на главную страницу

26 Декабря 2007 года

Страна и мир

Среда

Поезд объединения

Владимир КУЗАРЬ, «Красная звезда».



11 декабря с южнокорейской станции Мунсан отошел поезд. Через час он уже был у одной из самой охраняемой в мире границы, пересек ее и еще через 30 минут прибыл на северокорейскую станцию Пханмун. А еще через некоторое время отправился в обратный путь. Такие поезда теперь будут ходить ежедневно пять раз в неделю, кроме выходных, и перевозить ежемесячно примерно по 12 тыс. тонн грузов в обе стороны.

     
Дан старт движению


     Хотя между конечными пунктами железнодорожного пути всего лишь несколько десятков километров, к тому, чтобы по нему стали ходить поезда, КНДР и Южная Корея продвигались более полувека. С того момента, когда в результате Корейской войны 1950 - 1953 годов было не только прервано железнодорожное сообщение между севером и югом полуострова, но и расколота на две части сама страна. Вот почему возобновление движения поездов было воспринято по обе стороны границы как начало процесса объединения Севера и Юга, или, как кто-то образно сказал, «воссоединения кровеносных сосудов единой корейской нации».
     Стать на «колею объединения родины и процветания нации» Пхеньян и Сеул договорились еще в 2000 году, когда КНДР впервые посетил президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун. Тогда он и лидер Северной Кореи Ким Чен Ир подписали Совместную декларацию, объявленную как программа развития межкорейских отношений, достижения мира на полуострове, сопроцветания нации и объединения страны. Согласно ей начались встречи разделенных войной родственников, Сеул стал оказывать КНДР гуманитарную помощь, а в северокорейском приграничном городе Кэсон развернулось создание совместной промышленной зоны. Сейчас в Кэсоне на десятках предприятиях с южнокорейскими инвестициями работают около пяти тысяч северян. Тогда же стороны договорились и о возобновлении железнодорожного движения между Севером и Югом. Все технические работы по соединению рельсовых путей были завершены спустя три года. После трудных переговоров удалось договориться, что испытательные поездки составов состоятся в мае 2006 года. Но этого не произошло.
     Из-за американского прессинга, причисления Вашингтоном КНДР к «странам-изгоям» и «оси зла» Пхеньян пошел на ряд демонстративных шагов - активизировал свою ядерную программу, вышел из Договора о нераспространении ядерного оружия, объявил об обладании ядерным оружием и даже провел осенью 2006 года испытание атомной бомбы. Ситуация на Корейском полуострове обострилась до предела, что, естественно, привело к новой напряженности в отношениях Севера и Юга. Возвратиться к вопросу о своем сближении стороны смогли после того, как наметились пути по урегулированию проблем, связанных с ядерной программой Пхеньяна. Сеул возобновил поставки продовольствия в КНДР, а также изъявил желание существенно расширить экономическое сотрудничество со своим северным соседом.
     2 - 4 октября 2007 с официальным визитом КНДР посетил президент Южной Кореи Но Му Хен.
     В отличие от своего предшественника, прибывшего семь лет назад в Пхеньян самолетом, Но Му Хен вышел на границе из пуленепробиваемого «мерседеса» и пересек ее пешком, заявив: «Эта черта, как стена, полвека разделяла наших граждан. Она будет постепенно стерта, и стена падет. Сейчас я перейду через нее и надеюсь, что потом все больше и больше людей сделают это». На центральной площади северокорейской столицы Но Му Хена криками «Воссоединим родину!» приветствовали тысячи жителей Пхеньяна. Подчеркивая важность момента, встречать южнокорейского гостя вышел лично Ким Чен Ир.
     Итогом этого визита стала подписанная лидерами двух стран декларация о мире и совместном процветании. В ней закреплено намерение сторон прекратить вооруженное противостояние и провести трех- или четырехсторонний саммит для обсуждения будущего мирного договора между КНДР и Южной Кореей. Необходимость этого шага продиктована прежде всего тем, что после окончания Корейской войны обе страны фактически находятся в состоянии перемирия, что тормозит рост доверия между ними. Пхеньян и Сеул также продекларировали готовность «решать самостоятельно все вопросы об объединении, отдавать приоритет достоинству и интересам нации», развивать экономическое и гуманитарное сотрудничество, активизировать обмен и контакты в области науки, образования, культуры и спорта.
     Уже само расширение двустороннего сотрудничества открывает для руководства КНДР возможность изменить к лучшему ситуацию в экономике страны, которая в настоящее время переживает определенные трудности. Свою выгоду получит и Южная Корея. Например, ожидается, что восстановление железнодорожного сообщения с КНДР и соединение железной дороги северного соседа с российской Транссибирской магистралью снизят расходы Южной Кореи на транспортировку товаров в Европу на 20 процентов и сократит время перевозки на треть. Кстати, недавно Южно-Корейская национальная ассамблея опубликовала расчеты, связанные с объединением Севера и Юга. Согласно им, на это придется, как сообщает «Сеульский вестник», потратить от 850 млрд. до 1,3 трлн. долларов. При этом чем дальше тянуть с объединением, тем дороже это обойдется для Южной Кореи. Если объединение произойдет в 2015 году, расходы составят 858 млрд. долларов, в 2020 году - 991 млрд., в 2025 году - 1,15 трлн., а в 2030 году - 1,32 трлн. долларов. Более того, по мнению исследователей, экономика Южной Кореи потеряет миллиарды долларов и в том случае, если объединения не произойдет. Они считают, что скрытые издержки из-за продолжающегося раскола в период с 2016 по 2045 год составят 1,31 млрд. долларов, в период с 2021 по 2050 год достигнут почти 1,5 трлн. долларов. То есть опять-таки это говорит о том, что скорейшее объединение выгодно Югу.
     
Камни на колее

     Реализуя достигнутые на высшем уровне договоренности, главы правительств Южной Кореи и КНДР провели в середине ноября в Сеуле переговоры. На них было подписано соглашение о конкретных направлениях сотрудничества на 2008 год, включая создание зоны мира в Желтом море, расширение деловой активности Южной Кореи в КНДР, строительство железных и автомобильных дорог на севере полуострова, расширение контактов между людьми.
     Однако ожидать, что «поезд объединения» очень быстро наберет скорость экспресса и привезет к воссоединению Севера и Юга по немецкому образцу, не приходится. Уж слишком много накопилось недоверия и претензий друг к другу, на преодоление которых понадобится десятки лет. О чем, в частности, свидетельствуют и первые переговоры по спорным вопросам.
     Так, одним из камней преткновения стала проблема морской границы в Желтом море. Ее роль играет так называемая северная разграничительная линия, которая была проведена по окончании Корейской войны 1950 - 1953 годов командованием войск ООН, где тогда заправляли американцы. Пхеньян никогда ее не признавал и постоянно требовал переноса линии в южном направлении. Именно в районе границы, богатом голубым крабом, в 1999 и 2002 годах произошли серьезные вооруженные стычки, сопровождавшиеся потерями с обеих сторон в живой силе и технике. Состоявшиеся уже после встречи Ким Чен Ира и Но Му Хена - в ноябре и декабре - переговоры военных делегаций Севера и Юга так и не сдвинули проблему с «мертвой точки».
     Еще одна проблема не только для отношений Севера и Юга, но также региона и мира в целом - это вопрос денуклеаризации Корейского полуострова. Напомним, что, став на путь оказания силового давления на Пхеньян, Вашингтон спровоцировал северокорейские власти на ускорение своей ядерной программы как средства защиты от внешних попыток сменить существующий в стране режим. Вместе с тем было понятно, что продолжение ядерной программы Северной Кореи и тем более обладание КНДР ядерным оружием создавало бы прямую угрозу всему миру. Ценой огромных усилий и объявлением о взаимных уступках участники шестисторонних переговоров - КНДР, Южная Корея, КНР, Россия, США и Япония - добились определенного успеха в этом вопросе. В феврале 2007 года Пхеньян фактически согласился свернуть разработки в ядерной сфере в обмен на экономическую и гуманитарную помощь, обещание США исключить Северную Корею из стран «оси зла» и отменить торговые санкции.
     В результате очередного раунда шестисторонних переговоров в конце сентября власти КНДР согласились демонтировать реактор в Йонбене, остановленный в июле, а также предоставить информацию о проводимой программе обогащения урана к концу 2007 года. Надзор за мероприятиями по остановке ядерного реактора в Йонбене и их финансирование были возложены на Вашингтон. В свою очередь Китай, Япония, США, Россия и Южная Корея пообещали предоставить КНДР 1 млн. тонн мазута либо эквивалентную экономическую или гуманитарную помощь.
     Посетив в конце ноября Северную Корею, помощник госсекретаря США Кристофер Хилл заявил, что Пхеньян выполняет свое обещание вывести из строя ядерный комплекс в Йонбене. Причем делает это «так быстро, как это только возможно». Тем не менее у Вашингтона, оказывается, есть серьезные претензии к северокорейским властям. Они, по словам Хилла, не указали все имеющиеся ядерные материалы, установки и программы. И, в частности, скрыли наличие тайной программы обогащения урана до оружейного уровня. Ее северокорейцы якобы осуществляли с помощью Пакистана. Об этом говорится и личном письме Джорджа Буша лидеру КНДР, направленном 1 декабря. Начав со слов: «Дорогой генеральный секретарь», американский президент призвал Ким Чен Ира продекларировать три ключевых пункта ядерной программы Пхеньяна - точное количество радиоактивного материала, произведенного КНДР в целях создания ядерного оружия, количество сконструированных боезарядов и возможность поставок радиоактивного материала или ядерных технологий в другие страны. «Я подчеркиваю, что информация о ядерной программе должна быть полной, достоверной и точной», - заканчивает свое послание Джордж Буш.
     Комментируя это послание, американские эксперты подчеркивали, что КНДР, по данным Пентагона, располагает не менее чем 50 килограммами оружейного плутония. И если Пхеньян заявит меньшее количество, то в Вашингтоне возникнут новые сомнения в искренности намерений северокорейских властей. А раз так, то из «черного списка» Северную Корею вычеркивать не станут, и недавно казавшиеся реальными планы ядерного разоружения КНДР вновь окажутся под угрозой провала. Из всего этого следует вывод, что Вашингтон так и не определился в своих планах относительно Северной Кореи. С одной стороны, США заинтересованы в ликвидации ядерной программы КНДР, а с другой - они прекрасно понимают, что, возможно, последующие после этого денуклеаризация Корейского полуострова и объединение Севера и Юга поставят под вопрос необходимость американского военного присутствия в Южной Корее. Да и необходимость дальнейшего пребывания американских военных баз на территории Японии, главного союзника США в регионе, трудно будет объяснить. Как пишет «Уолл-стрит джорнэл», ключевая проблема для США состоит в том, как сохранить военные альянсы Вашингтона с обоими этими государствами, если северокорейская угроза, служившая главным оправданием для этих альянсов, исчезнет.
     Между тем Соединенные Штаты заинтересованы не только в сохранении, но и в наращивании своего военного присутствия в регионе. Причем не делают секрета для чего - сдерживания растущей мощи Китая. В этой связи некоторые наблюдатели допускают, что Вашингтон попытается разыграть северокорейскую карту. Во всяком случае вброс информации на этот счет уже происходит. Та же «Уолл-стрит джорнэл» написала, что «ряд официальных лиц в США и азиатских странах, встречавшихся со своими северокорейскими коллегами, говорят, что Пхеньян видит в долгосрочном присутствии США потенциальный противовес растущей экономической и военной мощи Китая в регионе». А бывший южнокорейский президент Ким Дэ Чжун, выступая в Вашингтоне 17 сентября, заявил, что северокорейцы согласятся с размещением 30 тысяч американских солдат в Южной Корее (с ядерным оружием на складах и на подводных лодках) и что взаимопонимание с Пхеньяном поможет Вашингтону сдерживать Китай. Об этом же, ссылаясь на неких северокорейских представителей, говорил также губернатор Нью-Мексико и демократический кандидат в президенты Билл Ричардсон: «Северная Корея видит себя вероятным союзником Соединенных Штатов, другими словами, союзником против Китая, видит себя в роли стратегического буфера между США и Китаем».
     
С революционным духом

     Однако такой поворот событий трудно себе представить. «США за все годы существования КНДР, - пишет, например, газета «Нодон синмун», - только и делали, что демонстрировали враждебность и агрессивность в отношении Северой Кореи. В результате у северокорейцев сложился прочный иммунитет не доверять американской политике». И то что Пхеньян не спешит, хотя и обещает предоставить до 31 декабря все данные по своей ядерной программе, расстаться с секретами, объясняется опять же недоверием к США. Тем более что Вашингтон пока не сделал шагов навстречу северокорейцам, продолжает тянуть с дипломатическим признанием и оказанием экономической помощи КНДР.
     Хорошо известно и отношение Пхеньяна к военному присутствию США на юге полуострова. В северокорейской столице считают, что американские войска, расположенные в Южной Корее, являются агрессивными силами, которые препятствуют объединению страны. И пока это будет продолжаться, не может быть обеспечен мир на полуострове, а корейская нация не сможет объединиться. Поэтому, требуя немедленного вывода американских войск из Южной Кореи, руководство КНДР одновременно призывает воинов Корейской народной армии крепить революционную бдительность и боеготовность.
     Кстати, в эти дни исполняется 16 лет, как верховным главнокомандующим КНА был назначен Ким Чен Ир. Именно с его руководством в стране связывают новое лицо своих вооруженных сил, достигнутые успехи в укреплении их боевой мощи. Согласно господствующему принципу «Учения прежде всего», основной упор в армии делается на интенсивную подготовку войск, их учебу в условиях, максимально приближенных к боевым. Сами же воины демонстрируют «высокий революционный дух, главное содержание которого готовность грудью защитить вождя, неукоснительность в выполнении его воли и героическая самоотверженность в защите своего народа и страны».
     Итак, «поезд объединения» Севера и Юга пришел в движение, которое будет, это понятно всем, непростым. Вот и новый президент Южной Кореи Ли Мен Бак, избранный на этот пост 19 декабря, заявил, что с Пхеньяном надо быть пожестче. «Ситуация, при которой прежняя администрация лишь односторонне действовала в пользу Северной Кореи, изменится», - подчеркнул он. А отсюда напрашивается вывод, что уже в ближайшее время «поезд» может вновь зайти в тупик.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex