на главную страницу

21 Декабря 2007 года

«КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» - ЧЕЛОВЕК И ОРУЖИЕ

Пятница

ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА

(о советском металлическом самолете)



     «Красная звезда» своими газетными средствами боролась за оснащение армии и флота современным вооружением и техникой, информировала читательскую аудиторию о всех новинках в этой области.
     В этом юбилейном номере мы публикуем рядом два материала, посвященных отечественной авиации, чтобы читатель мог мысленно окинуть взглядом путь, пройденный страной и армией. Напомним, что в 1924 году юная «Красная звезда» не могла иллюстрировать свои публикации снимками - печатались только штриховые рисунки. Материал же о ныне знаменитом Су-27 примечателен тем, что это было первое упоминание об опережавшем свое время истребителе в открытой печати.
     Из публикации о «Тополе-М», подвижном грунтовом ракетном комплексе, не имеющем аналогов в мире, читатели тоже узнали немало такого, о чем публично ранее не говорилось.


     Металлические самолеты за границей уже насчитывают за собой шести- семилетнюю давность. Материалом для них служит, как известно, дюралюминий — металл, представляющий собой сплав из алюминия, магния и меди. Преимущества металлических самолетов над деревянными, заключающиеся в большей прочности и легкости первых, в меньшей чувствительности материала к изменениям атмосферных условий и большем удобстве ремонта, заставили ряд заграничных заводов тотчас же перейти к массовому их производству. Мы до последнего времени снабжались металлическими самолетами исключительно из-за границы.
     Состав дюралюминия в России был скоро и легко разгадан, но массовое производство его затруднялось недостатком необходимых технических средств. Однако соответствующие опыты в советских лабораториях велись неутомимо. Настойчивость и энергия наших ученых работников в конце концов увенчались усп0ехом. Осенью 1922 года была изготовлена первая партия советского дюралюминия, названного по имени Кольчугинского завода, где он вырабатывался, кольчугалюминием.
     Первой постройкой, сконструированной из этого металла Центральным аэрогидродинамическим институтом, были аэросани. Вместе с четырехместной кабинкой они весили столь мало, что их без труда поднимали четверо людей. Из кольчугалюминия же была построена скользящая аэролодка (глиссер), имеющая чрезвычайно мелкую осадку и могущая свободно проходить самые мелкие места, мели и пороги.
     И, наконец, советский кольчугалюминий выступил соперником германского дюралюминия в авиации.
     Создалась комиссия, на которую была возложена задача по использованию кольчугалюминия для постройки самолетов, выполнения соответствующих расчетов и конструктивных схем. К этому делу были привлечены рабочие Кольчугинского завода, являвшиеся при комиссии переменным составом; последнее делалось с целью накопления обученного ядра на заводе для будущего массового производства.
     Весной текущего года комиссия выпустила первый металлический самолет, рассчитанный на двоих пассажиров и летчика, с мотором в 100 сил. Эта блестящая победа советского самолетостроения демонстрировалось на Московском аэродроме им. тов. Троцкого 26 и 28 мая. Самолет поднимался на высоту 900 метров. Скорость аппарата—170 километров в час при 1.600 оборотах мотора соответствовала данным, намеченным конструкторами при первоначальном расчете.
     В июне самолет уже производил полеты с пассажирами, вступив таким образом в ряды испытанных, нормально эксплуатируемых самолетов.
     Кольчугинский самолет — первая ласточка советского самолетостроения – заставляет надеяться, что весна и расцвет нашего воздушного флота не за горами.
     
НАБЛЮДАТЕЛЬ.
     «Красная звезда»,
     13 июля 1924 г.
     № 157



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex