на главную страницу

7 Декабря 2007 года

Страна и мир

Пятница

Вспоминая Спитак...

Начальник Ветеринарно-санитарной службы ВС РФ полковник медицинской службы Юрий БОЕВ.



7 декабря 2007 года исполняется 19 лет со дня трагедии Спитака – крупнейшей природной катастрофы в истории СССР и России, не считая Ашхабадского землетрясения 1948 года...

     В Вооруженных Силах Российской Федерации защиту войсковых и продовольственных животных, растений, запасов продовольствия и кормов, в том числе и в чрезвычайных ситуациях, организует и осуществляет ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации. Опыт же ликвидации последствий землетрясения 1988 года в Армении стал весомым аргументом в пользу реорганизации военно-ветеринарной службы в ветеринарно-санитарную службу Вооруженных Сил Российской Федерации.
     7 декабря 1988 г., в день трагедии, в непосредственной близости от эпицентра землетрясения (г. Спитак) оказался на служебном автомобиле начальник 883-го ветеринарно-эпизоотического отряда (г. Ереван) майор медицинской службы А. Зиганшин. Он по плану работал в частях Кироваканского гарнизона. И уже к исходу следующих суток его информация о реальном положении дел в районе стихийного бедствия поступила в ветеринарную службу Закавказского военного округа (начальник – подполковник медицинской службы Ю. Сергеев) и в Военно-ветеринарный отдел Министерства обороны.
     На вторые сутки – 9 декабря 1988 г. – первым авиарейсом от Тыла Вооруженных Сил в зону землетрясения прибыл заместитель начальника Военно-ветеринарной службы Министерства обороны СССР подполковник медицинской службы В. Ветров. Организованная им оперативная группа из четырех специалистов выдвинулась по маршруту: Ереван – Октемберян – Ленинакан – Кировакан – Севан – Ереван.
     Проблем было много. Местное население, в том числе и гражданские ветеринарные специалисты, вели раскопки и разбор завалов, спасая заживо погребенных родных и близких. Одновременно большие силы были вовлечены в обеспечение населения необходимым. Остальное, в том числе мясо- и молокоперерабатывающие предприятия, холодильники, животноводческие фермы, другие объекты ветеринарной службы, отошло на второй план. По данным агропрома Армянской ССР, полностью и частично были разрушены: элеватор (г. Спитак), мясокомбинат и птицефабрика (г. Ленинакан), комбикормовый завод, убойный пункт и птицефабрика (г. Кировакан), несколько животноводческих ферм. В то же время основные тыловые объекты соединений и частей имели минимальные повреждения и сохранили способность функционирования.
     В зоне ответственности Ереванского ветеринарно-эпизоотического отряда в районе стихийного бедствия находилось 19 подсобных хозяйств (более 1000 голов крупного рогатого скота и свиней) и военный совхоз № 26. Все плановые ветеринарно-профилактические и противоэпизоотические мероприятия к 1 декабря были уже выполнены. После оценки обстановки: наличия поврежденных животноводческих помещений, возможности подвоза кормов, организации водопоя и ухода за животными было принято решение об убое 300 свиней 26-го военного совхоза на мясоперерабатывающем предприятии г. Ахалкалаки и передаче 600 голов на семейный подряд населению близлежащих сел. Командованию воинских частей было рекомендовано забить 26 голов крупного рогатого скота и 315 свиней, чтобы полученными мясопродуктами обеспечивать личный состав.
     Оперативно были организованы сбор и захоронение погибших войсковых и продовольственных животных. К этому были привлечены дежурные подразделения и инженерная техника воинских частей. С 337-го ветеринарного склада ЗакВО (г. Махарадзе) доставили 90 тонн дезинфекционных средств, из учреждений округа – 5 дезинфекционных установок ЛСД. К 23 декабря 1988 г. утилизация (захоронение) трупов животных подсобных хозяйств и военного совхоза (215 голов крупного рогатого скота, 117 свиней, 18 служебных собак) и дезинфекция мест содержания и захоронения (более 2000 кв. м) были закончены. В сложившейся обстановке важна была совместная работа с гражданскими ветеринарными специалистами.
     Выход из строя технологического оборудования и систем энерго- и водоснабжения Ленинаканского мясокомбината и холодильника вынудили после оперативно проведенной ветеринарно-санитарной экспертизы раздать населению весь запас колбасных изделий, а предназначенные к убою 150 коров и 2000 свиней после клинического осмотра переправить на Ереванский мясокомбинат.
     Отсутствие на местах работников животноводческих хозяйств, стрессовое состояние животных, сопряженное с прекращением водопоя и кормления, прекращение ветеринарного обслуживания, уничтожение запасов биопрепаратов, а также первичных документов ветеринарного учета породили большие проблемы для ветеринарных врачей, прибывавших в зону бедствия из всех союзных республик (Грузия, Россия, Азербайджан и др.).
     В районах стихийного бедствия сложились условия, способствующие возникновению и широкому распространению инфекционных болезней, в том числе общих человеку и животным. В частности, реальную опасность представлял ящур, бешенство, сап и оспа овец, регистрируемые на территории Турции. Ветеринарная служба принимала меры для поддержания эпизоотического благополучия районов бедствия. Постоянно велось эпизоотологическое наблюдение. Были организованы обсервация, контроль состояния здоровья животных и лечебная помощь. Устранялись условия возникновения заболеваний.
     Важнейшим и сложнейшим мероприятием оказалась уборка и утилизация трупов. Для захоронения 28 тыс. голов крупного и мелкого рогатого скота и более 2 млн. птиц использовалась специальная техника инженерных войск. Собственно уничтожение трупов животных явилось наиболее трудным и наименее разработанным мероприятием. Традиционный способ захоронения требует отчуждения земель и организации охраны скотомогильников. Захоронение же животных, павших от инфекционных заболеваний, чревато образованием очага заболевания, заражением почвы и грунтовых вод. Надежнее сжечь трупы. Однако использование в качестве горючего древесины и нефтепродуктов, в том числе напалма, чрезвычайно трудоемко, дорого и неэкологично. Горение идет в газовой фазе, то есть над поверхностью сжигаемого материала. Поэтому процесс длителен – 20-30 часов. Требует постоянного переворачивания трупного материала и значительного расхода топлива. Именно трагедия Армении 1988 года подтолкнула к разработке более эффективных технологий сжигания трупов. И впоследствии сотрудники ВНИИВСГЭ и ВНИИПХ создали принципиально новые сухие топлива высокотемпературного горения «СПВА-31» и «КС-50».
     Также в зоне землетрясения проводились массовая дезинфекция мест захоронения и нахождения животных, иммунизация (допрививка) от наиболее опасных и вероятных болезней (сибирской язвы, ящура, классической чумы, рожи и др.) и лабораторная диагностика животных, заподозренных в заболевании.
     Учитывая масштабность акции и экстремальность условий, Главное управление ветеринарии Госагропрома СССР направило в районы бедствия дополнительно 2 ветеринарно-эпизоотических отряда общей численностью 70 человек, укомплектованных каждый шестью дезинфекционными установками ДУК, шестью подвижными ветеринарными амбулаториями и тридцатью единицами «скорой ветеринарной помощи». Палатки на доукомплектование доставила ветеринарная служба Северо-Кавказского военного округа.
     К середине декабря в интересах войск функционировало 74 пункта питания, в том числе в г. Спитаке – 24. Чтобы не допустить снижения качества и порчу продуктов, служба приняла меры к неукоснительному выполнению ветеринарно-санитарных требований по их хранению и переработке на полевых продовольственных складах и пунктах питания, а также подвозу продовольствия. По указанию заместителя начальника Военно-ветеринарной службы МО СССР подполковника м/с В. Ветрова за счет сил и средств 442-й ветеринарной лаборатории и 741-го ветеринарно-эпизоотического отряда (г. Тбилиси) была создана и с 13 декабря приступила к работе подвижная лаборатория ветсанэкспертизы.
     Обеспечение частей и соединений Министерства обороны осуществлялось через 323-й продовольственный склад (г. Ленинакан). Для контроля качества продовольствия на его фондах была развернута полевая ветеринарная лаборатория – 2 офицера, ветврач и водитель, откомандированные 442-й ветеринарной лабораторией и 883-м ветеринарно-эпизоотическим отрядом.
     В третьей декаде декабря для базового лабораторного учреждения в г. Ленинакан со складов округа и центра были доставлены необходимые приборы и оборудование. Специалистам службы был выделен жилой вагончик. Личный состав размещался в приспособленных кунгах. Укомплектовывал учреждение Центральный ветеринарно-эпизоотический отряд (г. Москва) вахтовым методом – смена каждые 1,5-2 месяца.
     Все продовольствие для войск подвергалось ветеринарно-санитарной экспертизе, тем самым недоброкачественному продовольствию был поставлен надежный заслон. Ветеринарные специалисты ЗакВо впервые столкнулись с импортным продовольствием – гуманитарной помощью. Потребовались дополнительные усилия для получения и изучения его нормативно-технической документации, экспертизы.
     Наряду с базовой лабораторией ветеринарно-санитарной экспертизы (г. Ленинакан) надзор за качеством продовольствия осуществляли все ветеринарные учреждения Закавказского военного округа. Текущий ветеринарный контроль в городах Кировакан и Степанаван, в других гарнизонах осуществляла подвижная ветеринарная группа из двух специалистов на автомобиле УАЗ-469.
     Благодаря высокопрофессиональным и умелым действиям военнослужащих, рабочих и служащих военно-ветеринарной службы Министерства обороны СССР за период ликвидации последствий землетрясения не было пищевых токсикоинфекций и болезней, общих человеку и животным. В течение года было выполнено 15.024 исследования, ветеринарно-санитарной экспертизе подвергнуто более 112 тыс. тонн продовольствия, по различным причинам не допущено на обеспечение личного состава и для реализации через систему военной торговли 150 тонн продуктов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex