на главную страницу

29 Декабря 2007 года

Страна и мир

Суббота

ГОД РЕАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



События прошедшего года отчетливо демонстрируют, что Российская Федерация все прочнее и прочнее занимает одно из ведущих мест на мировой политической сцене. Сегодня ни одно значимое для международного сообщества решение не принимается без учета мнения Москвы. В канун Нового, 2008 года представители Министерства иностранных дел России поделились с журналистами своим видением роли и места России в системе международных отношений, рассказали о достигнутых дипломатическим ведомством успехах и ответили на вопросы ведущих национальных СМИ, в том числе и «Красной звезды».

     
СНГ: свобода выбора

     Подводя итоги уходящего года первый заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Денисов подчеркнул, что СНГ – это универсальная площадка для политического диалога между ее участниками и контроля за выполнением принятых в формате Содружества решений. Подтверждением этому, по его словам, стали итоги саммитов глав государств СНГ - неформального в Санкт-Петербурге (10 июня) и официального в Душанбе (5 октября). При этом особое внимание обращает на себя тот факт, что впервые за последние годы и в северной столице России, и в столице Таджикистана собрались практически все руководители стран–участниц Содружества (в Душанбе отсутствовал только Виктор Ющенко). Важнейшим их итогом стало принятие Концепции развития СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации. Несмотря на то, что не все страны подписали концепцию и план (Туркмения и Грузия), а некоторые государства оставили за собой право на особое мнение по ряду положений, указанные документы являются основополагающими для дальнейшего поступательного движения Содружества вперед.
     Кроме того, в Москве считают очень важным, что государства–участники Содружества независимых государств сочли все-таки возможным отказаться от радикальных идей его реформирования. По словам Денисова, в вопросах дальнейшей интеграции на постсоветском пространстве необходима постепенность, поэтапность и многопрофильность, так как каждая из 12 стран Содружества имеет свою многовекторную международную политику, основанную на национальных интересах. Именно поэтому в основу участия СНГ и заложены принципы добровольности, свободы выбора взаимодействия в тех или иных политических, экономических, гуманитарных проектах, осуществляемых в формате Содружества.
     
Российский фактор ООН

     События уходящего года также убедительно подтверждают, что в мире складывается качественно новая геополитическая ситуация, определяемая прежде всего нарождающейся многополярностью. Ведущую роль в ее становлении играет многосторонняя дипломатия, опирающаяся на международное право. В этих условиях, как подчеркнул заместитель министра иностранных дел РФ Александр Яковенко, Организация Объединенных Наций, ее Устав представляют собой необходимое универсальное регулирующее начало для обеспечения предсказуемости и доверия в международных отношениях. Исходя из этого, Россия намерена активно продолжать играть уравновешивающую роль в глобальных делах, используя свои возможности в сегодняшнем мире.
     Александр Яковенко с удовлетворением отметил возрастание уровня поддержки инициированных Россией резолюций по мерам транспарентности и укрепления доверия в космосе и по информационной безопасности. При содействии России Генассамблеей ООН принята политически насыщенная резолюция по Афганистану, подкрепляющая усилия Совета Безопасности по постконфликтному обустройству этой страны, противодействию исходящим с его территории террористической и наркотической угрозам.
     Важным для интересов России стало принятие резолюции ГА по современным формам расизма, осуждающей героизацию нацистов и направленной против пересмотра итогов Второй мировой войны. Благодаря проделанной работе на треть по сравнению с 2006 г. возросло число соавторов этой резолюции.
     Основным итогом работы ООН на экономическом направлении является принятие резолюций о сотрудничестве между ООН и ЕврАзЭС и о предоставлении Евразийскому банку развития статуса наблюдателя в Генассамблее ООН.
     В рамках 62-й сессии ООН состоялся также предварительный обзор выполнения глобальной контртеррористической стратегии ООН, который подтвердил, что переход к системному многостороннему сотрудничеству по противодействию терроризму пока идет сложно и тормозится политическими разногласиями по линии Север–Юг. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, так и не удается преодолеть переговорный тупик и выйти на согласование всеобъемлющей Конвенции о международном терроризме. В связи с этим Россия и далее будет продолжать действовать в Генассамблее для наращивания многостороннего взаимодействия в рамках ООН, создания более справедливого миропорядка и эффективной системы коллективной безопасности.
     
Общеевропейский нюанс

     Европейское направление внешней политики
     России в уходящем году было особенно активным. Как отметил заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко, здесь были достигнуты особенно ощутимые результаты. 2007 год отчетливо продемонстрировал, что РФ прочно вошла в тройку ведущих партнеров Евросоюза. В торгово-экономической сфере нам удалось достичь достаточно многого - сегодня Россия не просто партнер Евросоюза, но и достойный конкурент. Отношения с ним строятся в настоящее время на понятных, предсказуемых и, главное, долговременных условиях. Это относится и к вопросам нераспространения обычного и ядерного оружия, адекватного реагирования на новые вызовы и угрозы безопасности, на концептуальные подходы урегулирования конфликтов.
     Вместе с тем у нас существуют и проблемы во взаимоотношениях с Европой.
     В Москве обеспокоены «политикой открытых дверей», которую проводит НАТО. По словам Александра Грушко, такая политика унаследована от времен «холодной войны», и сегодня она не способна решить ни одну реальную проблему безопасности, а может только привести к антагонизму между отдельными государствами. Это же касается и того, что наши партнеры, к сожалению, в последние годы отходят от договоренностей, которые совместно были достигнуты с Россией в сфере укрепления военной безопасности в Европе. В связи с этим МИД РФ считает и будет добиваться того, чтобы альянс не подстраивал под себя международную архитектуру безопасности, а встраивался в нее. А это означает, что он не должен брать на себя функции глобального полицейского, как хотят некоторые партнеры Вашингтона и сами США, а был инструментом, обеспечивающим верховенство интересов безопасности не только членов альянса, но и всего международного сообщества.
     
Азиатский вектор

     Россия укрепляет свои позиции в Азиатском регионе. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел РФ Александр Лосюков. По его словам, отношения России с азиатскими странами развиваются активно и в политической, и в торгово-экономической области. Со всеми странами региона у России возрос товарооборот. Очень бурно развиваются отношения не только с Китаем, Индией, Японией, но и идет активное укрепление и развитие отношений в экономической области со средними и малыми странами.
     Особо было отмечено активное взаимодействие с Китаем. «В текущем году мы ожидаем, что товарооборот с Китаем превысит отметку в 40 млрд. долларов», - сказал Лосюков. На втором месте, по словам замминистра, оказалась Япония, товарооборот с которой составит по итогам года 18 - 19 млрд. долларов. Товарооборот с Южной Кореей составит 15 млрд. долларов, с КНДР - 12 млрд. долларов. Товарооборот России и Индии в 2007 г. ожидается на уровне 10 млрд. долларов.
     Вместе с тем замминистра указал и на проблемы. По его словам, на южных границах России сохраняется угроза, связанная с нестабильной ситуацией в Афганистане. «На этом направлении есть тенденции к ухудшению ситуации», - отметил замглавы МИД РФ. Он также обратил внимание и на складывающуюся неблагоприятную ситуацию в зоне Ближнего Востока и на Корейском полуострове.
     В связи с этим Александр Лосюков отметил все более и более возрастающую роль Шанхайской организации сотрудничества в вопросе поддержания мира и стабильности в регионе. При этом он не исключил возможности перспективного расширения ШОС, которая уже сделала очень многое для улучшения ситуации в регионе. По мнению замминистра, к этому процессу необходимо привлекать не только страны–участницы ШОС, но и наблюдателей, таких как Пакистан и Иран. «Их роль важна, так как эти государства находятся в зоне конфликта», - пояснил дипломат.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex