на главную страницу

19 Декабря 2007 года

Армия и общество

Среда

«Добро» на взлет

Ирина ЖИРНОВА, «Красная звезда».



Мальчишки мечтают о небе с детства. Многие готовы на любые испытания, лишь бы подняться к облакам на скоростном лайнере. Но вот беда: далеко не все смогут пройти жесткий медицинский отбор, потому как здоровье у молодых россиян далеко не богатырское. Впрочем, даже тем счастливчикам, которым удача улыбнулась и они были приняты в летные училища, довольно скоро предстоит узнать о том, что строгие доктора в их летной судьбе - это надолго. И рано или поздно наступает день, когда летчику медики не разрешают сесть за штурвал самолета. Так можно ли продлить летное долголетие, сохранив здоровье пилотов на долгие годы? И кто принимает решение о годности летчиков к работе в небе? Специалисты знают ответы на эти вопросы, а нашим читателям мы расскажем сегодня о врачах авиационной медицины центра врачебно-летной экспертизы 7-го Центрального военного клинического авиационного госпиталя.


     Полвека назад, в мае 1942 года, командующий Московским фронтом ПВО своим приказом учредил головной профильный госпиталь, который должен был проводить «...госпитальное обеспечение раненых и больных, проведение врачебно-летной экспертизы выздоравливающих из частей авиации фронта, а также частей ВВС Западного фронта, авиации дальнего действия и Московского военного округа». Так было положено начало созданию централизованной лечебно-эвакуационной системы и врачебно-летной экспертизы в Военно-воздушных силах. За годы войны отдел врачебно-летной экспертизы госпиталя освидетельствовал 6.698 человек, в строй вернулись более 85 процентов военнослужащих летного и инженерно-технического состава. В их числе - летчики прославленного французского полка «Нормандия-Неман», за успешное лечение которых группа врачей госпиталя была награждена орденом Почетного легиона. Герой Советского Союза Алексей Маресьев, лишившийся обеих ног, был допущен эксп0ертной комиссией в 1943 году к летной работе сначала на самолете По-2, а позже на боевом истребителе, на котором мужественный летчик совершил 86 боевых вылетов и сбил 7 вражеских самолетов.
     Послевоенные годы поставили перед авиационными врачами новые задачи. Дело в том, что на вооружение в части пришли новые типы самолетов. Реактивная техника требовала искать принципиально новые подходы к решению проблемы возможной утраты здоровья летчиков и их дисквалификации. Специалисты госпиталя разработали специальные функциональные пробы в интересах врачебно-летной экспертизы. В итоге долгой и кропотливой научной работы были выработаны новые требования к состоянию здоровья летчиков. Согласитесь, не каждый человек способен на высокой скорости управлять даже обычным автомобилем. Что же говорить о реактивном самолете, полет на котором связан с большими перегрузками и огромным нервным напряжением. Все эти факторы надо было не только предусмотреть и объяснить, но и сделать так, чтобы они не влияли негативно на летчика, не создавали препятствий для выполнения полетного задания.
     Но развитие техники шло высочайшими темпами, а посему перед медиками довольно скоро встал вопрос о космических полетах. Мы рассказывали о подготовке полетов животных в космос, которые явились началом космической эры. Но полет человека на космическом корабле - это был прыжок в неизвестность. Многое было на уровне предположений, теоретических выкладок, которые предстояло проверить в лабораторных условиях. В конце 1940-х годов в госпитале был создан научно-исследовательский отдел в составе 8 научных лабораторий, в том числе барокамерных испытаний, радиальных ускорений, исследования дыхания под избыточным давлением кислорода и клинико-психологической лаборатории. Уже в 1959 году госпиталь приступил к отбору и стационарному медицинскому обеспечению подготовки первого отряда космонавтов, включая и Юрия Гагарина, который стал первым космонавтом планеты.
     Космонавтов обследовали самым тщательным образом. Только абсолютно здоровые люди могли пройти сито профессионального отбора. Экспертные оценки выносила специально созданная Главная медицинская комиссия во главе с генерал-майором медицинской службы А.Н. Бабийчуком. Представляете, какая ответственность лежала на сотрудниках этой комиссии? Без преувеличения, мирового масштаба и вселенской значимости. Параллельно с обследованиями кандидатов на полет в космос шла разработка функциональных проб, психологических тестов, обоснование методов и форм психофизиологической подготовки. Все было тогда впервые, но это не снимало с врачей ответственности. Им было интересно и радостно работать, все сотрудники были готовы буквально дневать и ночевать в госпитале, но при этом никто не жаловался на усталость. Энтузиазм и гордость оттого, что именно им выпала честь быть причастными к истории, которая творилась на их глазах, помогала решать практически любые задачи.
     Но вернемся к летчикам и врачебно-летной экспертизе. Как вам теперь уже ясно, в госпитале накоплен уникальный опыт и научный материал, позволяющий не только тщательно обследовать летный состав, но и заблаговременно принимать меры, препятствующие развитию профессиональных заболеваний. Задача эта непростая, но выполнимая, особенно если учесть, что возложена она на специалистов Центра врачебно-летной экспертизы (ЦВЛЭ) под руководством полковника медицинской службы К.В. Пономаренко.
     Моим гидом любезно согласился стать заместитель начальника госпиталя по медицинской части полковник медицинской службы Андрей Колесников. Мы с ним говорим о том, что в последнее время наметилась довольно странная тенденция: некоторые облеченные властью начальники уверенно стали говорить о том, что для квалифицированного врача нет никакой разницы, кого и от чего лечить. Другими словами, нет никакой нужды иметь специалистов авиационной медицины, достаточно врачей общей практики. Мол, аппендицит он и есть аппендицит, и неважно, где и кем служит пациент. Андрей Викторович с такой позицией совершенно не согласен:
     - Весь опыт, накопленный за время существования авиационной медицины, свидетельствует об обратном. Пилотов должен наблюдать и лечить специально подготовленный специалист. Для этого существует специализированная кафедра в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Но дело в том, что сейчас там основы нашей специальности преподают в общем виде, для всех понемногу. И только уже в госпитале эти молодые медики под руководством опытных коллег становятся настоящими авиационными врачами. Понимаете, у летчиков многие заболевания протекают не так, как у обычных пациентов. Отдельный вопрос - профилактика профессиональных заболеваний, продление летного долголетия. Ведь век военного летчика короток, многие уже к 35 годам, а то и раньше списываются с летной работы по состоянию здоровья. Между тем подготовка пилота занимает много времени и обходится государству в солидную сумму. А в итоге мы имеем следующее: у профессионалов высокого класса летное долголетие составляет порядка 10 лет. Так что наша задача состоит в том, чтобы не допустить преждевременного ухода пилотов, сохранить их здоровье.
     Для решения этой задачи в госпитале есть все необходимое. Совершенствуются специальные методы обследования и лечения летного состава, разрабатываются медицинские стандарты врачебно-летной экспертизы, нормативы профессиональных качеств летчика.
     - Особое внимание, - продолжает рассказ Колесников, - уделяется исследованиям, в которых моделируются условия и факторы летного труда. Мы применяем специальные методы исследования физиологических функций, что позволяет получать наиболее полное представление о состоянии организма, его резервных возможностях и профессиональной работоспособности летчика в условиях реального полета. Все это стало возможно после разработки и внедрения в 2002 году аппаратно-программного комплекса обследования летного состава при проведении стендовых нагрузочных проб. Аналогов этот комплекс не имеет, является уникальной отечественной разработкой, которой могут позавидовать иностранцы. Здесь моделируются воздействия различных факторов полета: гипоксия, декомпрессия, угловые ускорения, перегрузки и тому подобное. В этом году мы ввели в эксплуатацию современный аудиовестибулометрический комплекс, позволяющий выйти на принципиально новый уровень оценки функционирования вестибулярного анализатора у летного состава. В будущем для оценки мозговых функций у летчиков мы надеемся приобрести нейрофизиологическое оборудование экспертного класса. Хочу отметить, что стенды используются не только для экспертизы, но и для тренировок летного состава. Дело в том, что современные военные авиаторы в силу экономических причин не выполняют установленной нормы полетов: более чем у 40 процентов летчиков отсутствует необходимая летная практика. Это плохо со всех сторон: меньше практики, меньше тренированности организма, что неблагоприятно сказывается на здоровье.
     Признаюсь, меня этот факт озадачил. Казалось бы, меньше летает пилот - здоровее будет. Врачи же уверенно утверждают, что это не так. В любой профессии важна практика, предполагающая выработку автоматизма навыков (в данном случае управления самолетом) и привыкание организма к определенным нагрузкам. В пилотировании воздушных судов человеческий фактор выходит на первый план, что доказал разбор причин авиакатастроф последних лет. Именно ошибки пилотов стали причиной трагедий, унесших сотни человеческих жизней. Значит, нужно больше тренироваться, и если обстоятельства не позволяют подниматься в небо, то делать это нужно на земле на специальных стендах. Так что комплекс работает в полную силу, помогая военным летчикам и здоровье сохранить, и профессиональную подготовку улучшить.
     Люди военные лечиться не любят. Этот факт, к сожалению, не требует доказательств, и летчики - не исключение. Пройдя строгий отбор, многие уверены, что их богатырское здоровье не изменится в течение всей службы. На недомогания внимания не обращают, занимаются самолечением. К чему это приводит, известно: стремление избавиться от болезни собственными силами оборачивается полной противоположностью - ее затяжному течению и длительному лечению. За последние годы в 1,5 раза возросло количество случаев прибытия летчиков на стационарную ВЛЭ в стадии острого заболевания. В первую очередь это касается заболеваний желудочно-кишечного тракта, щитовидной железы и придаточных пазух носа.
     - Конечно, - комментирует эти цифры полковник Колесников, - во многом случаи самолечения связаны с проблемой взаимного доверия летного состава и авиационного врача. Но это с одной стороны. А с другой - отсутствует соблюдение основных принципов здорового образа жизни, физической культуры. Сами пилоты перестали следить за своим здоровьем. Врачи в последнее время вынуждены констатировать устойчивый рост (10 процентов) числа военных летчиков с избыточной массой тела. Да и набираем мы в летные училища не богатырей. Почти у 20 процентов курсантов диагностируется парциальная недостаточность здоровья: в списке недугов язвенная болезнь, гепатит, понижение остроты зрения, остеохондроз, аномалии развития органов. А ведь речь о молодых людях 19-20 лет от роду. Приходится планировать медикам существенное расширение объема обследования при первичном медицинском отборе кандидатов к поступлению в летные училища.
     Нельзя не согласиться со специалистами, но где же тогда наберут необходимое количество этих самых кандидатов, подумалось мне, если в настоящее время конкурс в летные училища не превышает 1-1,5 человек на место? По вполне понятным причинам молодежь не рвется надеть погоны, летать-то можно и на гражданских лайнерах. Работа гораздо спокойнее, никаких перегрузок, боевых вылетов, бытовой неустроенности, постоянных переездов из гарнизона в гарнизон.
     - Ситуация складывается действительно непростая, - говорит начмед
     7-го ЦВКАГ. - Врачам сложно принимать экспертные решения. Мы столкнулись с необходимостью проведения превентивной реабилитации, восстановления функциональных резервов летного состава, прибывающего на медицинское освидетельствование. И новая проблема: за последние 5 лет в наш госпиталь направляется на реабилитацию не более 40 человек в год, хотя мы имеем возможность принимать порядка 300 летчиков ежегодно. И это при том, что процент охвата летного состава санаторно-курортным лечением не превышает 30 процентов от числа в нем нуждающихся.
     Так что получается: в санатории не попадают, потому что все хотят отдыхать в летнее время с семьями, а зимой в одиночку неинтересно. А от авиационного врача таятся, чтобы со службы не списали? В итоге часто болезнь прогрессирует, требуется долгое лечение, а то и списание с летной работы. Специалисты в один голос утверждают, что им приходится все чаще применять дорогостоящие лабораторные и инструментальные методы исследования. Медикам все сложнее отделить прогрессирование основного заболевания и снижение функциональных резервов. В результате в настоящее время всем стало предельно ясно, что необходимо подготовить новое положение о медицинском освидетельствовании летного состава с учетом реального положения дел. И такая работа уже ведется.
     - Несмотря на все трудности, - говорит Андрей Колесников, - мы с оптимизмом смотрим в будущее. В нашем госпитале разработана и одобрена начальником ГВМУ МО РФ Концепция и Комплексная программа развития
     7-го ЦВКАГ на 2005-2007 годы и на период до 2010 года как головного медицинского учреждения Минобороны по вопросам экспертизы и реабилитации летного состава. Суть этого документа - в переориентации работы на совершенствование методов ранней и доклинической диагностики заболеваний авиаторов, предупреждение возникновения и развития профессионально обусловленных форм заболеваний, совершенствование методов восстановительного лечения, разработку единых технологий экспертизы профессионального здоровья летного состава. На уровне нашего министерства принято решение о создании на базе госпиталя Центра восстановительного лечения летного состава государственной авиации.
     Объединив усилия специалистов нашего госпиталя и ЦВЛК МО РФ, мы подготовили новую редакцию «Руководства по авиационной медицине», в которой клинический раздел существенно расширен. В настоящее время активно внедряется новейшая концепция клинической авиационной медицины, которая выступает в качестве научной и методологической основы практической деятельности авиационных врачей в системе ВЛЭ. Перед специалистами по летной экспертизе стоят такие важные задачи, как организация проведения опережающих научных исследований, касающихся прогноза состояния профессионального здоровья летчиков. Не менее важно изучить отдаленные последствия профессионально обусловленных заболеваний и причин смертности летного состава. Работают специалисты и над проблемой разработки новых экспертных подходов к освидетельствованию пилотов старше 40 лет с учетом требований к профессиональной деятельности на летательных аппаратах 5-го поколения. Мы планируем модернизировать стенды, моделирующие основные факторы полета, применяя при этом самые современные медицинские технологии. Важен и вопрос разработки новых методов оценки функций основных органов и систем организма. И, конечно же, мы просто обязаны организовать аттестацию врачей лечебных учреждений ВВС по вопросам ВЛЭ.
     Известный литературный герой утверждал, что спасение утопающих дело рук самих утопающих. Применительно к нашей теме можно сказать, что пилоты сами должны более внимательно относиться к собственному здоровью. Но и медики не даром едят свой хлеб. За последние пять лет им удалось в несколько раз снизить количество случаев плохой переносимости стендовых исследований в процессе проведения медицинского освидетельствования летного состава. Благодаря разработке и применению щадящих неинвазивных методов лечения и реабилитации удалось снизить уровень дисквалификации летчиков по медицинским показаниям до 5 процентов. Около 200 летчиков были восстановлены на летной работе, более 5 тысяч пилотов прошли курс восстановительного лечения и вернулись в свои части. Командование 7-го ЦВКАГ и медицинская служба ВВС приняли решение об обязательном прохождении курса восстановительного лечения в госпитале летчиков после катапультирования, серьезных авиационных инцидентов, а также после участия в выполнении заданий в ходе проведения контртеррористических операций.
     И все-таки мальчишки продолжают мечтать о небе, о профессии военного летчика. На прощание я задаю полковнику Колесникову вопрос о том, что таким юношам делать, как готовить себя к медицинскому отбору? Он улыбается:
     - Никаких секретов нет, все правила известны: занятия физической подготовкой, правильное сбалансированное питание, отсутствие вредных привычек и очень сильное желание прийти именно в эту сложную, но такую прекрасную профессию. Ведь смог же Маресьев подняться в небо без ног. Именно врачи вынесли решение о такой возможности, оценив его волю и профессиональные качества. Просто надо много работать и верить, заботиться о здоровье. Тогда все получится, а медики помогут сохранить летное долголетие на долгие годы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex