на главную страницу

19 Декабря 2007 года

Армия и общество

Среда

Гражданин, солдат, патриот

Сергей ХАРИТОНОВ, «Красная звезда».
Фото из личного архива Н.А. Моисеева.



40 лет назад, в 1967 году, в Вооруженных Силах Советского союза появились новые штатные структуры - военно-политические училища. До этого подготовкой офицеров-политработников занималась Военно-политическая академия имени В.И. Ленина. В тогдашних условиях ресурсов одной ВПА, по сути осуществлявшей переподготовку офицеров для дальнейшей службы на должностях политработников, было недостаточно. Было образовано 8 военно-политических училищ, а к концу 1980-х годов в Советском Союзе было уже 11 высших военно-политических училищ и одно высшее политическое училище МВД СССР. Сегодня в Главном управлении воспитательной работы ВС РФ пройдет встреча с ветеранами политработы, «бойцами идеологического фронта», как их называли, стоявшими у истоков создания военно-политических училищ.


     В ряду личностей, с которыми в первую очередь ассоциируется политическая работа в войсках, особое место занимает генерал-полковник в отставке Николай Андреевич Моисеев, прослуживший Родине четыре десятка лет и прошедший путь от курсанта Сумского артиллерийского Краснознаменного училища имени М.В. Фрунзе до первого заместителя главнокомандующего - начальника политического управления Сухопутных войск.
     - Предстоящая встреча, - рассказывает Николай Андреевич, - это не столько торжественное мероприятие, приуроченное к круглой дате, сколько важный этап в формировании преемственности и традиций, направленных на улучшение состояния воспитательной работы в современной Российской армии, в том числе и использование накопленного за долгие годы службы опыта ветеранов. Это своеобразная сверка часов. Лично я вижу огромный пласт деятельности на ниве воспитания патриотических чувств, и прежде всего в молодежной среде. Вечные понятия добра, справедливости, чести и достоинства ценятся во всякие времена, их надо только разглядеть, разобраться, на каких именно созидательных моментах прошлого можно поднять страну, переосмыслив их и утвердив как остовы, как фундамент. Целый мир не переделать, - замечает Николай Андреевич. - Но в своем уголке можно сделать многое...
     Николай Андреевич Моисеев родился в 1934 году на Тамбовщине, исконно русской земле, где мужчины издревле росли и воспитывались для святого предназначения - крестьянского труда или ратного служения. Он полной мерой хлебнул горя и нужды в детские годы, которые были обожжены страшным пламенем Великой Отечественной войны. С 1952 года - курсант Сумского артиллерийского училища им. М.В. Фрунзе. Уже в те годы Николай Андреевич получил практику работы с молодежью на должности секретаря комсомольской организации дивизиона этого же училища, а в 1955 году перспективный комсомольский работник стал членом КПСС. В его послужном списке такие должности, как инструктор по комсомольской работе политотдела полка, помощник по комсомольской работе начальника политотдела дивизии, а затем и армии. Затем он последовательно прошел должности старшего инструктора и начальника комсомольского отдела в политических управлениях Киевского военного округа, а также Группы советских войск в Германии.
     После окончания учебы в ВПА им. В.И. Ленина в 1974 году продолжил службу в Прибалтийском военном округе, пройдя путь от заместителя начальника политотдела армии до первого заместителя начальника политуправления ПрибВО.
     В марте 1982 года приступил к исполнению служебных обязанностей в должности члена Военного совета - начальника политуправления ТуркВО, на тот момент «воюющего» округа. Генерал Моисеев досконально разбирался в существе дела, изучал все обстоятельства, которые приводили к гибели людей, внимательно выслушивал непосредственных командиров и начальников, поощряя их желание впредь исключить или свести к минимуму случаи любых потерь среди солдат и офицеров. Он очень хорошо понимал, в каком непростом положении находились военнослужащие, выполнявшие свой служебный долг на территории Афганистана. И это понимание со стороны опытного старшего начальника вдохновляло людей, принципиально влияло на позицию офицерского состава, принимавшего ответственные решения, направленные на выполнение боевых задач в ДРА. Николай Андреевич проявлял заинтересованность и сочувствие, а в разговорах с солдатами, сержантами, офицерами предъявлял к себе высокие требования, потому что знал, что окружавшие его люди видели выражение его глаз, слышали каждый его вздох, наблюдали за его жестами и просто-напросто не простили бы ему и толики фальши, лжи и неискренности.
     Генерал Моисеев, отлично осведомленный об особенностях военно-политической обстановки в ДРА, буквально дневал и ночевал в гарнизонах, где выполняли свои задачи части и соединения 40-й общевойсковой армии, находившейся на передовом рубеже ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Диапазон его осведомленности был очень широк и захватывал не только внутриполитическое и экономическое положение в ДРА, но и подробные характеристики на командиров и политработников 40-й армии. От него не ускользали никакие сведения, касающиеся состояния боевой выучки, материально-бытового обеспечения личного состава и культурно-просветительской работы в частях. Нередко ему приходилось едва ли не с ходу принимать ответственные и неординарные решения, каждое из которых было своевременным, так как касалось сохранения жизни и здоровья личного состава, повышения морального духа войск. Во многом благодаря его усилиям в местах дислокации советских частей неоднократно высаживался «звездный десант», в который входили известные артисты эстрады, деятели культуры и искусства.
     В 1985 году последовал перевод на должность начальника политуправления ГСВГ, а в 1989 году - члена Военного совета - начальника политуправления Сухопутных войск. К сожалению, генерал-полковник Моисеев не смог в полной мере реализовать свой богатейший опыт в Главкомате Сухопутных войск. 1991-1992 годы были трагичными не только для страны в целом, но и для Вооруженных Сил в частности. Фактический развал государства, упразднение политорганов, кое-как наспех выработанная концепция реформирования армии нанесли непоправимый ущерб обороноспособности страны. Это были времена, в которые рушились идеалы, ломались людские судьбы.
     В 57-летнем возрасте Николай Андреевич оказался невостребованным для новой Российской армии. Но он выстоял как любой сильный человек. И не просто выстоял, а занимает активную гражданскую позицию в общественной жизни России. При поддержке друзей, сослуживцев появилась возможность снова реализовать свой неизрасходованный потенциал, работая в Ассоциации офицеров запаса Вооруженных Сил (Мегапир). На протяжении многих лет Николай Андреевич поддерживает Сухопутные войска, выезжает в гарнизоны, выступает на различных конференциях, работает в ветеранской организации Сухопутных войск. Он все так же собран, деловит, хорошо информирован, пользуется заслуженным авторитетом среди коллег. Являясь членом Совета директоров ассоциации и возглавляя в ней группу советников, Николай Андреевич, как и прежде, занимается привычной работой, главная цель которой состоит в улучшении качества жизни социально незащищенных слоев населения, в первую очередь ветеранов Великой Отечественной войны и военной службы, офицеров и членов их семей, солдат и сержантов срочной службы, детей, потерявших своих отцов в Чечне.
     Генерал Моисеев, сохранив все лучшие качества гражданина, военачальника и патриота, был и остается другом и учителем не одному поколению офицеров-политработников, в том числе и тем, кто курсантом прошел настоящую школу жизни военно-политических училищ, появившихся на свет 40 лет назад.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex