на главную страницу

10 Января 2008 года

Армия и общество

Четверг

Исцеляя глаза человека

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда». Фото Юрия Шипилова.



О глазах много и образно сказано в стихах и песнях: «Ах, эти черные глаза...», «Голубые глаза хороши...», «Эти глаза напротив...» Еще говорят: «Глаза - зеркало души», «Беречь как зеницу ока»... Это, конечно, поэзия, и глаза, может быть, более, чем другой орган человека, достойны художественных выражений в свой адрес. Но глаза имеют и чисто медицинский аспект. Это роговица и хрусталик, сетчатка и стекловидное тело, это зрительный нерв, напрямую идущий в мозг. А сетчатка, по существу, состоит из мозговых тканей, и окулисты недаром говорят, что глаз - это мозг, вынесенный на периферию... До 85% информации в своем развитии человек получает посредством зрения. А поскольку глаз, пожалуй, самый чувствительный и уязвимый орган человека, то он нередко страдает от различного рода недугов. Это ощутило человечество еще в древности, и при недостатках зрения люди стремились улучшить его. В XVII столетии появляются очки, и по сей день находящиеся на службе человека, а в середине прошлого века - контактные линзы. В 1970-е годы Святослав Федоров впервые в нашей стране имплантировал искусственный хрусталик и внедрил хирургические коррекции в рефракции глаза. И, наконец, сравнительно недавно революционно шагнул эксимерный лазер («эксимер» - возбудимый - англ.). С его помощью происходит, по существу, одномоментная операция. Эксимерный лазер оперирует саму роговицу, «заставляя» ее менять кривизну поверхности, которая как раз может искажать зрение. А луч лазера, производя сканирующее движение по роговице, подвергает ее ткань равномерному воздействию и формирует необходимые параметры.

     Всю эту медицинскую историю хорошо знают начальники офтальмологических отделений Центрального военного клинического госпиталя имени П.В. Мандрыки полковники медслужбы Николай Сольнов и Александр Куроедов. Разные по возрасту, опыту и даже некоторым особенностям в работе, оба изначально, не задумываясь, выбрали профессию глазного врача и шли по избранному пути, совершенствуя знания и набираясь практики. Сольнов родом из Чувашии, окончил военно-медицинский факультет при Куйбышевском мединституте, послужил в войсках на Западе и на Востоке - сначала в мотострелковом полку, а потом и в госпиталях, где и начал специализироваться по офтальмологии. А по окончании факультета руководящего состава при Военно-медицинской академии 8 лет был начальником офтальмологического отделения госпиталя в Капустином Яре.
     У Куроедова, поскольку он еще молод, все было проще: по окончании Владивостокского мединститута, где он уже начал научное проникновение в глазную сферу человека, призвался на флот и сразу попал на «горячее место» - в офтальмологию госпиталя ТОФа - там рядом с опытными специалистами постигал тонкости различных операций на глазах - при последствиях ранений, взрывов, травм, при катарактах. С таким багажом и был назначен в госпиталь им. П.В. Мандрыки.
     Так уж получилось, что Сольнов стал начальником офтальмологического отделения, а Куроедов - старшим ординатором.
     Врачи глазного отделения вели в основном консультативную работу и только мечтали о большем. Вместе с бывшим начальником госпиталя Владимиром Антонюком Сольнов взял дело в крепкие руки. ГВМУ поставило новую аппаратуру.
     Много лет служивший в войсках, ставший заслуженным врачом России, Сольнов досконально овладел офтальмологией с уклоном воинской жизни. Тема его диссертации тоже военная - «Коррекция зрения при пользовании противогазом». Но тут шагнувшие вперед время и достижения науки задали новые задачи. Николай Михайлович с головой ушел в эту сферу. Вместе с Куроедовым стали внедрять новые методики: антиглаукомные операции с использованием дренажей, клапанов, компьютерную томографию глазного дна, зрительного нерва при ранней и последующей диагностике пораженных глаукомой, лечение катаракты посредством факоэмульсификации («фако» - хрусталик) с имплантацией современных мягких хрусталиков глаза.
     Прежний, ставший классическим метод (с жестким хрусталиком) продолжает применяться и сегодня в зависимости от стадии катаракты. Но в чем была новизна? Теперь хирург, превратив ультразвуковым дроблением старый хрусталик в эмульсию, вытягивает его через микроразрез в роговице и на его место через тот же разрез в сложенном виде вводит в капсулу глаза искусственную гибкую линзу, которая самостоятельно распластывается и накрепко фиксируется. В отличие от прежней годами применяемой методики теперь уже не накладывается шов после разреза (он-то совсем малый - 2,5 мм) - сам герметически затягивается. Операция длится 10–15 минут, и больной во многих случаях в тот же день возвращается домой.
     Александр Куроедов при общей совместно с Сольновым практике сосредотачивался на лечении глаукомы. Ей посвящена и его кандидатская диссертация. Ведь что такое глаукома? Это хроническое заболевание, вызывающее гибель зрительных волокон из-за нарушения равновесия внутриглазного давления и давления в стволе зрительного нерва за решетчатой пластинкой склеры, где формируется зрительный нерв. В результате наступает прогрессирующее угасание зрительных функций глаза. И тут нужна операция. Длящаяся 30–40 минут, она заключается в создании оттока из глаза внутриглазной жидкости и в конечном итоге в сохранении оставшегося зрения. Это, говорят офтальмологи, как ржавчина в трубе: если своевременно не почистить, она разъест всю трубу...
     Оперируют глаукому давно, и с течением времени хирурги добивались все большего успеха. А сравнительно недавно открылась новая страница в хирургическом вмешательстве, и Куроедов тоже был в числе пионеров этого дела. Впервые в России была найдена новая методика исследования болезни - с помощью компьютерной ретинотомографии удалось определять толщину зрительных волокон, пораженных глаукомой, что дало возможность более определенно и надежно делать имплантации специальных клапанов и не допускать распространения болезни внутри глаза. А при запущенных случаях глаукомы в переднюю камеру глаза подводится целая клапанная система для регулирования внутриглазного давления.
     Помимо повышения результативности операции, сократилось и время нахождения больных в стационаре с 14 до 9 дней.
     И вот, когда стало ясно, что в офтальмологическом отделении госпиталя достигается своеобразный паритет - увеличение количества пролеченных больных (в 2000 году - 202, а в 2004-м - 405) и одновременно поднявшееся качество лечения, о чем говорилось выше, - было принято решение о создании в госпитале на базе одного-двух отделений, условно разделив их на лечение катаракты и глаукомы. Больше чем вдвое увеличилось количество коек, прибавился штат. А в завершение командование госпиталя в расширенном помещении сделало евроремонт.
     Кстати, специализированное отделение по глаукоме - единственное в Вооруженных Силах, и Куроедов, возглавляющий его, продолжает поднимать научный и практический уровни лечения. Он стал членом Российского глаукомного общества, шеф-редактором ежеквартального профессионального бюллетеня «Новости глаукомы», распространяющегося и за пределами страны. Сам участвует в международных форумах по глаукоме. В декабре ей была посвящена конференция с участием специалистов ближнего и дальнего зарубежья.
     Так в госпитале им. П.В. Мандрыки офтальмологи с эффективным использованием устоявшихся и новых методик - хирургических, лазерных, терапевтических - лечат глаза человека, с рождения открывающие ему мир.

     На снимках: коллектив офтальмологов всегда в полной готовности; полковники медслужбы Николай Сольнов и Александр Куроедов за работой.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex