практически после первого часа беседы десантники спросили меня, служил ли я в армии, а если да, то в каких войсках. На тот момент мой ответ был отрицательным, и это несколько разочаровало бойцов».
     Отец Сергий решил непременно послужить в армии. Но как это сделать, учитывая его сан, наличие семьи и пр.? Он посоветовался с офицерами, и они подсказали выход: пройти курс общевойсковой подготовки, который проходят перед присягой.
     Выбор отца диакона пал на Рязанское десантное училище. В нем курс самый короткий, чуть больше месяца, – самый короткий по сравнению с другими частями ВДВ, но при этом один из самых жестких по условиям. Романтика, которой в нашем восприятии овеяна служба в ВДВ, улетучилась через несколько дней. Ведь десантники первыми идут в бой, поэтому и требования к их подготовке максимально строгие.
     «Одно дело, – рассказывает отец Сергий, – когда наблюдаешь со стороны за всем происходящим, а другое, когда сам надеваешь десантный рюкзак, общевойсковой защитный комплект, вешаешь саперную лопатку, берешь автомат, надеваешь берцы, камуфляж и бежишь выполнять учебно-боевые задачи, а с неба солнце печет, и температура воздуха под 30 градусов».
     Внешне диакон Сергий ничем не отличался от остальных курсантов – была борода, да и та исчезла спустя несколько дней после начала службы – слишком уж непривычно было офицерам видеть человека в форме и с бородой.
     О том, что отец Сергий не просто курсант, а диакон, его товарищи узнали довольно быстро. Естественно, они были весьма удивлены. По представлению многих, служитель Церкви должен быть где-то там, на небесах, и вдруг он тут, среди грязи, пота и оружия. Но общие тяготы и лишения объединяли 17-18 летних курсантов и священнослужителя.
     «Служа в армии, – продолжает отец Сергий, – начинаешь любить и ценить те материальные блага, которыми ты, оказывается, был окружен на «гражданке». В армии я полюбил любой вид пищи, но особенно сладкое, которого солдату всегда не хватает. Когда по части надо передвигаться только строем, на принятие пищи – строем, умываться – строем, то просто посидеть без движения – уже радость. И ты осознаешь, как мало надо человеку для счастья. Счастье – когда у тебя стакан с чаем, когда портянка на ноге очередную мозоль не натерла, когда во время строевой подготовки пошел ливень – тогда есть шанс посидеть в палатке. Но особенное счастье, когда твой парашют, который ты укладывал, благополучно раскрылся у тебя над головой. Это та радость, которая есть только у десантника».
     Но недаром в ВДВ существует поговорка «Десантник сначала выполняет задачу настолько, насколько может, а потом – насколько надо». Фразы «я не могу» у десантника просто не существует, иначе – позор, в первую очередь от самого себя, а это страшнее всего.
     Так и пролетали день за днем – с утра до вечера обучение на полях, бег в полной боевой выкладке, так называемая обкатка танками в лесу, стрельба из автоматов, укладка парашютов. Вечером – теоретическая часть обучения молодого солдата: лекции, слушая которые нередко приходилось бороться со сном.
     «Даже здесь, сидя на лекциях, – вспоминает отец диакон, – мы тренировали выносливость. Попробуй после шестичасового бега под солнцем на полях, при постоянном недосыпании попытаться не уснуть на лекции».
     17 августа наступил важный для курсантов день – первое массовое (около 100 человек) десантирование на большой скорости с настоящего десантного самолета Ил-76. «День прыжка с Ил-76 – особый, – говорит отец Сергий. – Все испытания, что были до этого дня, чуть в меньшем объеме, но есть у каждого солдата. Теперь же мы совершали то, что другие не делают и из-за чего мы могли заслуженно называть себя десантниками. Не буду скрывать, было страшно всем, и мне в том числе. В течение тридцати секунд из самолета, который летит на скорости 450 километров в час, выпрыгивают друг за другом 50 человек, а спустя две минуты еще столько же. Представляете, что творится в душе каждого?»
     В тот день отца Лаврентия, духовника курсантов Рязанского десантного училища, ждали, как никогда. А молитвы перед десантированием, которые он читал, слушал в мертвой тишине весь аэродром. «Неверующих в таких ситуациях, – продолжает отец Сергий, - мне кажется, не бывает. Особенно когда мы оказались внутри самолета. Крестились, и неоднократно, во время полета все – видел собственными глазами».
     Завершающим этапом курса общевойсковой подготовки стал полевой переход в 55 километров – от учебного центра «Сельцы» до Рязани, где находится училище. Про этот переход курсанты говорят «идти на присягу за беретом», поскольку тем, кто достойно выдержал последнее испытание, торжественно вручается голубой берет – честь и гордость каждого десантника. «Идти было, конечно же, нелегко, поскольку и силы заканчиваются, и солнце опять жарит с неба, и воды мало, а пить хочется. Вот тут проверяется десантная выдержка, за нами постоянно на всем пути ехал транспорт, куда предлагалось пересесть тем, кто больше не может идти – ноги сбил или мозоль натер. Вот и выбирай: остаться с товарищами или ехать в комфорте. Никто не осудит, но как ты сам на себя посмотришь, не преодолев препятствий и не выполнив задачу». Почти никто не сел в машину… Ну а уж там, в Рязани, как награда за пройденное испытание десантников встречал оркестр, был вручен голубой берет – действительно заслуженный.
     «Конечно, было порой тяжело, – завершает свой рассказ отец Сергий, – но на протяжении всего курса я понимал, что на меня смотрят, по мне оценивают чуть ли не всю Церковь, и это ко многому обязывало. Конечно, ВДВ – школа мужества, пройдя которую поневоле приобретаешь и выносливость, и терпение, и способность идти до конца во всем. Без этих качеств и священникам, и диаконам в Воздушно-десантных войсках придется трудно».
     После обучения отец Сергий возвратился в родной храм и в родную часть – 332-ю школу прапорщиков ВДВ. По его словам, уже после нескольких бесед, проведенных с личным составом, ощущается положительное влияние его военного обучения. Контакт с солдатами устанавливается намного проще и быстрее. Для десантников отец Сергий теперь не только диакон, но и человек, испытавший на себе тяготы и лишения десантной службы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex