на главную страницу

11 Декабря 2007 года

Армия и общество

Вторник

МОРЕ И НЕБО — НА ДВОИХ

Виталий Аньков, Красная звезда».Фото автора.



     Где, на каком аэродроме вам разрешат находиться в считанных метрах от приземляющегося вертолета? На корабле это нормальная ситуация. А значит, есть возможность еще и еще раз пережить волнующие мгновения зависания многотонной машины над шаткой палубой, испытать на себе мощь воздушного потока из-под винтов, кожей почувствовать страшащую и волнующую близость к ним...
     И, конечно, всякий раз острее и чувствительнее переживания за экипаж. Потому что вот они, прямо перед тобой, - лица командира и штурмана. Реальные, живые, а не абстрактные. Ты старательно вглядываешься в них, пытаясь понять, все ли в порядке на борту...
     Что уж говорить, если в кабине - хорошо знакомые тебе люди. С замиранием сердца ждешь, когда же наконец колеса коснутся палубы и вертолет плавно опустится на своих паучьих лапах-стойках... Все. Слава Богу!.. И механикам, конечно, спасибо. Вот они, пригнувшись, уже бегут со специальными креплениями к машине...
     По мере того как замедляется кружение лопастей, заместитель командира эскадрильи подполковник Александр Воронин начинает различать стоящих на вертолетной палубе людей и приветливо машет рукой. Лет тринадцать мы уже с ним знакомы. Сколько раз общались во время учений. В Японию вместе ходили на большом противолодочном корабле «Адмирал Виноградов». Неоднократно доводилось подниматься с Александром Григорьевичем в воздух.
     С помощником штурмана эскадрильи майором Владимиром Курбатовым познакомились весной, во время учений «Индра-2007». Тогда он летал с заместителем командира отдельного противолодочного полка подполковником Игорем Шлыковым.
     Что рассказать об этих замечательных людях... Очень схожи их биографии. Военные училища окончили практически в одно время. Александр Григорьевич - Сызранское летное - в 1982 году, Владимир Васильевич - Челябинское штурманов - в 1981-м. Оказавшись на Тихоокеанском флоте, застали эпоху интенсивной боевой подготовки. Сначала летали на Ка-25, затем освоили Ка-27. Об этой машине оба говорят с уважением: мощные двигатели, надежное навигационное оборудование, легка в управлении, не боится сильного ветра... С нескрываемой грустью вспоминают офицеры тяжелые авианесущие крейсера «Минск» и «Новороссийск». Какие были замечательные, удобные для полетов и проживания корабли! На «Минске» Александр Григорьевич до Вьетнама ходил. Владимир Васильевич в те годы на берегу был только в период отпусков. Все остальное время - далеко в море. К концу восьмидесятых уже имел квалификацию военного штурмана 1-го класса... В смутное время начала девяностых, когда практически перестали летать, велик был соблазн уволиться в запас. Благо пенсию какую-никакую заслужили, и возраст был подходящий, чтобы начать новую жизнь... Но не уволились. Напротив, делали все, чтобы наперекор обстоятельствам, в надежде на лучшие времена сохранить боеспособность оставшейся после двух полков эскадрильи...
     Не сказать, что на переломе веков обстановка кардинально изменилась. О новых вертолетах по-прежнему приходится только мечтать. Но топлива добавили, корабли стали ходить чаще и дальше, а вместе с ними возобновили полеты над просторами Мирового океана и винтокрылые машины Тихоокеанского флота. В числе тех, кто по-новому осваивал дальние маршруты, были, естественно, и наши герои. Впрочем, хватало им работы и в родном небе - согласно планам боевой подготовки и в случаях оказания помощи людям, попавшим в беду. «Красная звезда» уже рассказывала о том, как в декабре 2005 года Ка-27ПС под командованием подполковника Воронина и с находившимся на борту в качестве штурмана-инструктора майором Курбатовым участвовал в спасении людей с затонувшего траулера.
     И сейчас, когда возраст обоих офицеров перевалил за отметку «45», в своих помыслах и надеждах они по-прежнему рядом. По большому счету, у них две одинаковые мечты: иметь наконец собственные квартиры и продолжать служить. Здоровья, сил и энтузиазма еще хватает.

     На снимках: подполковник Александр ВОРОНИН (справа) и майор Владимир КУРБАТОВ после полета;
в воздухе - Ка-27ПС.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex