на главную страницу

14 Декабря 2007 года

Армия и общество

Пятница

КОГДА ДОВСЕ СОБЛЮДАЛИ НЕ ВСЕ

Владимир КУЗАРЬ, «Красная звезда».



Ровно в полночь со вторника на среду Россия ввела на своей территории мораторий на действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). С этого момента временно прекращается предоставление партнерам по договору информации о перемещении войск, вооружений и техники, приостанавливается прием и проведение инспекций, а также осуществление других мер контроля, предусмотренных документом. «Красная звезда» обратилась к заместителю министра иностранных дел РФ Сергею КИСЛЯКУ с просьбой еще раз объяснить позицию России в отношении Договора об обычных вооруженных силах в Европе и ее решение о введении на своей территории моратория на действие договора.

     - С подписанием ДОВСЕ наша страна и другие участники договора назвали его краеугольным камнем безопасности и стабильности в Европе. Что же теперь, когда Россия приняла решение о приостановлении своего участия в нем, этот «камень» дал трещину и требует замены?
     - ДОВСЕ в свое время играл важную стабилизирующую роль. Однако большие изменения, произошедшие в мире (расширение НАТО, распад СССР, роспуск Варшавского договора), настоятельно требуют модернизации режима контроля над вооружениями в Европе. В определенном смысле, используя вашу терминологию, «камень» если не дал трещину, то просел под давлением новых реалий и в его нынешнем виде больше не может нести на себе «здание» европейской безопасности.
     - Напомните, пожалуйста, нашим читателям, чем все же вызван такой не простой для России шаг, как приостановление действия ДОВСЕ на своей территории?
     - Если отвечать коротко, то «старый» ДОВСЕ, заключенный во времена «холодной войны», по сути, между двумя блоками
     (НАТО и Варшавским договором), совершенно не отвечает военно-политическим реалиям сегодняшнего дня. Более того, страны, вступившие в альянс после подписания ДОВСЕ, до сих пор свои квоты вооружений и военной техники числят за давно не существующим Варшавским договором, но на деле все их силы в НАТО. В результате альянс распоряжается квотами на тяжелую военную технику в разы большими, чем Россия. Во фланговом же районе, включающем южный и северный сегменты, по отдельным категориям вооружений преимущество альянса превышает 10 раз.
     Кроме этого, страны Балтии, вступив в НАТО, остаются вне охвата ДОВСЕ. Следовательно, там могут появиться ничем не ограничиваемые контингенты и вооружения альянса.
     Серьезной для нас является проблема фланговых ограничений. Россия наряду с Украиной являются единственными странами, на которые были наложены по договору такие ограничения. У нас они затрагивают Ленинградский и Северо-Кавказский военные округа. Таким образом, на своей собственной территории мы не можем сами определять, где и какие части и с каким вооружением располагать. Еще раз подчеркну, Россия - едва ли не единственное государство, связанное такими ограничениями по рукам и ногам.
     Это лишь некоторые примеры того, почему продолжение соблюдения Россией старого ДОВСЕ ставит под угрозу наши национальные интересы в сфере военной безопасности. Приостановление же – не самоцель, а средство борьбы Российской Федерации за восстановление жизнеспособности режима контроля над обычными вооружениями в Европе, разумной альтернативы которому мы не видим.
     - Выступая в Госдуме РФ, вы заявили, что Россия в принципе не отказывается от самой ратификации адаптированного ДОВСЕ, готова к продолжению переговоров и ждет от западных партнеров четко сформулированного пакета предложений на этот счет. А что должно быть в этом пакете?
     - Россия ратифицировала Соглашение об адаптации ДОВСЕ еще в 2004 году. Кроме нее завершили ратификационные процедуры Белоруссия и Казахстан. Украина, ратифицировав соглашение, пока не сдала ратификационные грамоты депозитарию.
     Страны НАТО и некоторые другие государства-участники даже не приступали к ратификации, выдвигая России все новые условия, не имеющие никакого отношения к договору. Дело дошло до абсурда, когда для начала ратификации от нас стали требовать выселения отставных военных и их семей из городка бывшей российской базы в Гудауте. Причем подвести черту под перечнем своих требований наши партнеры не могли либо не хотели.
     На самом же деле жизнеспособность ДОВСЕ зависит, конечно, не от выполнения нами надуманных условий. За многие годы, особенно в результате расширения НАТО, договор сильно отстал от реальности. К тому же страны НАТО далеко не всегда его скрупулезно соблюдали. В результате договорный режим может вновь эффективно заработать только в том случае, если будут предприняты срочные шаги, возвращающие его к жизни. Конкретно мы предложили:
     - договориться о том, как компенсировать дополнительный потенциал, приобретенный НАТО в результате расширения;
     - условиться о параметрах сдержанности в размещении сил на иностранных территориях;
     - принять решение об отмене так называемых фланговых ограничений для территории России (они мешают нашей общей борьбе с терроризмом);
     - обеспечить участие в ДОВСЕ Словении и стран Балтии;
     - как можно скорее и без искусственных условий ввести в действие адаптированный вариант ДОВСЕ и приступить к его дальнейшей модернизации.
     - Известно, что фланговые ограничения по ДОВСЕ для России носят дискриминационный характер. Москва будет настаивать на отмене этих ограничений?
     - Мы будем настаивать на отмене для России фланговых ограничений. Фланговый режим для нас сегодня - это анахронизм и явная дискриминация Российской Федерации по сравнению с другими участниками договора, ущемление ее суверенитета. Соблюдая его, мы не можем размещать вооруженные силы и военную технику на своей территории там, где это нам необходимо. Одновременно хотел бы подчеркнуть, что Россия не имеет планов наращивания вооружений и перемещения их к границам с партнерами, если, конечно, они также будут придерживаться аналогичной сдержанности.
     - Если западные страны все же откажутся учитывать позицию России, а первая реакция на введение моратория там была в основном негативная, какими могут быть последующие шаги нашей страны?
     - Как мы понимаем, партнерам сложно отказаться от прежних стереотипов, давно окостенелых позиций в отношении ДОВСЕ. Однако Россия готова и дальше, уже в условиях приостановления действия договора, вести с ними предметный диалог. Надеемся, что такой диалог все же принесет плоды, разумеется, если другие государства – участники договора проявят политический реализм, волю к поиску взаимоприемлемых решений, которые позволили бы обеспечить жизнеспособность режима контроля над вооружениями.
     Что касается мер военного характера, то они, разумеется, будут зависеть от реальной обстановки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex