на главную страницу

12 Января 2008 года

Тема номера

Суббота

ПРИОРИТЕТ - ТОРЖЕСТВО ЗАКОНА

Беседу вели Виталий ДЕНИСОВ, Евгений ПОДЗОРОВ, «Красная звезда».



Сегодня российские прокуроры отмечают профессиональный праздник - День работника прокуратуры Российской Федерации. 12 января 1722 года Петр I в своем Именном Высочайшем Указе повелел Правительствующему Сенату: «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору». Так 286 лет назад была образована прокуратура России.
  Накануне праздника корреспонденты «Красной звезды» встретились с заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором генерал-полковником юстиции Сергеем ФРИДИНСКИМ.

     - Сергей Николаевич, наверное, в этот день не лишним будет вспомнить историю формирования органов прокуратуры в России.
     - Органы прокуратуры существуют уже почти три века. Люди, которые их создавали, уже тогда пришли к выводу о том, что должен быть орган, который будет работать только на государство и ни на что другое. Слава Великому Петру, который создал этот орган.
     Как работник со стажем (а в органах прокуратуры я проработал около 30 лет), могу и должен сказать: это та организация, которая действительно призвана защищать интересы государства во всех сферах. У нас, пожалуй, больше нет такого органа, который имел бы законные основания, право и обязанность вмешиваться там, где нарушаются требования закона. Независимо от того, кто их допускает и от кого исходят противоправные действия. Да, у нас в стране сегодня немало ведомств, которые занимаются правопорядком, общественным порядком, которые выполняют надзорные функции в тех или иных областях. Но права и обязанности, которые возложены на органы прокуратуры, по-своему уникальны и связаны с тем, что везде и во всем прокуроры осуществляют свои полномочия, руководствуясь единственно буквой Закона, осуществляя меры принуждения и преследования, в том числе и в уголовном порядке.
     

     
Визитная карточка

     Фридинский Сергей Николаевич родился в 1958 году в г. Куйбышеве. Окончил военно-юридический факультет Военного института. В период с 1980 по 1997 г. проходил службу в органах военной прокуратуры Сибирского и Забайкальского военных округов. Прошел все должности от следователя до первого заместителя военного прокурора ЗабВО. В 1997-2000 гг. - военный прокурор Северо-Кавказского военного округа. С 2000 по 2006 г. - заместитель генерального прокурора Российской Федерации. С июля 2006 г. - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор. Награжден орденами Почета, «За военные заслуги», многими другими государственными наградами.
     

     Касаясь исторической ретроспективы, напомню, что в ходе военно-судебной реформы в середине 60-х годов XIX века юридическая служба, состоявшая из нескольких десятков одиночных аудиторов, была преобразована в крупное военно-судебное учреждение - Главное военно-судное управление Военного министерства с учреждением должности его начальника - Главного военного прокурора.
     Утвержденный в 1867 году императором Александром II Военно-судебный устав более чем на полвека стал основным военным законом, установившим в русской армии основы военно-прокурорского надзора.
     Позже органы прокуратуры не раз подвергались реформированию. За десятилетия существования Советского Союза, строительства новой российской государственности менялись полномочия, задачи, функции. Но одно оставалось непреложным - служение Отечеству и Закону.
     Жизнь не стоит на месте и сегодня. В прошлом году проведена реформа, связанная с выделением в отдельную структуру Следственного комитета. Думаю, еще рано говорить о том, какой результат это даст. Но мы не являемся консерваторами в этом плане и понимаем: если это нужно, если это принесет пользу, то мы готовы поддерживать и поддерживаем это новое начинание. Подчеркну: прокуроры всех уровней - и гражданские, и военные - с сентября 2007 года немало сделали и продолжают делать, чтобы эта новая структура нормально функционировала, чтобы не было сбоев в работе механизма вообще.
     Пользуясь случаем, я, конечно, хочу поздравить всех работников прокуратуры с праздником. Хочу пожелать всем твердости духа, принципиальности и успехов в решении тех задач, которые на каждого из нас возложены. С полной уверенностью заявляю, что независимо от того, каким станет государственное устройство, какие произойдут изменения в механизме реализации тех или иных полномочий, прокуратура всегда останется тем органом, который будет востребован государством и который не за страх, а за совесть, беспристрастно будет защищать интересы граждан, будет требовать торжества Закона и всю свою работу будет строить на том, чтобы интересы государства были на первом месте.
     - В минувшем году для обеспечения законности и правопорядка в армии и на флоте сделано немало. Как вы можете в целом охарактеризовать итоги 2007 года?
     - В целом год мы закончили с неплохими результатами. Я говорю не только о статистике и цифрах нашей внутренней работы. В первую очередь я сужу по тому, что усилиями прокурорских работников совместно с представителями всех других структур, командования соединений и частей, начальников всех уровней достигнуто заметное снижение преступности в Вооруженных Силах. За исключением войск Гражданской обороны по всем воинским формированиям снижение составило 20%. Этот показатель позволяет говорить о том, что в целом год мы завершили успешно, несмотря на то, что нагрузка на прокуроров была и продолжает оставаться высокой. Самое главное - люди добросовестно делают свое дело и выполняют свой долг.
     На мой взгляд, достигнутое - не какой-то неожиданный скачок, а результат совместных усилий в наведении правопорядка в первую очередь Министерства обороны и всех других федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, в том числе правоохранительных органов. Надеюсь, что мы удержим эти позиции и в новом году. Но, помимо преступности, нам есть еще о чем говорить. О результатах и недостатках работы в прошедшем году, думаю, будет идти речь на Коллегии Главной военной прокуратуры, которая состоится в начале февраля.
     - Едва ли не вечная тема - законность и порядок в вопросах призыва. Что изменилось в связи с сокращением сроков срочной службы, а также принятым Министерством обороны России решением о плановой ротации работников военкоматов? Есть на этом участке какие-то изменения в лучшую сторону по сравнению с предыдущими годами?
     - Результаты, конечно, есть. Мы же не просто какие-то отдельные решения принимали, два года назад решили, что эта сфера требует постоянного внимания и вмешательства. Совместно с руководством Министерства обороны мы составили большой комплексный план, и он уже не первый год реализуется.
     Но, несмотря на то, что определенная стабилизация наступила, нарушений закона все равно фиксируется еще достаточно много. Но мы никогда не питали надежд на то, что за эти два года искореним весь негатив, накапливавшийся десятилетиями. Призывная кампания - то же одна из сторон жизнедеятельности общества в принципе. Поэтому, наверное, никогда нельзя будет сказать, что проблема закрыта. Такого вряд ли стоит ожидать. Но мы стремимся к тому, чтобы нарушений в этой сфере было как можно меньше. Такая задача ставится перед всеми прокурорами и органами военного управления. Мы понимаем, что призывная комиссия - это начало, это, если хотите, лицо, ворота Вооруженных Сил. Именно по этим первым впечатлениям люди определяют, что будет дальше. Так что надеюсь, что эта работа будет приносить все больше успехов. Но не надо забывать - сам призыв и работа военных комиссариатов в частности - это та сфера деятельности, где нужны усилия всего военного и гражданского общества. Это не то место, где можно разделиться. Именно здесь начинается состыковка интересов, взглядов, возможностей, правильных и неправильных желаний людей, касающихся прохождения службы, призыва или уклонения от него. А издержек в этой работе за многие годы накопилось большое количество...
     - При многих силовых ведомствах страны действуют недавно созданные общественные советы. Действует такой совет и при Министерстве обороны. Существуют ли какие-то грани взаимодействия ГВП с этой общественной структурой?
     - Те отзывы, которые мы слышим на совместных мероприятиях, начиная от узких «круглых столов» до больших форумов и заседаний Общественной палаты и общественных советов, говорят о том, что представители этих организаций больше довольны нашей работой, чем недовольны.
     Эти и другие общественные организации ставят перед собой ту же самую цель, что и мы - наведение порядка. Вот только возможности у них несколько иные - не их задача что-то расследовать и с чем-то разбираться. Но они предают нам горячую фактуру, информацию, требующую реагирования, а мы уже знаем, что с ней делать.
     Что же касается общественного контроля и совместной работы командования с различного рода общественными организациями, то в основном она строится на паритетных и достаточно правильных началах. Есть понимание, есть желание, есть стремление к этой работе. Да, не без издержек, не без каких-то фактов негатива, который периодически всплывает. Да, всеобщего взаимопонимания еще нет и, наверное, долго еще не будет. Но общая линия в этом взаимодействии, я считаю, выстроена верно. Любой тревожный сигнал теперь не остается без внимания. И если фактура подтверждается, все заканчивается возбуждением дел и привлечением к ответственности.
     - Сергей Николаевич, могли бы вы обозначить основные перспективные направления работы прокуратуры в нынешнем году?
     - Думаю, что основные направления не претерпят большого изменения. Потому что основная законодательная база, основные каноны жизнедеятельности и Вооруженных Cил, и других воинских формирований остались прежними, не считая некоторых изменений. В том числе касаемых сроков прохождения службы, принципов комплектования войск и так далее.
     Приоритетами деятельности военных прокуроров по-прежнему останутся вопросы отстаивания экономических интересов государства, обеспечения исполнения законов в ходе реализации приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ в воинских формированиях, предупреждения насилия в армейских коллективах.
     Не менее важным является реализация правозащитного потенциала органов военной прокуратуры, особенно в вопросах обеспечения безусловного соблюдения конституционных прав и социальных гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. В том числе на жилище, здоровье, безопасные условия военной службы и многие другие. Защищать человека - прямая обязанность прокурора.
     - А есть еще проблемы, которые особенно волнуют прокурорских работников?
     - Это в первую очередь все, что связано с совершением корыстных преступлений, поскольку значительно возросла сумма причиненного ущерба. У нас есть проблемы, связанные с офицерской преступностью, с гибелью людей. Если раньше мы говорили, что основную часть составляют боевые потери и гибель людей от неуставных взаимоотношений, то теперь нас захлестнула гибель, связанная с дорожно-транспортными происшествиями, причем совершенно разных категорий военнослужащих. И таких вопросов, на которые надо ориентироваться в своей работе, немало.
     - А вопроса так называемых «дачников» - солдат, которых привлекали строить дачи, гаражи, больше нет?
     - Под страхом наказания проблему немножко сбили в том плане, что люди стали отчасти бояться, отчасти понимать, что солдаты - это не какие-то денщики, которыми можно распоряжаться как тебе хочется. Плюс к этой проблеме было привлечено большое общественное внимание, что также сыграло свою роль. По сравнению с тем, что было три-четыре года назад, острота проблемы на сегодня снята. Хотя факты привлечения военнослужащих к работам «на стороне» есть. Соответствующие уголовные дела расследуются. А люди, которые не понимают, что этого делать нельзя, привлекаются к ответственности. Вплоть до больших чинов.
     - От имени коллектива и всех читателей газеты «Красная звезда» позвольте поздравить вас и ваших коллег с праздником!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex