на главную страницу

10 Января 2008 года

Армия и общество

Четверг

Под знаком социальных преобразований

Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



Об основных итогах 2007 года и о том, каким должен стать для армии и других силовых структур 2008 год, «Красной звезде» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор ОЗЕРОВ.

     - Виктор Алексеевич, в отчете о работе Комитета по обороне и безопасности обратил внимание на такую цифру. В 2007 году общее количество поступивших в комитет документов превысило 10 тысяч. Плюс 4 тысячи документов внутренней рассылки. Не закопались?
     - Не только не закопались, но и других порой откапываем. Актуальный в связи с началом работы новой Думы пример. Вы знаете, что члены Совета Федерации стали активно участвовать в работе над законопроектами на ранних стадиях их подготовки и рассмотрения в Госдуме. В результате в 2007 году количество законопроектов, дошедших до первого чтения и принятых Госдумой в первом чтении, стало в четыре раза (!) меньше, чем количество законопроектов, рассмотренных Советом Государственной Думы и направленных в Совет Федерации. То есть три четверти законопроектов теперь отсеиваются на ранних стадиях их подготовки. Считаю, что это нормальный законотворческий процесс, главным итогом которого становится качество принимаемых законов.
     В этой связи еще один показательный пример. Такое согласование позиций членов нашего комитета, других сенаторов по законопроектам на ранних стадиях законотворческого процесса привело к тому, что в 2003–2007 годах (в период работы Думы предыдущего созыва) количество федеральных законов, принятых Государственной Думой и отклоненных Советом Федерации, сократилось в три раза (!).
     - Какое направление работы в минувшем году вы назвали бы главным?
     - А какое не очень?.. Для Комитета по обороне и безопасности нет второстепенных вопросов. Приоритетными задачами для нас в минувшем году были совершенствование законодательства в сфере национальной безопасности, о противодействии терроризму, содействие финансированию гособоронзаказа в полном объеме, повышение уровня жизни военнослужащих и их социальной защищенности, участие в международном и межпарламентском сотрудничестве, способствование военно-техническому сотрудничеству. И на каждом из этих направлений есть реальные результаты, в том числе и на законодательном фронте. К числу важных федеральных законов, одобренных в 2007 году Советом Федерации по рекомендациям комитета, я бы отнес «О транспортной безопасности», изменения в федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «Об обороне», «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» и ряд других.
     В планах на весеннюю сессию особо выделил бы законодательные инициативы членов нашего комитета. Планируется, что в Госдуму будут внесены законопроекты «О государственном контроле (надзоре) в сфере обеспечения безопасности полетов авиации в РФ» и «О развитии малой авиации в РФ». По этим документам проделана огромная работа, после их принятия развитию этой сферы в нашей стране будет дан серьезный толчок.
     - А если говорить о пробелах в нашем законодательстве - их еще много?
     - Хотел бы сразу отметить, что с законодательной точки зрения наше государства очень молодое. И моментально выстроить систему правовых отношений просто невозможно. Требуется время. Причем постоянное совершенствование законодательства - это признак действенного парламента, его реакции на определенные коллизии в правоприменительной практике. Да и сама жизнь не стоит на месте. Поэтому процесс совершенствования законодательства можно только приветствовать.
     Если же говорить о пробелах, то очень часто мы их выявляем в ходе выездных заседаний. Так случилось и на выездном заседании Комитета по обороне и безопасности на тему «О состоянии и проблемах совершенствования правового регулирования общественной безопасности в Российской Федерации (на примере Республики Карелия)», которое состоялось в Петрозаводске. Сегодня не существует единого правового определения понятия «общественная безопасность», необходимо уточнение и понятия «национальная безопасность». Отсутствие единого понимания и трактовки указанных понятий является сдерживающим фактором развития системы общественной безопасности как на федеральном, так и на региональном уровнях, затрудняет правоприменение и тормозит законотворческий процесс в субъектах Федерации. А в результате влияет и на ситуацию непосредственно в обществе.
     - Насколько эффективной оказалась работа по повышению социального статуса военнослужащих?
     - В минувшем году комитет сопровождал 29 законопроектов, касающихся вопросов социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Они касались практически всех сфер: денежного довольствия, жилищного, медицинского, пенсионного обеспечения, медико-психологической реабилитации, санаторно-курортного лечения, социального страхования. И часть этой работы военнослужащие успели ощутить. Хотел бы особое внимание обратить на то, что в последние годы периодическое повышение денежного довольствия военнослужащих стало плановым, обгоняющим инфляционные процессы.
     Мы подошли к следующему этапу. Необходимо более четко ставить вопрос об оптимизации денежного довольствия военнослужащих, предусмотреть при этом увеличение доли окладов по воинской должности и воинскому званию. Это позволит повысить и уровень пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной и правоохранительной службы. Ведь при нынешней системе ежемесячных надбавок к денежному содержанию военнослужащих и приравненных к ним лиц, существующих вне связи с окладами по воинской должности и воинскому званию, пенсии военнослужащих оказались в несколько раз меньше той суммы, которую они получали во время прохождения военной службы, и составляют 20-22% от денежного довольствия. Члены комитета считают, что эта проблема требует внимательного изучения и разрешения на уровне Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.
     - Неразрывно с проблемой денежного довольствия всегда рассматривается другая - жилищная?
     - В этой сфере необходимо признать реальные результаты. Вы знаете цифры. За последние два года количество очередников в погонах сократилось на 18 процентов. Запланировано, что к 2010 году все офицеры, заключившие первый контракт до 1998 года, будут обеспечены постоянным жильем, а к 2012 году полностью сформирован фонд служебного жилья.
     Вместе с тем проблемы остаются, более того, наряду с уже привычными появились новые. Например: при переводе к новому месту службы военнослужащие сдают свои квартиры, и эту жилплощадь жилищные комиссии гарнизонов должны распределять другим военнослужащим-очередникам. Но после принятия нового Жилищного кодекса и передачи жилищного фонда Минобороны в муниципальную собственность возникли правовые ножницы. В ряде субъектов Федерации местные власти сами взялись перераспределять такое жилье в бывших ведомственных домах Минобороны. При этом распределяют его, естественно, не офицерам-очередникам.
     Кроме того, в целях решения жилищной проблемы военнослужащих и лиц, уволенных в запас, в рамках национального проекта или отдельно возможно было бы целесообразно спланировать и осуществить программу жилищного строительства для этой категории, выделив четыре-пять регионов, развернув в них массовую качественную застройку для лиц, увольняемых из Вооруженных Сил. Такие центры можно создать по одному на Дальнем Востоке, в Уральско-Сибирском регионе, на Юге и Северо-Западе России.
     - В минувшие годы стало уже традиционным, что самые злободневные вопросы рассматриваются на заседаниях Координационного совета при председателе Совета Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы и членов их семей. На каких из них сконцентрирует свое внимание Координационный совет в 2008 году?
     - Действительно, заседания Координационного совета всегда проходят очень остро. Председатель Совета Федерации Сергей Михайлович Миронов, члены координационного совета и другие участники всегда очень близко принимают армейские проблемы. Напомню, что в ноябре 2007 года мы обсуждали проблемы денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих. Дискуссия была очень актуальной. На июнь 2008 года запланировано заседание в Ростове-на-Дону, где члены совета обсудят состояние и нормативно-правовое регулирование медико-психологической реабилитации участников боевых действий и военнослужащих, выполняющих специальные задачи. Мы в долгу перед этими людьми, ведь система реабилитации до сих пор до конца не выстроена.
     - Спасибо за беседу. И в завершение, Виктор Алексеевич, разрешите от имени коллектива редакции, наших читателей поздравить вас с 50-летним юбилеем. Ваше имя неразрывно связано со служением Отечеству, с теми положительными переменами, которые происходят в сфере национальной обороны и безопасности. Желаем вам счастья, здоровья и новых успехов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex