на главную страницу

12 Декабря 2007 года

Армия и общество

Среда

Трудная нефть Сибири

Александр БОНДАРЕНКО, Надежда ТИХОМИРОВА (фото),
«Красная звезда». Когалым – Москва.



Кому-то покажется удивительным, но, по мнению экспертов, во всем спектре проблем обеспечения безопасности Российского государства на первом месте – причем очень остро – стоит сегодня проблема топливно-энергетической безопасности. Ведь нефть и газ, запасы которых отнюдь не безграничны, – это не только экспортные товары, но и, что гораздо важнее, основа всей нашей собственной экономики. Нефть можно назвать локомотивом экономики, ее основой, и альтернативы углеводородному сырью, несмотря на все разговоры, пока еще не придумано, и когда это станет возможным – неизвестно. Два года тому назад (3 сентября 2005) «Красная звезда» опубликовала интервью генерального директора ОАО «РИТЭК» – «Российской инновационной топливно-энергетической компании», председателя совета директоров ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» Валерия Грайфера. Отвечая на волнующий многих из нас вопрос, Валерий Исаакович сказал тогда так: «Мы вычерпаем свою нефть только в том случае, если не будем наращивать ее запасы». Он пояснил, что «наращивать запасы» можно и нужно не только за счет освоения новых месторождений, но и прежде всего за счет рачительного, хозяйского использования старых, давно уже разрабатываемых... Недавно Валерий Исаакович позвонил в редакцию: «Хотите увидеть, как добывается нефть? Полетели с нами!» Так мы оказались в Западной Сибири, в молодом городе нефтяников Когалыме, что на востоке Ханты-Мансийского автономного округа. Официальным поводом для этой поездки стало 15-летие компании с многообещающим и очень оптимистичным названием: «Когалымнефтепрогресс». Сокращенно – КНП.

     ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ в 1992 году. В то время на фоне всеобщего развала и хаоса в стране падала и нефтедобыча, резко сокращалось финансирование геологоразведочных работ и эксплуатационного бурения. По этим причинам увеличивалось число простаивающих скважин, специалисты-нефтяники вынуждены были увольняться или уходить в бессрочные неоплачиваемые отпуска... В общем, наша «нефтянка» оказалась у опасной черты. Однако нашлись добровольные, но совсем не бескорыстные помощники из стран Европы и Северной Америки, которые занялись капитальным ремонтом гибнущих скважин. Известно ведь, что западники всегда видят, где можно погреть руки. Делают они это и на наших российских неурядицах, причем успешно.
     И вот, в тех сложнейших условиях нарастающего экономического кризиса, КНП – в ту пору дочерняя компания «РИТЭКа» – составила им достойную конкуренцию, тем самым еще и поддержав честь государства Российского. Мол, мы и сами не лыком шиты, свою топливно-энергетическую безопасность сумеем и без вас обеспечить.
     - Компания представила собой серьезную альтернативу зарубежным сервисным компаниям в Западной Сибири, – пояснил нам Грайфер. – Это созданное «с нуля» предприятие не только выжило, но и продолжает успешно развиваться на отечественном рынке сервисных услуг. Начав с восстановления простаивающих скважин, КНП сегодня может гордиться широким спектром своей деятельности: компания не отказывается от самых тяжелых видов работ, активно осваивает новые прогрессивные технологии, такие как бурение боковых стволов и гидроразрыв пласта...
     Что это такое, нам в общих чертах объяснили. Чтобы не превратиться в испорченный телефон, повторим сказанное на гораздо более простом уровне. Оказывается (кто бы подумал!), нефть чаще всего не залегает в неких подземных озерах, откуда потом бьет фонтанами, но находится в каких-то пластах, на многокилометровой глубине, откуда ее надо не просто выкачивать, но буквально выжимать, отделяя к тому же от разных примесей. Причем делать это все следует так, чтобы забрать из-под земли максимальное количество ценнейшего сырья, а не снять с месторождения одни лишь сливки.
     Впрочем, как говорится, лучше один раз увидеть...
     ЕДЕМ МИМО заснеженного леса – примерно такие огромные ели с большими белыми сугробами на лапах изображают на новогодних открытках. Дорога к месторождению всего одна, потому как ни с каких других сторон по болотистой, озерной местности сюда не пробраться даже зимой – тут и зимников-то нет. Вокруг, в разных местах, монотонно работают «качалки», своим видом и методичным раскачиванием отдаленно напоминающие пэвэошные «высотомеры», протянуты какие-то трубы... В общем-то ничего особенно впечатляющего, поражающего взгляд нет. Разве что несколько высоких труб с огромными огненными факелами – это сжигается так называемый попутный газ, который у нас до сих пор не научились использовать... Понимая, что таким образом сгорает ценнейшее сырье, восхищения красотой не испытываешь. А западники, на это глядя, вообще в ужас приходят от российской расточительности.
     Цель нашего пути – бригада КРС (капитального ремонта скважин) № 9 – на данный момент, очевидно, ближайшая к Когалыму. И, разумеется, одна из самых лучших: на протяжении нескольких лет она перевыполняет производственные задания, постоянно занимает призовые места в ежегодных смотрах-конкурсах «Лучший по профессии». Сейчас, к 15-летию КНП, один из ее членов – бурильщик Юрий Волков награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
     В бригаде нас встретил мастер Вячеслав Семенов (на снимке), гостеприимно пригласил к себе, за чашкой горячего чая рассказал, как живет и трудится возглавляемый им небольшой коллектив. Работают нефтяники вахтовым методом, приезжая на месторождение на месяц. Работа круглосуточная, две вахты – ночная и дневная: отработали 12 часов и через 12 часов снова на работу. 15 дней трудятся в ночь, 15 – в день, без выходных, праздников и отгулов. А мастер, тот вообще спит по три-четыре часа в сутки, потому как технологические операции проводятся и днем, и ночью, и на каждой из них нужно присутствовать... Спустя месяц бригаду меняют, месяц люди отдыхают – и возвращаются на вахту вновь...
     Если кто бывал на полигоне во время зенитно-ракетных стрельб, тот согласится, что возникает стопроцентная аналогия между расположением бригады и позицией боевого подразделения ПВО. Ажурные технические конструкции напоминают радиолокационные антенны, а находящиеся поблизости фургончики – точь-в-точь как аппаратные. Но нет, конечно, в вагончиках здесь живут, причем с максимально возможным комфортом. В каждом, достаточно просторном и теплом, по два отсека на двух человек. Между отсеками – кухня, с холодильником, плиткой и печкой-СВЧ. Готовят сами, в роли поваров обычно выступают машинисты, как наименее загруженные работой. Еще один вагончик – штабной, где живет и работает бригадир. А еще есть вагон-сушилка, столь необходимая для работы в поле, и, что самое главное, – вагон-сауна, работающая постоянно, так что любой желающий в любое время может и душ принять, и как следует согреться. Все-таки сибирские морозы...
     В общем, жить можно, хотя, конечно, работать тут тяжело.
     - В ЭТИХ КРАЯХ я работаю с 1987 года, а в 2000-м пришел в «Когалымнефтепрогресс», – рассказывает Вячеслав Николаевич. – Сформировал бригаду, в марте выехали на это месторождение для проведения ремонта скважин. Первые два года – это период становления коллектива: все-таки 12-часовой рабочий день, очень большие физические нагрузки... Слабые не выдерживали, уходили, а те, кто не побоялся трудностей, тот постепенно привыкли, они здесь остались и работают. К 2002 году у нас сформировался сплоченный, боеспособный коллектив, готовый выполнять любые задания, то есть ремонт скважин любой сложности.
     Семенов сказал, что уходят люди из бригады и сейчас, но не от трудностей, а на повышение. Так, за эти годы четыре бурильщика, начинавших свою работу в его бригаде, параллельно окончили нефтяные техникумы и сами теперь возглавляют бригады КРС, работают мастерами. Еще один представитель бригады, Михаил Андроников, стал замначальника участка капитального ремонта скважин...
     По протоптанной в снегу дорожке идем к находящейся поблизости скважине. Она пробурена еще в 1989 году, но вот уже два года находится в простое, потому как стала нерентабельной. Теперь решено вывести ее из бездействия. Сначала работают геофизики: своим прибором, спущенным в скважину, они определяют профиль ее обводненности, техническое состояние, профиль притока. Затем эти данные обрабатываются, и технический отдел принимает решение, разрабатывает комплекс мероприятий, по которому будет работать бригада, осуществляя ремонт. В результате количество добываемой здесь нефти может повыситься даже в несколько раз.
     Рядом с работающими нефтяниками лежат штабеля длинных и узких труб: нам объясняют, что все это уйдет вглубь земли на целых три тысячи метров, туда, где залегают нефтеносные пласты.
     - Работа интересная, можно даже сказать, творческая, – говорит мастер Семенов. – Она мне больше всего нравится конечным результатом, когда я чувствую, что действительно что-то сделал. У нас вообще цель какая? Добиться повышения нефтеотдачи пласта на скважине. Сегодня мы стали на эту скважину – она давала одну тонну нефти в сутки. Наша задача – в течение двух недель добиться в процессе различных мероприятий дебета чистой нефти 7 – 8 кубов. Когда это получается, испытываешь и радость, и гордость.
     Разъяснять термины не просим, чтоб самим не запутаться, – ведь и без того ясно, что предполагается существенное увеличение добычи нефти. И вот таких скважин бригада ремонтирует от 14 до 18 за год. Может, случается, и больше – все зависит от обстоятельств. Точнее, не все: качество работы всегда, вне зависимости от субъективных причин, остается высоким. Кстати, всего в своем юбилейном году КНП запланировал отремонтировать 637 скважин... Но, очевидно, будет больше.
     Общение с нефтяниками заканчиваем разговором о личном, о семьях. Ко всему со временем привыкаешь, говорят нам, даже и к вахтовому методу. Конечно, тяжело месяц не видеть ни детей, ни жену, и им тоже тяжело, но ничего не поделаешь, это работа. Мол, сами ее выбрали, эту работу, и должны выполнять ни на что несмотря – ни на трудности, ни на невзгоды. К тому же оплата здесь достойная, не на словах, поэтому также приходится отодвигать личное в сторону...
     - А знаете, как вся эта работа в нашу жизнь входит? – улыбается Вячеслав Николаевич. – Вот, домой прилетаешь – вроде отоспаться надо, нет, в три часа ночи, как положено, просыпаюсь, встаю... Жена: «Куда?!» – «Сводку сдавать», – бормочу...
     ...ВОТ ТАК И ЖИВУТ люди, которые, в полном смысле слова, находятся на переднем крае обеспечения топливно-энергетической безопасности нашей страны. В каждую добытую тонну нефти вложен не только их огромной труд, но и, кажется, частица души любого из них. Трудна она, нефть России. И очень бы хотелось, чтобы совсем другие люди, сидящие в комфортных кабинетах за тысячи километров от западносибирских просторов, относились с душой к результатам их нелегкого труда. Чтобы бесценные природные богатства нашей Родины действительно приносили ей пользу, способствовали развитию и процветанию, а не превращались в груды ничем не обеспеченных зеленых бумажек в каких-то заморских банках...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex