на главную страницу

18 Декабря 2007 года

Страна и мир

Вторник

Битва за Косово

Марианна ГРИШИНА. Белград-Ниш, Сербия.



Россия предложила Совету Безопасности ООН проект заявления, в котором говорится о необходимости продолжения переговоров по статусу Косово. Однако США не поддерживают его, считая, что переговорный процесс исчерпал себя. Практически ни у кого из наблюдателей не возникает сомнений, что на запланированном на 19 декабря заседании Совета Безопасности ООН, на котором вновь будет обсуждаться проблема статуса Косово, не будет достигнуто никаких конкретных результатов. Более того, существует почти единое мнение, что Вашингтон, Брюссель и Приштина уже имеют согласованные вехи продвижения к независимости Косово. Согласно им объявление о независимости края должно произойти «до мая 2008 года». После этого она будет немедленно признана США, Великобританией и рядом европейских государств. К чему может привести этот шаг, особенно в плане стабильности и безопасности на европейском континенте, трудно представить. Во всяком случае, сербы готовы до конца защищать территориальную целостность и суверенитет своей страны. В чем еще раз убедился наш специальный корреспондент, побывав в Сербии.

     Многолюдный Белград встречает всех своих гостей приветливо. Но при этом здесь остро чувствуешь некую настороженность и неопределенность его жителей в связи с обстановкой, которая складывается вокруг Косово. И особые надежды на Россию, зная об ее принципиальной позиции, заключающейся в том, что проблема края должна решаться сербами и косоварами за столом переговоров. Местные журналы и газеты пестрят публикациями о дружбе и тесных связях Белграда и Москвы, на улицах висят лозунги «Русиjо, помози!», в витринах книжных магазинов – последняя книга Роя Медведева о биографии Владимира Путина, ставшая здесь бестселлером.
     Всем, кто добирается по мосту через Дунай в исторический центр Белграда, открывается печальный вид «дома на набережной» - полуразрушенного в ходе бомбардировок 1999 года здание бывшего министерства внутренних дел союзной Югославии. Это здание стало для сербов своеобразным символом кровавой расправы НАТО над их страной. Но это – не единственный памятник жертвам натовских бомбардировок в Югославии. Несколько лет назад монумент в память о погибших в ходе операции НАТО был возведен в центре Ниша, одного из крупнейших сербских городов к юго-востоку от Белграда. С внутренней стороны мемориала в форме часовни расположена икона, рядом с ней - строки из молитвы: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».
     События 1999 года сербы вспоминают с содроганием. Североатлантический блок развязал агрессию, чтобы вынудить Югославию прекратить силовые меры по восстановлению порядка в автономном крае Косово, охваченном террористической деятельностью косовских албанцев. В военной операции против союзной Югославии, которая продолжалась 78 дней, участвовали 19 стран НАТО. Ущерб, который был нанесен промышленным, транспортным и гражданским объектам СРЮ в результате почти трехмесячных бомбардировок, по разным оценкам, измеряется суммой от 60 до 100 миллиардов долларов. Число погибших военных и гражданских лиц до сих пор точно не установлено и составляет около 2.500 человек. В Косово были введены международные силы, что способствовало в конечном счете усилению сепаратистских настроений и началу реализации де-факто взятого албанцами курса на отделение края от Сербии.
     - Для нас, сербов, нет сомнений в том, что в основе стремлений Косово к независимости лежит насилие, а именно натовская агрессия против Сербии 1999 года, которая не была санкционирована СБ ООН. Конечно, Милошевич был много в чем виновен. Однако мы считаем, что одно насилие не может быть оправданием другого насилия, - заявил сербский политолог и публицист Слободан Антонич.
     Так, как он, считают большинство сербов, в особенности те, кто пережил трагедию в связи с процессом «суверенизации» Косово. И приводят в подтверждение своей позиции факты и цифры. Начиная с 1999 года Косово были вынуждены покинуть более 250 тысяч сербов. 1.500 сербов за этот период были убиты, 1.300 человек пропали без вести. В крае было уничтожено 149 сербских церквей и монастырей, более 40 тысяч сербских домов и квартир и в то же время было присвоено около 77 тысяч сербских домов, квартир и участков земли, а также большинство принадлежащих сербам фирм и предприятий. Сейчас на территории Косово проживает 100-тысячная сербская диаспора, многие представители которой вынуждены находиться в охраняемых миротворческими силами лагерях беженцев. Границы этих «резерваций» окончательно определились в марте 2004 года. Тогда антисербские погромы прошли по всему Косово. Албанцы убили 19 человек, сожгли сотни домов и десятки православных церквей. Любое нарушение границ отчуждения провоцирует потенциальный конфликт или преступление.
     По мнению сербского руководства и большинства экспертов, «нормализация положения» в Косово и Метохии должна в том числе подразумевать возвращение 250 тысяч сербов в Косово, а также предоставление тем, кто был вынужден покинуть край, материальной компенсации и обеспечение им равноправного положения. «Пока компенсации за утерю имущества, предлагаемые сербским беженцам властями Косово, составляют в несколько, а то и в десятки раз меньше его реальной стоимости», - заявила в ответ на мой вопрос о компенсациях Зорица Зивожнович, сотрудник неправительственной организации «Группа 484», занимающейся проблемами беженцев. Нерешенным, по ее словам, остается и вопрос с восстановлением православных храмов и монастырей в Косово, большинство из которых представляли историческую ценность и являлись исконно сербскими.
     Ноябрьские парламентские выборы в Косово, которые по решению миссии ООН были проведены в период очередного переговорного раунда по статусу края, по сути, лишь ухудшили фон переговоров. В ходе предвыборной кампании политики края соревновались в том, кто пообещает больше независимости. Вопрос о компромиссных договоренностях с Сербией в ходе выборов мало обсуждался. В то же время Белград предлагал несколько вариантов решения косовской проблемы, выдвигая условием то, что край Косово должен остаться частью Сербии. Однако косовары, особенно после победы на выборах радикалов во главе с Хашимом Тачи, наотрез отказались обсуждать эти предложения.
     При этом Запад раздает сербскому руководству щедрые обещания в обмен на признание (легитимизацию) отделения Косово, начиная от финансовой помощи и заканчивая вступлением Сербии в Евросоюз. Однако, как замечает Слободан Антонич, «нам хотелось бы убедиться в том, что вхождение Сербии в ЕС нужно не только самой Сербии, но и европейским странам, и что планируемая интеграция – это обоюдный процесс». «Вместо этого мы пока не можем избавиться от ощущения, что за приглашением Сербии в ЕС стоят корыстные интересы, стремление добиться от нас уступок в переговорах. Неудивительно, что Сербия ничего не получила взамен, согласившись передать в Международный трибунал подозреваемых в военных преступлениях, и среди них двух бывших руководителей страны, одного бывшего премьера и одного вице-премьера, многих генералов из генерального штаба Сербии», - добавляет он. В последнее время в Сербии сильно усилился скептицизм относительно возможного союза с Европой и вхождения в ЕС. «В то, что Сербию могут принять в ЕС, где процессы интеграции стран Восточной Европы резко затормозились, сегодня в самой Сербии уже мало кто верит. Ведь границы страны–члена ЕС должны быть хорошо защищены и там должно быть не менее безопасно, чем в Берлине или Париже. Не приходится говорить и о членстве Белграда в ненавистном абсолютному большинству сербов НАТО», - заявляет Ирина Антанасиевич, журналист и преподаватель русской литературы Нишского университета.
     Встречались и те, кто считает, что все попытки сербских властей сохранить Косово в составе страны так и останутся тщетными. «Я уже не верю, что в будущем Косово сможет оставаться частью Сербии, а сербы и косовские албанцы смогут жить вместе в одной стране. Слишком много в последнее время было сделано для того, чтобы этого не произошло. Албанцы в последние годы уже фактически превратили край в моноэтнический, и сербы вряд ли захотят туда вернуться», - заявила, например, Лидия Вукович, руководитель Центра по правам человека в городе Ниш.
     И все же большинство сербов поддерживают политику премьер-министра Воислава Коштуницы, которого считают «еврореалистом» и в то же время защитником территориальной целостности Сербии, что демонстрируют переговоры по Косово. Многие надеются, что его компромиссный и в то же время последовательный политический курс, направленный на интеграцию с Евросоюзом и Россией, примирение с косовскими албанцами и радикальными националистами внутри Сербии, возобладает и приведет к положительным результатам. У Коштуницы взвешенный и реалистичный взгляд на будущее Косово, и в то же время для него очевидно, что для сербов сохранение края Косово в составе страны – это вопрос не рациональных политических интересов, а вопрос идентичности. «Не будет демократической Сербии при независимом Косове», - заявил как-то сербский премьер.
     Разделяет эту точку зрения и президент Сербии Борис Тадич. По словам президента, ни одно государство в мире не согласится с тем, что часть его территории отсоединят без его согласия, поскольку это вопрос суверенитета и территориальной целостности страны. Поэтому, подчеркивает он, Сербия не примет независимости Косово и Метохии и будет бороться за свой суверенитет и территориальную целостность страны всеми правовыми средствами. Некоторые сербские политики идут еще дальше. Так, говоря о конституционно-правовых средствах, необходимых для защиты государственных интересов, советник премьера Сербии Александр Симич напомнил о том, что военная сила – одно из них. И если кто-либо нарушает главу 7 Устава ООН, гарантирующую странам – членам этой организации территориальную целостность, использование военной силы, в случае отсутствия других механизмов решения проблемы, является, отметил он, легитимным. «У Сербии уже есть тягостный опыт вооруженного противостояния во время гражданской войны в бывшей Югославии, поэтому сейчас мы более благоразумны и осторожны, однако, разумеется, мы готовы защитить интересы государства с оружием в руках», - добавил Александр Симич.
     Вспоминали мои сербские собеседники и о высказываниях на этот счет епископа Рашко-Призренского и Косово-Метохийского Артемия. По его мнению, власть в Белграде должна предпринять ряд радикальных шагов, направленных на предотвращение одностороннего провозглашения независимости косоварами. Например, объявить мобилизацию военнообязанных или провести на юге страны, неподалеку от административной границы Косова с Сербией, военные учения. Таким образом, по мнению владыки, Белград даст понять косовским албанцам, что их ожидает в случае аннексии сербской территории. «Я не призываю к войне, но говорю о необходимости быть готовыми к обороне. Виновником войны является тот, кто ее провоцирует, а не тот, кто вынужден защищаться», – подчеркнул владыка Артемий.
     Но военного сценария сербы, при всей их решимости сохранить территориальную целостность страны, хотели бы все же избежать. В беседах они указывали на это, особо отмечая, что введение войск в Косово будет означать, что Сербия превратится для Европы в страну-изгоя и о вступлении в Евросоюз, к которому сейчас стремится большинство населения страны, можно забыть. Говорили и о том, что сербская армия сейчас не та, что была еще 10 лет назад.
     - За это время она сократилась почти на треть, уменьшилось количество исправной боевой техники, не проводились учения. С боевым духом после поражений недавних лет тоже не все ладно. Поэтому, чтобы использовать армию в случае объявления независимости Косово, в нее необходимо вложить большое количество денег и реорганизовать структуру, вернув на службу офицеров с опытом боевых действий», - заявил Милош Шимич, в прошлом подполковник югославской армии, а ныне предприниматель. И добавил, что  и албанцы в случае войны будут драться до конца. За восемь лет, которые прошли после последней войны, они почувствовали свою силу и безнаказанность.
     Поэтому в борьбе за Косово сербы основной упор делают на дипломатические средства. Тем не менее перспектива новой войны на Балканах становится, учитывая то завидное упрямство, с которым США и Евросоюз ведут дело к объявлению независимости Косово, все более реальной. И даже если Белград и Приштина, уступая давлению Вашингтона, не пойдут на прямое столкновение, то вряд ли это можно будет сделать в отношении сербов, проживающих в Косово. Кстати, на днях более 70 тысяч косовских сербов и представителей других неалбанских национальностей края подписали декларацию, содержащую требование оставить Косово и Метохию в составе Сербии. Там же подчеркивается, что сербы из Косово никогда не признают независимость края и не согласятся с политическими сделками, заключенными на этот счет. А Республика Сербская, составная часть Боснии и Герцеговины, заявила о том, что воспользуется «косовским прецедентом» и будет добиваться своей независимости. В свою очередь албанцы, вдохновленные успехом, начнут собирать в Великую Албанию все анклавы, заселенные ими в других балканских государствах. В той же, например, Черногории, где албанские сепаратисты уже поднимали голову. Если это произойдет, вспыхнет новая балканская война и ответственность за нее будут нести Брюссель и Вашингтон.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex